Литература
-
Итоговый урок по жизни и творчеству А.С. Пушкина. (Викторина "Умницы и умники") 2012
2012 год - год 175-летия со дня гибели А.С. Пушкина. Данный материал можно использовать для проведения итогового урока после изучения жизни и творчества А.С. Пушкина, а также для проведения внеклассного мероприятия.
-
Урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой 2012
Цели урока: познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Марины Цветаевой; вызвать интерес к ее творчеству; дать представление о своеобразии поэтической манеры поэтессы.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Игра по станциям «Русская изба»". 5-й класс 2012
Предлагаемый сценарий может быть использован как на уроках литературы, так и во внеурочное время. Игра-путешествие ориентирована на учащихся 4-8-х классов (7-8-е классы - организаторы и ведущие). Цель мероприятия: воспитывать в детях уважительное отношение к наследию прошлого, к культуре русского народа, к семейным ценностям.
-
Разработка урока литературы "Остап и Андрий – братья и враги" 2012
На уроке учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание повести, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
Урок внеклассного чтения по литературе "Необыкновенное в обыкновенном" (по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"). 8-й класс 2012
Цели урока: научить анализировать художественное произведение с точки зрения его идейного содержания; воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; чувство ответственности за тех, кто рядом; развивать устную и письменную речь; воспитывать культуру речи учащихся; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
-
Урок литературы. Тема: "Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по повести Н.В. Гоголя "Вий" 2012
Идея разработки – постижение фантастического в творчестве Н.В. Гоголя, а так же характера и функции гротеска. Учащиеся в процессе урока составляют опорную карточку, постигают тайну философских взглядов писателя, работают над определением проблем, затронутых в произведении.
-
Урок-путешествие "По дорогам сказок" 2012
Цели урока: формировать представления учеников о волшебной сказке; учить сочинять продолжение сказки; развивать логическое мышление, фантазию, воображение; развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас; прививать детям интерес к чтению; воспитывать уважение к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.
-
"Человек в единоборстве с судьбой" (по рассказам Д.Лондона и В.Астафьева). 5-й класс 2012
Урок литературы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Шаг за горизонт» (Школа-2100). Учащимся предлагается сопоставить рассказы Д.Лондона «Любовь к жизни» и В.Астафьева «Васюткино озеро» и сделать вывод, что помогло героям выжить в экстремальной ситуации. Форма работы – групповая, активизирует деятельность, творческий подход к заданиям.
-
Урок татарской литературы "Весна красна цветами". 4-й класс 2012
Цель урока: обогащать речь учащихся; развивать навыки выразительного чтения; научить учащихся видеть красоту природы, пробудить эмоциональные чувства.
-
Урок-исследование "Диалог поэтов" 2012
Цель урока: исследовать стихотворения А.А. Ахматовой, посвященные другим поэтам, выяснить ее поэтические пристрастия, найти признаки диалога, выяснить, что нового добавляет поэтесса в уже известные строки, рассмотреть, как в стихотворениях отразились общие темы, мнения поэтов о том, что дорого сердцу каждого, объединяет их, возможно, через годы.
-
Зимние календарные обряды. Святки 2012
Урок знакомит школьников с традициями колядования, ряжения, гадания, с отражением народных обрядов в литературе и живописи.
-
Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова, Г.Р. Державина, Г.Тукая 2012
Анализ поэтических произведений является одним из самых сложных видов работы в национальной школе. Данная разработка направлена на выработку умений анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову; сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать литературными понятиями; развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе "Б.В. Заходер "Серая звездочка"" 2012
На уроке учащиеся знакомятся с биографией Б.В. Заходера и произведением "Серая Звёздочка", которое воспитывает добрые отношения детей друг к другу.
-
Комплект материалов пушкинской тематики 2012
Комплект материалов объединён общей темой - Отечественная война 1812 года и её влияние на жизнь, творчество и окружение А.С. Пушкина. В комплект вошли вопросы олимпиады "Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны...", посвящённой юбилею Отечественной войны 1812 года, и ответы на неё, а также библиографические источники.
-
Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»" 2012
Цель урока: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М.Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". На основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
-
Урок литературы по теме "Футуризм и футуристы" 2012
Урок знакомит с историей возникновения литературного направления, манифестами футуристов, отдельными стихотворениями. Использование репродукций Мунка, Пикассо, Малевича, а также романса А.Вертинского позволяет проследить межпредметные связи. Мультимедийной презентации делает урок более динамичным, помогая создать эмоционально-чувственное отношение к стихам поэтов.
