Литература
-
Урок чтения. 2-й класс. Урок-путешествие "Пою мое Отечество" 2012
Представлен урок патриотического воспитания школьников младших классов. На уроке учащиеся узнают новую информацию о своей стране и малой родине.
-
Урок литературы на тему "Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2012
Данный урок, проведенный в форме мастерской, позволит не только познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева, её истоками, но и позволит учащимся проникнуться мироощущением «любомудров» и попробовать себя в роли авторов.
-
Урок литературы в 11-м классе. Повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" в контексте эпохи (проблематика произведения) 2012
Урок разработан на основе авторской концепции "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы в старших классах". В основе урока - разрешение проблемной ситуации через интертекстуальный анализ повести: сопоставление с поэмой А.Блока "Двенадцать" и выявление библейских параллелей (сходных мотивов, образов и пр.). Серьезной внимание уделяется работе с образами-символами.
-
Интегрированный урок "история + литература + изобразительное искусство" по теме "Древняя Греция – колыбель культуры. Подвиги Геракла" 2012
Цели урока: повторить материал истории древнего мира по разделу «Древняя Греция»; рассмотреть понятие миф, мифология, образ главного героя; формировать у учащихся умение понимать смысл мифа как мировосприятие древнего человека, его представление о добре и зле, воспринимать мифы Древней Греции как древнейшее произведение народного творчества, колыбель европейской культуры; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе "Письмо А.П. Чехова к О.Л. Книппер" 2012
Цели и задачи урока: углубить представление обучающихся об особенностях личного письма; расширить представление обучающихся об А.П. Чехове как человеке; учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.
-
"Все это разгадаешь ты один…" (К осмыслению рассказа Б.Пильняка "Без названья"). 11-й класс 2012
Цели урока: познакомив с личностью и творчеством Б.Пильняка, расширить представление о литературе 20-х годов XX века, основной темой которой стала революция; путём поэтапной работы с предложенным текстом подготовить к написанию письменной работы; продолжить работу по развитию аналитических умений: умения выделять ключевые слова, строить развёрнутые высказывания, сопоставлять, систематизировать, делать выводы.
-
Конспект урока «"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"» 2012
Урок литературы с использованием театрализации. В ходе урока учащиеся проводят параллель между персонажами, пришедшими к нам из XVII века, и современниками, жителями XXI века. Это помогает лучше понять непреходящее значение классической литературы.
-
На уровне сердца. 9–10-й классы 2012
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Ю.Друниной. Совершенствование умения работать с критической, мемуарной и справочной литературой; воспитание внимательного отношения к художественному слову. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции и чувства патриотизма; развитие ораторских умений, восприятия художественного текста.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2012
Цель уроков - раскрыть глубокий нравственный смысл "Песни..."; дать представление об эпохе Ивана Грозного, опричниках; формировать умение анализировать и интерпретировать текст поэмы, выделять композиционные части, характеризовать поступки героев, выразительно читать поэму, строить собственные суждения.
-
Итоговый урок по жизни и творчеству А.С. Пушкина. (Викторина "Умницы и умники") 2012
2012 год - год 175-летия со дня гибели А.С. Пушкина. Данный материал можно использовать для проведения итогового урока после изучения жизни и творчества А.С. Пушкина, а также для проведения внеклассного мероприятия.
-
Урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой 2012
Цели урока: познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Марины Цветаевой; вызвать интерес к ее творчеству; дать представление о своеобразии поэтической манеры поэтессы.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Игра по станциям «Русская изба»". 5-й класс 2012
Предлагаемый сценарий может быть использован как на уроках литературы, так и во внеурочное время. Игра-путешествие ориентирована на учащихся 4-8-х классов (7-8-е классы - организаторы и ведущие). Цель мероприятия: воспитывать в детях уважительное отношение к наследию прошлого, к культуре русского народа, к семейным ценностям.
-
Разработка урока литературы "Остап и Андрий – братья и враги" 2012
На уроке учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание повести, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
Урок внеклассного чтения по литературе "Необыкновенное в обыкновенном" (по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"). 8-й класс 2012
Цели урока: научить анализировать художественное произведение с точки зрения его идейного содержания; воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; чувство ответственности за тех, кто рядом; развивать устную и письменную речь; воспитывать культуру речи учащихся; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
-
Урок литературы. Тема: "Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по повести Н.В. Гоголя "Вий" 2012
Идея разработки – постижение фантастического в творчестве Н.В. Гоголя, а так же характера и функции гротеска. Учащиеся в процессе урока составляют опорную карточку, постигают тайну философских взглядов писателя, работают над определением проблем, затронутых в произведении.
