Цель: привлечь внимание к личности и творчеству И.С.Тургенева, помочь постичь внутренний мир писателя, его русскую душу. Воспитывать чувство любви к родине.
Форма: работа в группах.
Оборудование: презентация (см.Приложение), мультимедийное оборудование.
Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без нее не может обойтись...
И.С.Тургенев.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Презентация 1 слайд 1-2.
И.С.Тургенев-великолепный мастер русского слова, художник, запечатлевший и показавший нам картины русской действительности. Вместе с ними на страницах своих произведений передал самую искреннюю любовь к родине. Эту безграничную тоску по родине мы видим на страницах повести "Ася": "Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле...".
План урока-презентации.
II. Работа в группах. Задание.
1. Первая группа - заочная экскурсия. Имение писателя Спасское-Лутовиново. Презентация 1 слайд 3-7.
"Имение Спасское-Лутовиново располагалось в берёзовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк был удивительно красив. Могучие дубы росли в нём рядом со столетними елями, высокими соснами, стройными тополями, каштанами и осинами. У подножия холма, на котором стояла усадьба, были вырыты пруды, служившие естественной границей парка. А дальше, насколько хватало глаз, простирались поля и луга, изредка перемежаемые небольшими холмами и рощами. Здесь, среди изумительной и неповторимой красоты средней полосы России, и прошло детство будущего писателя".
2. Вторая группа. И.С.Тургенев - образованнейший человек своего времени. Презентация 1 слайд 8-11.
3. Третья группа. "Записки охотника" - книга о России, о ее прошлом, настоящем, будущем.
"Записки охотника" Б.Зайцев назвал любовной книгой, потому что эта книга о любви к родине. И.С.Тургенев писал: "Мне кажется, что каждый, кто прочтёт "Записки охотника", отдаст должное моим патриотическим чувствам...".
В.Г.Белинский об одном из рассказов из этой книги писал: "Неудивительно, что маленькая пьеса "Хорь и Калиныч" имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил...".
4. Четвёртая группа. Жизнь "на краю чужого гнезда". Презентация 1 слайд 12-13.
Виардо..."Началось знакомство. Началось время, для него и сладостное, и нелёгкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил...он ею заболел...".
Нелёгкое, потому что "живя за границей, Тургенев больно и мучительно переживал разлуку с родиной".
"Что ни говори, - писал он Боткину, -а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете - особенно за границей я это чувствую!"
В 1856 году Тургенев, возвращаясь в Россию после долгого отсутствия, как никогда раньше ощутил чувство родины и свою всепоглощающую любовь к России. В письме к Полине Виардо И.С.Тургенев писал: "...в родном воздухе есть нечто неуловимое, что вас трогает и хватает за сердце. Это невольное и тайное тяготение тела к той земле, на которой оно родилось"...
Именно в Спасском писатель испытывал особый творческий подъём и вдохновение. По его словам, "пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто полон мыслей"...
5. Пятая группа. "Стихотворения в прозе". Презентация 1 слайд 18.
"Стихотворения в прозе" - заключительный аккорд литературной деятельности Тургенева. Этот цикл лирических миниатюр явился трогательным прощанием Тургенева с родиной. Стихотворение в прозе "Русский язык " - своеобразный лирический гимн, исполненный веры писателя в будущее русского народа, в великое предназначение своей родины.
Выразительное чтение наизусть стихотворения "Русский язык".
Звучит романс Тургенева "Утро туманное, утро седое..." - песнь любви к милой сердцу родине (слова Тургенева-музыка Абаза).
III. Заключительное слово учителя.
По словам М.Е.Салтыкова-Щедрина "В современном русском обществе едва ли найдётся хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнёсся с изумительной чуткостью, которого он не попытался истолковать"...
Ги де Мопассан считал, что "Он был одним из замечательнейших писателей нынешнего столетия и в то же время самым прямым, самым искренним и самым честным человеком, каких только можно встретить. Наряду с поэтом Пушкиным, которым он страстно восхищался, наряду с поэтом Лермонтовым и романистом Гоголем он всегда будет одним из тех, кому Россия должна быть обязана глубокой и вечной признательностью, ибо он оставил ее народу нечто бессмертное и неоценённое - своё искусство, незабываемые произведения, ту драгоценную и непреходящую славу, которая выше всякой другой славы! Люди, подобные ему, делают для своего отечества больше, чем люди вроде князя Бисмарка"...
Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на западе: "считаю великим счастьем в своей жизни, что я несколько приблизил своё отечество к восприятию европейской публики ".
IV. Проверка восприятия .
1. Что вы узнали о личности И.С.Тургенева?
2. Какие факты биографии поразили вас?
3. О чём писал И.С.Тургенев?
V. Рефлексия. Напишите 3-5 предложений.
Меня удивило, поразило...
VI. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: "Какой мне представляется личность И.С.Тургенева?"
Чтение романа "Отцы и дети".