Образ деревенского "святого" в рассказе А.Платонова "Юшка" и его проекция в современном мире

Разделы: Литература


В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться наши сердца. Они побуждают задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. По мнению писателя, преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью любить и сохранять доброе отношение к людям, даже сталкиваясь с их жестокостью и черствостью. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа "Юшка".

Читая этот рассказ, мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью, которая обрушивается на бедного юродивого. Но Юшка никогда не отвечал злостью своим обидчикам. Даже когда хозяйская дочь Даша находила его избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он утверждал, что народ его любит.

"Сердце в людях - слепое" - говорил несчастный. А у самого Юшки сердце было "зрячим". Он был наделен редким даром - даром любви. И любовь эта была святая и чистая. Свою чистую любовь Юшка переносил и на людей, прощал им нанесенные обиды и оскорбления, искренне считая эти издевательства извращенной формой любви к нему. Наивный старик убежден в том, что если он по закону родился, то "всему свету нужен:" и без него "тоже, значит, нельзя".

За эти свои убеждения он и умирает. Услышав от прохожего, что его существование никчемно и ненужно, Юшка "осерчал в ответ", возмутился и получил за это смертельный удар. Но после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях - он действительно был нужен людям, чтобы сердца их отводить от злобы и ярости, от ожесточения жизнью.

Автор дает нам понять, что существование таких людей имеет свой смысл и значение. Их жизнь не проходит на этой земле бесследно. Так и Юшка оставил на земле свой след - вырастил сиротку, выучил в Москве, отказывая себе во всем. Он любил ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, всегда отвечала ему "всем теплом и светом своего сердца". Выучившись и став врачом, она приехала, чтобы вылечить Юшку от болезни. Но, к сожалению, опоздала. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается в городке, чтобы распространять на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, - свое сердечное тепло и доброту. Она осталась и "лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших". Возможно, ей удастся продолжить дело приемного отца - излечить сердца людей от несправедливости, жестокости и "слепоты", вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно в этом видел Юшка смысл своего существования на земле.

Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир.

Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку.

Итак, когда детям задаешь вопрос, какой же он - Юшка, то они обычно отвечают: он добрый, наивный, неспособный ответить злом на зло, он милосердный, он страдальческий какой-то, в общем, святой - он совершает добрые поступки ради других людей и страдает от этого. Но это художественное произведение, авторский вымысел, рассказ, написанный в прошлом столетии - время, абсолютно далекое от современных детей. И воспринимают ребята зачастую этот рассказ как выдумку, в лучшем случае как описанный эпизод из реальной жизни, но такой далекой. Поэтому, чтобы провести параллель с сегодняшним временем, необходимо показать проблему, поставленную еще Платоновым, в контексте современности, потому что сегодня же, в 21 веке, проблема жестокосердия стоит очень остро. И не просто рассказать бытовую историю о человеке, который живет в соседнем доме, а именно в художественной интерпретации показать, что в современном мире тоже встречаются так называемые Юшки.

Статья - рассказ священника Александра Дьяченко "Кто из них умер?" поражает читателя тем, насколько сердце людское может быть жестоким, душа человеческая может быть мертвой. В своей статье иерей, сельский батюшка Александр задает вопрос: "Кто из них умер?" , тот который помогал ближнему своему, при этом неимоверно страдая от жестокости человека, и в конце концов умер от той же бессердечности или тот богатый человек, не пожелавший помочь родному человеку, сохранивший свои деньги, тем самым погубивший больного ребенка? "И осудить бы человека, но за что? Если у него сложилась собственная система ценностей, и в этой системе жизнь человека не является приоритетной?"

При сопоставлении статьи Дьяченко и рассказа Платонова было выявлено много общего:

"Юшка". "Кто из них умер?".
Юшка. Юрка.
Деревенский житель, работал в кузнице. Деревенский житель, работал в лесхозе:, потом место потерял:.
":Какой я старый! Это я от болезни старый стал:". ":мужчина еще нестарый, но уже потрепанный жизнью:".
Деньги зарабатывал для обучения "приемной дочери". Деньги зарабатывал на операцию дочери.
":глаза у него были белые:и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы:". "лежит, плачет да все твердит: "Не успел, не успел:".
":Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь:". ":с кем-то на радостях (Юрка) поделился, вот его утречком у платформы и встретили. Так мужика избили, что мама не горюй:".
":Юшку похоронили и забыли его:". ":его толком никто не помнит:".
":Она приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете, и кого она любила всем теплом и светом своего сердца:". ":Смотрела на отпевании глазами полными слез на того единственного, кому была дорога, и кто любил ее так искренне, как никто больше:".

Вывод: оба рассказа наводят на мысль - какие же люди бывают злые, как не умеют проявлять доброту к ближнему своему. Авторы разных времен описывают трагические судьбы Юшки и Юрки , которые никому ничего плохого не делали, сами страдали от всеобщий злости, захлестнувшей мир, оставаясь выше этого.

В своих произведениях и Платонов, и Дьяченко создают особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Авторы раскрывают перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению авторов, могут преобразить мир.

"Рассказать о Боге, Вере и о спасении так, что может ни разу о Нём и не упомянуть,а читателям, слушателям и зрителям всё становится понятным, и на душе от этого радость:Мне когда-то хотелось спасти мир, потом мою епархию, потом мой поселок:А теперь вспоминаю слова преподобного Серафимушки:"спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи"! Так просто, и так недостижимо:"