Конспект урока по теме "Собака выла…" (по рассказу Л.Андреева "Кусака". 7-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 7


Тип урока: вторичная работа с текстом.

Цель урока: показать понимание анимализма как жанра, развивать представление о художественном образе в литературе и живописи; закрепление навыков составления планов разных видов (простой, сложный, развернутый, вопросный, тезисный, в рисунках, цитатный), развитие понимания необходимости использования плана при работе с текстом, знакомство с элементами анализа текста, воспитание вдумчивого читателя.

Задачи:

  • Обучающая: учить литературному анализу произведения.
    • Формулировка темы и идеи произведения.
    • Выделение основных действующих лиц, их характеристика.
    • Сравнение качеств героев.
    • Вывод на основе анализа произведения.
    • Работа с литературными понятиями: композиция, пейзаж, метафора.
    • Развитие навыков выделения главного при работе с планом.
  • Развивающая: работать над развитием устной речи, умением точно подбирать слова, развивать воображение, внимание, навыки мышления.
  • Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, любовь к животному миру, нравственные качества, стремление узнать окружающий мир глубже, эмоциональнее.

Методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративный (беседа, слово учителя);
  • репродуктивный (пересказ эпизодов, чтение отрывков);
  • проблемного изложения.

Оборудование: доска, мел, учебники, тетради, рисунки учеников.

Информация на доске:

  • тема урока;
  • литературоведческие понятия (тема, идея, композиция, пейзаж, метафора);
  • план, который необходимо «собрать».

Конспект хода урока.

1. Организационный момент.

2. Вспомним, кто такие анималисты, как они пишут о животных.

3. Запись темы урока в тетради.

4. Формулировка задач (работа над текстом, работа над планом, постановка проблемы).

5. Зачем же нам нужен план?

Чтобы не попасть в  капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться, –
Начерти на карте план.
                                             В. Высоцкий.

Беседа о важности плана для понимания композиции произведения.

6. Работа с понятиями: тема, композиция, пейзаж, метафора, идея, рассказ.

Дайте определения.  Докажите, что «Кусака» – рассказ (небольшое повествующее произведение, изображено одно событие).

Какова его тема? (изображение жизни собаки).

Особенности композиции (состоит из 5 главок).

7. «Собери» простой  план.

  • Осень
  • Новые отношения
  • Снова одиночество
  • Любовь
  • Одиночество

Докажите свою точку зрения с помощью сжатого пересказа.

8. Существует план «в рисунках». (Отвечают 5 заранее подготовленных учеников. Они рассказывают о том, что изобразили, как изобразили, что хотел передать автор. Рисунки вывешиваются на доску. Учащиеся обсуждают рисунки, размещают их в нужной последовательности).

рис.1

Рисунок 1

9. Распространённый план. Распространим план, который собрали, запишем в тетради.

  • Одиночество вызывает страх и ненависть
  • Кусака «расцветает» от новых отношений
  • Любовь преображает
  • Осень в душе у Кусаки.
  • Новое одиночество тяжелее прежнего

10. Тезисный план. Вопросный план. Прочитайте план, соблюдая вопросительную интонацию.

11. Какова роль пейзажа в изображении душевного состояния (с.86, 87, 90). Прочитайте и посоветуйтесь с соседом по парте, анализируя это состояние.

12. Глава 5. Читает учитель. Что передает автор? Найдите и объясните метафору. Мрак ночи, вой. С какой целью автор использует эти метафоры?

13. Какова же идея этого рассказа? Сделайте вывод.

14. Вспомним особенности цитатного плана, его оформление.

15. Домашнее задание. Записать цитатный план, подготовить по нему художественный пересказ с использованием художественных средств.

16. Итог урока. Зачем же все-таки нужен план? Над какими видами плана мы работали?

17. Выставление оценок.

18. На следующем уроке предполагается работа над составлением сложного плана.

I. Одинокая жизнь Кусаки.

II. Собаку покинули.

1. «Новая штука».

2. «Мрак осенней длинной ночи».

3. «Собака выла».

III. Что такое ответственность?

К работе прилагается презентация «Развитие всех видов речевой деятельности через реализацию межпредметных связей» (Приложение 1).