-
Урок-путешествие "По дорогам сказок" 2012
Цели урока: формировать представления учеников о волшебной сказке; учить сочинять продолжение сказки; развивать логическое мышление, фантазию, воображение; развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас; прививать детям интерес к чтению; воспитывать уважение к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.
-
"Человек в единоборстве с судьбой" (по рассказам Д.Лондона и В.Астафьева). 5-й класс 2012
Урок литературы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Шаг за горизонт» (Школа-2100). Учащимся предлагается сопоставить рассказы Д.Лондона «Любовь к жизни» и В.Астафьева «Васюткино озеро» и сделать вывод, что помогло героям выжить в экстремальной ситуации. Форма работы – групповая, активизирует деятельность, творческий подход к заданиям.
-
Урок татарской литературы "Весна красна цветами". 4-й класс 2012
Цель урока: обогащать речь учащихся; развивать навыки выразительного чтения; научить учащихся видеть красоту природы, пробудить эмоциональные чувства.
-
Урок-исследование "Диалог поэтов" 2012
Цель урока: исследовать стихотворения А.А. Ахматовой, посвященные другим поэтам, выяснить ее поэтические пристрастия, найти признаки диалога, выяснить, что нового добавляет поэтесса в уже известные строки, рассмотреть, как в стихотворениях отразились общие темы, мнения поэтов о том, что дорого сердцу каждого, объединяет их, возможно, через годы.
-
Зимние календарные обряды. Святки 2012
Урок знакомит школьников с традициями колядования, ряжения, гадания, с отражением народных обрядов в литературе и живописи.
-
Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова, Г.Р. Державина, Г.Тукая 2012
Анализ поэтических произведений является одним из самых сложных видов работы в национальной школе. Данная разработка направлена на выработку умений анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову; сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать литературными понятиями; развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе "Б.В. Заходер "Серая звездочка"" 2012
На уроке учащиеся знакомятся с биографией Б.В. Заходера и произведением "Серая Звёздочка", которое воспитывает добрые отношения детей друг к другу.
-
Комплект материалов пушкинской тематики 2012
Комплект материалов объединён общей темой - Отечественная война 1812 года и её влияние на жизнь, творчество и окружение А.С. Пушкина. В комплект вошли вопросы олимпиады "Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны...", посвящённой юбилею Отечественной войны 1812 года, и ответы на неё, а также библиографические источники.
-
Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»" 2012
Цель урока: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М.Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". На основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
-
Урок литературы по теме "Футуризм и футуристы" 2012
Урок знакомит с историей возникновения литературного направления, манифестами футуристов, отдельными стихотворениями. Использование репродукций Мунка, Пикассо, Малевича, а также романса А.Вертинского позволяет проследить межпредметные связи. Мультимедийной презентации делает урок более динамичным, помогая создать эмоционально-чувственное отношение к стихам поэтов.
-
Литературная игра для 5-го класса "Сказочный поезд" 2012
Обобщающий урок по сказкам в 5-м классе. Со сказками учащиеся знакомятся в раннем детстве, очень любят их, переживают за судьбы героев. В 5-м классе ребята знакомятся с теоретическими понятиями, такими как зачин, концовка, закрепляют понятия «литературная сказка, волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка». В игровой форме можно не только обобщить весь изученный материал, но и проверить, запомнили ли дети эти понятия.
-
Урок внеклассного чтения "Путешествие в Африку со сборником стихов Н.Гумилева". 7-й класс 2012
Задачи урока: организация самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; осознание важности образования и способности применять полученные знания на практике.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Эксперимент, из-за которого Россия потеряла XX век" 2012
На уроке идет разговор о правде: о тех исторических процессах в нашей истории, которые Александр Солженицын назвал экспериментом, «из-за которого Россия и потеряла XX век». Материал урока может быть использован как на уроках истории, так и на уроках литературы в 11-м классе при изучении темы «Коллективизация». На уроке используются исторические документы, воспоминания современников, текст литературного произведения Михаила Шолохова.
-
Исследовательская деятельность в области литературного краеведения "Вдохновение, поиск и творчество…" 2012
Исследовательская деятельность учащихся в области литературного краеведения играет в этом процессе значительную роль. Один из компонентов исследовательской деятельности – это формирование у учащихся исследовательских умений, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда. Задача учителя – дать учащимся ключ к анализу различных явлений русского языка, приобщить их к красоте русской речи, развить у них интерес к познанию русского языка и литературы.
-
Литературно-музыкальная композиция "Красной кистью рябина зажглась…". 9-й класс 2012
Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 9-м классе и посвященного личности и судьбе М.И. Цветаевой. Он представляет собой сотворчество учителя и учащихся, создает мотивацию для дальнейшего изучения творчества поэтессы.