Серия уроков по литературе. 5–7-е классы

Разделы: Литература


Тема урока: Святочный рассказ.

Цели урока:

  1. Дать понятие о жанре святочного (рождественского) рассказа.
  2. Познакомить с историей возникновения святочного рассказа.
  3. Воспитывать чувства милосердия, сострадания.

Распределение материала по классам:

Класс Читаем на уроке Внеклассное чтение
5 класс Ф.М.Достоевский “Мальчик у Христа на ёлке” Г.Х.Андерсен “Девочка со спичками”
6 класс А.И.Куприн “Чудесный доктор” Д.В.Григорович “Зимний вечер”
7 класс О.Генри “Дары волхвов” Л.Андреев “Ангелочек”

Урок литературы в 5-м классе

Тема: Святочный рассказ.

Ф.М. Достоевский “Мальчик у Христа на ёлке”.

Цели урока:

  1. Познакомить с жанровыми особенностями святочного рассказа.
  2. Развивать навыки чтения и пересказа.
  3. Воспитывать сочувствие, милосердие.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит под Новый год, это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей. В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”.

Запишем в тетрадях:

Жанровые особенности святочного рассказа.

– хронологическая приуроченность;
– наличие элемента чудесного;
– наличие рассказчика;
– наличие среди героев ребёнка;
– наличие нравственного урока, морали;
– у рассказа счастливый финал.

2. Слово учителя перед чтением рассказа.

Рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, написанный в 1876 году, стал классическим рождественским рассказом, он не раз переиздавался в сборниках святочных рассказов и породил множество подражаний. Ф.М.Достоевский – взрослый писатель, но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Автор с болью в сердце писал о детских страданиях, он хотел разбудить совесть каждого человека, призвать нас к состраданию униженным и обездоленным.

Рождественские праздники всегда считались семейными, это дни семейного сбора, когда особенное внимание уделялось детям, ведь день Рождества был установлен в память рождения божественного младенца. Младенец Иисус воспринимается как защитник всех обездоленных, и в первую очередь – детей.

3. Словарная работа перед чтением рассказа.

Ходить с ручкой – просить милостыню.
Халатники – пьяницы.
Картуз – фуражка.
Косушка – рюмка водки.

4. Чтение рассказа в классе.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать финал рассказа счастливым?

5. Сюжетно-композиционный анализ рассказа.

Составление сюжетного плана и запись в тетрадь:

  1. Знакомство с героем рассказа.
  2. Мальчик на улицах города.
  3. Чудо за стеклом.
  4. Копеечка.
  5. Куколки в окне.
  6. Чужой двор.
  7. “Пойдем ко мне на ёлку, мальчик”
  8. Христова ёлка.
  9. Маленький трупик.

??? Что такое композиция рассказа?

Композиция – построение словесного произведения. Элементы композиции – завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Завязкой является знакомство с героем рассказа: “мальчик лет шести или даже менее, одетый в какой-то халатик” – перед нами безгрешный младенец. В семилетнем возрасте ребёнок называется отроком, он уже не безгрешен, ему требуется исповедь.

Достоевский заставит своего мальчика странствовать по улицам огромного города в одном халатике в канун Рождества.

??? Расскажите, что увидел мальчик в городе?

В городе, где оказывается мальчик предпраздничное кипение жизни: “Как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!”

??? Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Он любуется ёлкой, золотыми бумажками и яблоками на ней и даже забывает на время, что раздет и голоден.

“Но пальчики на ножках уже болят, а на ручках совсем красные, не сгибаются” и мальчик “вспомнил, заплакал, побежал”. Мне кажется , он бежит не от физической боли, а от душевной – он увидел совсем другую картину жизни, отличную от его жизни в подвале, но в этой счастливой жизни для него нет места.

??? Обратите внимание на эпизод с копеечкой. Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Когда мальчик отворил дверь в богатый дом, одна барышня сунула ему в руку копеечку.

Я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик поскорее ушел, вот почему “копеечка выкатилась и зазвенела”.

Вокруг него черствые и бездушные люди, он никому не нужен в этом жестоком, эгоистичном мире.

??? Какой эпизод является самым ярким в рассказе?

Христова ёлка – это кульминация рассказа.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло – мальчик замерзает в студеную зимнюю пору, но, согретый любовью Спасителя, воскресает уже на Небе, где обретает всё, чего ему так не хватало в действительности – свет, тепло, роскошную ёлку, любящий взгляд матери.

??? Как вы думаете, для чего Достоевский написал такой рассказ?

Герои-дети Достоевского призваны смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.

??? Как вы понимаете значение слова милосердие?

Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

??? Можно ли финал рассказа назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа – счастливый, а если нет – другое дело.

??? Как вы думаете, что стало бы с мальчиком в будущем, останься он жив?

Когда у ребенка нет дома, он живет на улице, когда он не согрет любовью и участием, он вынужден идти на преступление, и виновато в этом холодное равнодушие окружающих.