-
Литературная игра для 5-го класса "Сказочный поезд" 2012
Обобщающий урок по сказкам в 5-м классе. Со сказками учащиеся знакомятся в раннем детстве, очень любят их, переживают за судьбы героев. В 5-м классе ребята знакомятся с теоретическими понятиями, такими как зачин, концовка, закрепляют понятия «литературная сказка, волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка». В игровой форме можно не только обобщить весь изученный материал, но и проверить, запомнили ли дети эти понятия.
-
Урок внеклассного чтения "Путешествие в Африку со сборником стихов Н.Гумилева". 7-й класс 2012
Задачи урока: организация самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; осознание важности образования и способности применять полученные знания на практике.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Эксперимент, из-за которого Россия потеряла XX век" 2012
На уроке идет разговор о правде: о тех исторических процессах в нашей истории, которые Александр Солженицын назвал экспериментом, «из-за которого Россия и потеряла XX век». Материал урока может быть использован как на уроках истории, так и на уроках литературы в 11-м классе при изучении темы «Коллективизация». На уроке используются исторические документы, воспоминания современников, текст литературного произведения Михаила Шолохова.
-
Исследовательская деятельность в области литературного краеведения "Вдохновение, поиск и творчество…" 2012
Исследовательская деятельность учащихся в области литературного краеведения играет в этом процессе значительную роль. Один из компонентов исследовательской деятельности – это формирование у учащихся исследовательских умений, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда. Задача учителя – дать учащимся ключ к анализу различных явлений русского языка, приобщить их к красоте русской речи, развить у них интерес к познанию русского языка и литературы.
-
Литературно-музыкальная композиция "Красной кистью рябина зажглась…". 9-й класс 2012
Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 9-м классе и посвященного личности и судьбе М.И. Цветаевой. Он представляет собой сотворчество учителя и учащихся, создает мотивацию для дальнейшего изучения творчества поэтессы.
-
Урок литературы в 6-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" 2012
На уроке дается понятие о мотиве в лирике; выявляется лейтмотив лермонтовских стихотворений; формируются навыки анализа поэтического текста.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Жизнь как песня", посвященное жизни и творчеству татарского поэта Мусы Джалиля 2012
Цель мероприятия: познакомить с жизнью и творчеством поэта; пробудить у подростков интерес и любовь к поэзии, понимание особенностей художественного, образного отражения жизни в лирике; воспитывать школьников на примере Мусы Джалиля; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения.
-
Использование форм внеклассной работы по предмету на уроках литературы "Классика… после урока" 2012
Проблема, выдвинутая автором статьи, связана со снижением интереса к чтению классической литературы. Суть работы заключена в словах А.П. Чехова: «Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка».
-
Библиотечное мероприятие к конкурсной программе "Защита любимой книги". А.С. Пушкин "Пиковая дама" 2012
В современном обществе возникла острая необходимость приобщения детей и подростков к чтению художественной литературы. Действенным способом для мотивации к чтению становится развитие коллективных форм работы с книгой, которые размыкают круг привычной школьной жизни новыми впечатлениями, предоставляют возможности для воплощения смелых читательских идей, раскрытия творческого потенциала, обмена опытом.
-
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулируем, комментируем, аргументируем. 11-й класс 2012
На уроке подробно объясняется, как строится сочинение-рассуждение – задания части С ЕГЭ по русскому языку. Основанное на тексте Д.С. Лихачева занятие учит находить и формулировать проблему высказывания, комментировать ее, высказывать свое мнение по проблеме и приводить нужные аргументы, пополняя «банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
-
Занятие-игра "Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед…" (Об играх пушкинской поры) 2012
Занятие проводится во время Масленичной недели с целью познакомить обучающихся с играми пушкинской поры; провести параллели с потехами времени детства их родителей, бабушек, дедушек, а также современными забавами; обратиться к традиции празднования Масленицы как в пушкинское время, так и в наши дни.
-
Веб-квест "Время милосердия, доброты и всепрощения…" (по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке") 2012
Учащиеся определяют особенности святочного рассказа, выполняют анализ жанровых особенностей рассказа Ф.М. Достоевского.
-
Образ Базарова в русской критике. Урок-игра по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
Игровая форма урока-суда дает возможность в доступной форме раскрыть тему «Образ Базарова в русской критике», показать роль героя в развитии литературного процесса второй половины XIX века, его влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Постановка проблемы помогает сформировать собственную точку зрения, понять образ Базарова.
-
Вечер поэзии "Любовь бывает разной…" 2012
На вечере поэзии звучат стихи и песни о любви В Высоцкого, И.Снеговой, В.Тушновой, Э.Асадова, А.Ахматовой, И.Эренбурга, Н.Асеева и других авторов и исполнителей.