Цель:
- Исследование проблемы счастья в романе Л. Толстого «Война и мир» на примере женских судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони Марьи Болконской.
- Приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого – идеалам добра, верности, счастья.
- Формирование навыка самостоятельного мышления умение выражать и доказывать собственное мнение.
Форма работы – работа в группах:
- 1-я группа – исследователи судьбы Элен, прослеживают её путь.
- 2-я группа – исследователи судьбы Наташи Ростовой, выстраивают её судьбу.
- 3-я группа – исследователи судьбы Сони – двоюродной сестры Наташи.
- 4-я группа – исследователи судьбы Марьи Болконской.
Эпиграф:
– Был ли счастлив ты в жизни земной? |
А счастье было так возможно, так близко… |
На свете счастья нет, но есть покой и воля.. |
И много будет странствий и скитаний |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Вопрос о счастье – это вопрос не праздный. Наверное нет на свете человека, который не задумывался бы об это. Но выпадает оно не каждому, почему? Как решает проблему счастья сам Л.Н. Толстой?
В романе «Война и мир» рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание Толстой уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской.
Проследим и мы, как складывались их судьбы и кому выпало счастье.
2. Представление каждой группой учащихся своей героини – словесная характеристика, данная Толстым (Приложение 1) и портреты: Княжна Марья Болконская(<Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>), Наташа Ростова (<Рисунок 4>, <Рисунок5>, <Рисунок6>), Соня (<Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>) и Элен (<Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>, <Рисунок13>).
3. Краткий рассказ учащихся о судьбе героини (Приложение 2).
4. Выполнение заданий в группах на каждое задание – 3 минуты, затем – решение задания и аргументация мнения.
5. Составление выводов по исследованию (таблица).
6. Подведение итогов.
Задания
1. Дайте портрет вашей героини, как её описывает автор?
2. Проследите, о ком из героинь Толстой написал следующее:
- «заливалась своим звонким смехом», «расхохоталась так звонко и громко, что все, даже чопорная гостья, против воли, засмеялась».
- «притворная улыбка», «улыбка её не могла ни на мгновенье обмануть никого»
- «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».
- «с грустным и испуганным выражением, которое редко покидало её».
3. С какой героиней вы могли бы соотнести следующие строки из стихов Ахматовой:
Я с тобой, мой ангел, не лукавил,
Как же вышло так, что я тебя оставил?Как я люблю, как любила глядеть я
На закованные берега…Нам встречи нет, и нет разлуки…
Я знаю, ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не предавалась никогда.Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в моё лицо,
Возвратил и силу и свободу…
4. Выберете для героини соответствующие её образу определения:
Ум, преданность, высокомерие, доброта, жадность, хитрость, простота, лицемерие,
искренность, любовь к людям, эгоизм, красота, беспринципность, тщеславие,
скромность, милосердие, бескорыстие, совесть, патриотизм, верность,
религиозность, самоотверженность.
5. Кому из героинь принадлежат следующие слова:
- «Если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу».
- «Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем не взяла бы себе любовников, а я этого не сделала».
- «Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, и ему весело, и мне весело..В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только он не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые…»
- «И надо было ему нарочно, когда мы здесь приехать в Петербург. И надо нам было встретиться на этом бале. Ясно, что это судьба, что все велось к этому. Ещё тогда, как только я его увидала, я почувствовала что-то особенное».
- «Думала о том, какая громадная разница была между ей и её другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной , как её кузина.»
6. В чем видят своё счастье героини Л.Толстого?
- в приобретении богатства
- в увеселениях и светских вечерах
- в браке
- в семье и воспитании детей
- в помощи родным и близким
7. Сумели героини Толстого достичь желаемого? Как сложилась их судьба? Можно ли считать их счастливыми?
8. В чем, по мнению Толстого, заключается настоящее счастье?
9. Почему счастье приходит не к каждой из них?
- это случайное стечение обстоятельств
- это прихоть автора
- это закономерность, счастья нет у тех, кто его не достоин
- другая версия
10. Согласны ли вы с выбором Толстого?
Завершается работа составлением таблицы
(Учащиеся доказывают, что выбранная черта характера свойственна той или иной героине.)
Элен | Наташа | Соня | Мари |
В чем видят счастье героини? |
|||
В приобретении богатства. В увеселениях, светских вечерах. |
В помощи родным и близким. | В браке с Николаем Ростовым | В браке. В помощи родным и близким. В воспитании детей. |
Какие качества соответствуют каждой из героинь? |
|||
высокомерие хитрость жадность лицемерие эгоизм красота тщеславие беспринципность |
доброта простота любовь к людям искренность милосердие патриотизм совесть бескорыстие самоотверженность |
хитрость эгоизм красота |
ум преданность простота искренность скромность милосердие совестливость религиозность верность |
Выводы:
Женские образы в романе «Война и мир» позволяют Толстому ещё раз поставить главный вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы – идеалы добра, правды, справедливости и счастья.
По мнению Толстого, счастья достойны лишь те, кто добр и искренен, кто несет в себе любовь и радость, тот, чьё сердце бьется для всех.