6. Д/З: прочитать сказку Г.Х.Андерсена “Девочка со спичками”.

Вопрос: Почему у двух разных писателей появились такие похожие рассказы о детях?

Урок литературы в 6-м классе.

Тема: Рождественский рассказ.

А.И. Куприн “Чудесный доктор”.

Цели урока:

  1. Проанализировать рассказ с точки зрения особенности композиции.
  2. Развивать навыки анализа эпизода.
  3. Воспитывать деятельное сострадание, гуманизм.

Ход урока

1. Повторение.

??? В чем особенность святочного (рождественского) рассказа.

На страницах рождественского рассказа мы встречаемся с чудом. Причем чудо это, не обусловлено вмешательством в действие каких-то волшебных сил. Это не рождественская сказка, а правдивое повествование о реально произошедших событиях.

2. Сюжетно-композиционный анализ рассказа.

??? Сколько рассказчиков в этом произведении?

Два: Григорий Емельянович Мерцалов, с ним произошла эта история, и автор, передающий нам услышанное от героя. Такая форма построения текста называется “рассказ в рассказе”.

Обратите внимание на перестановку событий в рассказе.

??? Что изменилось бы, если бы автор рассказывал о событиях в том порядке, в котором они происходили?

События в том порядке, в котором они происходили. Порядок, в котором расставил их автор
  1. Увольнение Мерцалова.
  2. Болезнь детей.
  3. Смерть дочери.
  4. Поход мальчиков и их разговор со швейцаром.
  5. Разговор мальчиков у витрины.
  6. Сцена в доме мальчиков. Уход Мерцалова.
  7. Встреча с Пироговым.
  8. Чудо воскресения.
  9. Рассказ Григория Мерцалова.

5.
6.
7.
3.
1.
2.
4.
8.
9.

3. Анализ эпизода “Разговор мальчиков у витрины”

??? Какое впечатление производит на вас изображение мальчиков и обстановка их доме?

Они очень легко одеты для зимней стужи, одежда их в заплатах, значит, живут они бедно.

??? Сравните картины оживленных городских улиц и окраину.

??? Как автор изображает настроение героев, их отчаяние?

а) Нарисуйте портрет мальчиков.

б) Попробуйте описать “запах бедности” и “запах сытости”, пользуясь фрагментами рассказа.

??? Что чувствовали мальчики, глядя на витрину? Как это выражается в их поведении и словах?

витрина представляла чудесную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов. Такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, где живется красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.

??? Любите ли вы новогодние праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Радостное ожидание сюрприза, подарка, чуда.

??? Могут ли Гриша и Володя надеяться на подарки в эти праздничные дни? Зачитайте описание того места, где они живут.

4. Анализ эпизода “Уход Мерцалова”

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая, безвыходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства е видит выхода из сложившейся ситуации , он уходит из дома.

??? Почему автор так подробно, рассказывает, о чем думал Мерцалов, сидя на скамейке в саду?

5. Анализ эпизода “Встреча с чудесным доктором”.

??? Что подтолкнуло сдержанного, воспитанного человека Мерцалова к беспорядочным и озлобленным крикам?

??? Почему старик не обиделся на грубость Мерцалова?

??? Что мы можем сказать о докторе по портрету, нарисованному автором?

??? Оскорбил ли доктор нищих своими дарами?

??? Как он ведет себя, почему не называет своего имени?

??? Почему эту рождественскую историю рассказывает не один человек (автор) , а еще и Григорий Мерцалов?

Автор использует образ рассказчика, так как ему необходим голос очевидца и участника событий. Автор хочет убедить нас, что эти события происходили на самом деле.

??? Какой завет доктора усвоил Гриша на всю жизнь?

Завет Пирогова: “Главное не падать духом”.

??? Как вы понимаете слова Г. Мерцалова: “Просто чудо совершил этот святой человек”?

См. заглавие.

??? Какое чудо происходит в рассказе?

Чудо милосердия, чудо, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся.

Чудо деятельного сострадания, без ожидания благодарности за него, должно стать естественным для каждого человека.

??? Сохранилась ли в преданиях семейства эта история?

??? Кем стал Гришка? Чем известен директор банка Григорий Мерцалов?

6. Итоги урока.

Вывод: События в рассказе автор располагает не в хронологическом порядке, это нужно ему, чтобы создать определенное настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное), эмоциональное движение сюжета от настроения трагизма и безнадежности к счастливому радостному финалу.

7. Д/З: прочитать рассказ Д.В.Григоровича “Зимний вечер”.

Вопрос: Найти сюжетное сходство двух рассказов (“Чудесный доктор” и “Зимний вечер”)

Урок литературы в 7-м классе.

Тема: Рожественский рассказ.

О. Генри “Дары волхвов”.

