Сценарий литературного вечера "А.С. Пушкин в Михайловском"

Разделы: Литература


Оформление. Изображение уголка гостиной XIX века.

Ход мероприятия

1 ведущий.

Друзья Людмилы и Руслана!
Простите дерзкий наш пассаж.
Строфой великого романа
Мы начинаем вечер наш.
Он посвящен отцу поэтов,
Им вся поэзия согрета,
И каждая строка остра
Его прекрасного пера.

2 ведущий.

Друзья Людмилы и Руслана
Пусть в сердце нашем он живет,
Как прежде трепетно поет
Строфой бессмертного романа.
Оставила его рука
Пушкиниану на века!

1 ведущий.

«Господину Псковскому гражданскому губернатору действительному статскому советнику и кавалеру Борису Антоновичу Адеркасу.
Управляющий министерством иностранных дел тайный советник граф Нессельроде сообщил высочайшую Его императорского величества волю: зная, что родные г. Пушкина владеют недвижимостью в Псковской губернии, Его величество положил сослать его туда, вверяя его надзор местных властей»

Ученик (в роли А.С.Пушкина).

И я от милых южных дам,
От жирных устриц черноморских,
От оперы, от темных лож
И, слава Богу, от вельмож
Уехал в сень лесов тригорских,
В далекий северный уезд;
И был печален мой приезд…

2 ведущий. В первые дни ссылки деревня показалась А.С.Пушкину тюрьмой. Бешенству его не было предела. А потом все переменилось. Что же произошло?

Ученик (в роли А.С. Пушкина).

Но здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.

1 ведущий. Его спасла работа. Он полюбил природу этих мест, нашел верных друзей в Тригорском. Перед поэтом раскрылся мир неизведанного, мир народного творчества. Любил он зимними вечерами сидеть в людской или в горнице няни и слушать деревенские песни.

1 чтец. Стихотворение «Буря мглою небо кроет»

На сцену входят девушки в русских сарафанах с прялками в руках, начинают работать и поют «Лучинушку». Сбоку на сцене горит лучина.

Ученик (в роли А.С. Пушкина). «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обдаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!

Инсценировка эпизода сказки о Царе Салтане.
На сцене ученики, исполняющие роли няни, Царевны-лебеди и Гвидона.

Няня.

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

Царевна-Лебедь.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?

Гвидон.

Грусть-тоска меня съедает;
Люди женятся; гляжу
Не женат лишь я хожу

Царевна-Лебедь.

А кого же на примете
Ты имеешь?

Гвидон.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?

Царевна-Лебедь.

Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом-
Слушай – обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.

Гвидон.

Но пора уж мне жениться,
И об этом обо всем
Пораздумал я путем;
И готов душою страстной
За царевною прекрасной
Так пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.

Царевна-Лебедь.

Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я.

Няня.

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под осой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

2 ведущий. В годы Михайловской ссылки Пушкин часто называл себя «тригорским изгнанником». «Каждый день, часу в третьем пополудни, Пушкин являлся к нам из своего Михайловского, вспоминала хозяйка Тригорского. – Ну, пришел Пушкин– все пошло вверх дном: смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам»

1 ведущий. Не будь у Пушкина Тригорского, не горел бы спокойно огонь на алтаре поэта. Вся деревенская жизнь его была бы другой. Все было бы в ней иначе, и не только его судьба, но и судьбы Онегина, Татьяны, Ленского, может быть, тоже были бы иными. Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту "краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России" (А.И. Тургенев).

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею – "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа.

2 чтец. Стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне».

Звучит вальс.
На фоне танцующей пары на сцену выходят двое.

Ученица (в роли А.П. Керн). В 16 лет меня выдали замуж за генерала Керна. В 1819 году я приехала в Петербург с мужем и отцом. Мне очень нравилось бывать в доме Олениных. На одном из вечеров я встретила Пушкина. Гости уже стали разъезжаться, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. И вот во время пребывания моего в доме тетки моей, в Тригорском, в1825 году, в июне месяце мы увиделись вновь.

Звучит романс «Я помню чудное мгновение».

Ученик (в роли А.С. Пушкина). Я имел слабость попросить у вас разрешения вам писать, а вы – легкомыслие или кокетство – позволить мне это. Переписка ни к чему не ведет, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное вашей хорошенькой ручкой.

Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных.

Прощайте, божественная, я бешусь и я у Ваших ног.

Ученица (в роли А.П. Керн). Когда я имела несчастье лишиться матери, то Пушкин приехал ко мне и был так трогательно внимателен, что я забыла о своей печали и восхищалась им, как гением добра. А 1 февраля 1837 года я плакала и молилась в полумраке Конюшенной церкви, где отпевали погибшего поэта.

3 чтец. «Баллада о чудном мгновении» П.Антокольский.

Приложение 1

2 ведущий.

О, где б судьба ни назначала
Мне безыменный уголок,
Где б ни был я, куда ни мчала
Она смиренный мой челнок,
Где поздний мир мне б ни сулила,
Где б ни ждала меня могила
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей
Нет, нет! Нигде не позабуду
Их милых, ласковых речей;
Вдали, один, среди людей
Воображать я вечно буду
Вас, тени прибрежных ив,
Вас, мир и сон тригорских нив.

1 ведущий. «Во глубине лесов сосновых» впервые зазвучали стихи, полные любви и жизни, веры, полные того великого пушкинского оптимизма, который побеждал и «бешенство скуки», и «горечь изгнания».

Ученик (в роли А.С. Пушкина).

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.