Цели урока:

  1. Продолжать знакомство с жанром рождественского рассказа.
  2. Развивать навыки анализа прозаического текста.
  3. Воспитывать добрые чувства: любовь к близким, сострадание.

Задание к уроку: прочитать рассказ, подготовить сообщение по библии (волхвы и их дары).

Эпиграф к уроку:

“Изначальней всего остального – любовь” – это слово закрыто. (О. Хайям)

Проблемный вопрос к рассказу:

Так кто же Делла и Джим – глупые дети или мудрые дарители?

Словарь:

Вопиющий – кричащий.
Красноречивый – говорящий многозначительно.
Золото – символ царственной власти.
Ладан – символ святости.
Смирна – благовоние, которое использовали, чтобы приготовить умершего к погребению (Христос умрет, чтобы на третий день воскреснуть).
Волхвы – мудрецы.

Ход урока

1. Вступление.

??? В каком жанре написано произведение? Укажите его особенности.

Рассказ. Изображение одного эпизода из жизни героев, кратковременность событий, малое число действующих лиц, отсутствие пространных описаний, динамичность.

Ю. Казаков в статье “О мужестве писателя” говорил:

Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть – мгновенно и кратко

“Мазок и миг уподоблен вечности…”

??? Какой миг уподобил вечности писатель? (сюжет – пересказать кратко)

2. Беседа по содержанию рассказа.

Вам уже известно, что одной из сильных позиций произведения является его начало. В рассказе О. Генри начало странное: “1 доллар 87 центов”.

??? Зачем такая математическая точность в художественном произведении?

??? Какова роль детали?

Зачитайте, что было главным в обстановке дома.

В обстановке не то чтобы “вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность”.

См. запись на доске:

Вопиющий – кричавший

Красноречивый – говорящий многозначительно.

??? Слова “нищета” и “бедность” – синонимы, а в данном контексте они противопоставляются друг другу. Почему?

Джим и Дела отличаются достоинством и скромностью, а нищие, к сожалению, люди без чувства собственного достоинства.

??? Назовите детали, говорящие о “красноречиво молчащей бедности” молодой семьи.

Меблированная квартирка за 8 долларов в неделю, старенькая кушетка, унизительная необходимость торговаться в лавчонках за каждый цент, старенькие жакет и шляпка Деллы, Джиму “давно уже нужно было новое пальто, и руки мерзли без перчаток”.

??? Как выглядит главная героиня?

Делла – симпатичная девушка хрупкого телосложения, со сверкающими глазами.

??? Что составляло предмет её гордости?

Зачитать: “Прекрасные волосы Деллы, рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру”.

??? Почему Делла так расстроена ?

У неё нет денег на подарок Джиму.

??? Каким приемами пользуется автор, чтобы показать ее уныние?

Она “уныло глядела на серую кошку, прогуливающуюся по серому забору, вдоль серой двери”.

“Жизнь состоит и слез, вздохов и улыбок, причем вдохи преобладают”.

??? Что за сокровища были у молодой семьи?

Золотые часы Джима и волосы Деллы.

Герои любят друг друга, а какова их любовь?

Чистая, искренняя, настоящая, крепкая, святая, сильная, бескорыстная .

??? А что значит любить?

Заботиться друг о друге, быть щедрым душой, делать любимого счастливым.

??? Как наши герои попытались осчастливить друг друга на Рождество?

Джим, продав золотые часы, купил жене черепаховые гребни, которыми “Делла давно уже любовалась в одной витрине Бродвея”.

??? А Делла? Чем она хочет обрадовать Джима?

“Это должно быть “что нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму”.

3. Анализ эпизода подарки “Подарки”.

Выразительное чтение в лицах.

??? Зачем писатель дает такое подробное описание черепаховых гребней и платиновой цепочки для часов?

??? Какова роль этого эпизода?

Композиционная – это развязка рассказа, символическая – сцена убеждает насколько сильна любовь этих людей.

??? Почему рассказ так называется?

Выразительное чтение отрывка из Евангелия от Матфея гл 1 “Дары Волхвов”.

Золото – символ царственной власти.
Ладан – символ святости.
Смирна – благовоние, которое использовали, чтобы приготовить человека к погребению.

О. Генри пишет: “Волхвы принесли дары, но среди них не было одного”.

??? Как вы думаете какого? – Любви.

Ведь это “исполинский труд” – умение любить и дается оно не каждому.

4. Решение проблемного вопроса:

Так кто же Делла и Джим – глупые дети или мудрые дарители? Почему?

Автор называет героев волхвами, ибо они подарили друг другу самое дорогое, что у них было, но они мудрее волхвов: ведь их связывает любовь, а это дороже всех сокровищ мира.

5. Работа с эпиграфом.

Что же самое важное в жизни? (открывается слово “любовь”).

Д\З: прочитать рассказ Л.Андреева “Ангелочек”, подготовить вопросы для его анализа в классе.