Форма проведения: комбинированный урок обобщения изученного.
Цель урока: показать учащимся зависимость правильного понимания идеи эпизода и драматического произведения в целом от умения анализировать его ключевые эпизоды.
Задачи.
- Продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода драматического произведения на примере анализа сцены 21 из III действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”; дать представление об особенностях стилистических приемов градация и гротеск; повторить элементы композиции: завязку, развязку, развитие действия, экспозицию и кульминацию.
- Формировать у учащихся навык анализа эпизода драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся, вводя в активное словоупотребление литературоведческие термины и театральную лексику.
- Воспитывать у учащихся честность и принципиальность, непримиримое отношение ко лжи, лицемерию и беспринципности, доброжелательность к окружающим, стойкий познавательный интерес к изучению как драматических произведений, так и литературы в целом.
Оформление доски.
- Число.
- Тема урока.
- Эпиграфы к уроку.
Тексты … внешне даже самые ясные и податливые говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Марк Бок
- Литературоведческие термины:
- градация, гротеск;
- завязка, экспозиция, развитие действия, развязка.
- Домашнее задание: проанализировать в тетради заключительный монолог Чацкого и подготовить его выразительное чтение наизусть.
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно. А.С. Пушкин
…Комедия бессмертна, потому что бессмертен ее конфликт – конфликт Чацкого и Молчалина, таланта и посредственности, ума и здравого смысла. И.С. Грачева
Ход урока
1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока. (Слайд 1). Презентация
– Здравствуйте, ребята! Кто из вас может сказать, что прочитал и понял комедию “Горе от ума” А.С. Грибоедова? Хочу начать наш урок отрывком из варианта поэмы “Возмездие” А. Блока.
Кто б ни был ты, – среди обедов,
Или храня служебный пыл,
Ты, может быть, совсем забыл,
Что жил чиновник Грибоедов,
Что службы долг не помешал
Ему увидеть в сне тревожном
Бред Чацкого о невозможном,
И Фамусова шумный бал,
И Лизы пухленькие губки
И – завершенье всех чудес –
Ты, Софья… Вестница небес
Или бесенок мелкий в юбке?..
Я слышу возмущенный крик:
“Кто ж Грибоедова не знает?”
– Вы, вы! – Довольно. Умолкает
Мой сатирический язык, –
Читали вы “Мильон терзаний”,
Смотрели “Горе от ума”.
В умах – все сон полусознаний.
В сердцах – все та же полутьма.
– Сегодня на уроке мы попытаемся рассеять эту “полутьму” в сердцах и “сон полусознаний”, а для проанализируем эпизод драматического произведения, вы познакомитесь с новым литературоведческим термином, повторите композиционные особенности драматического произведения на примере комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Вам предстоит понять, в чем заключаются особенности анализа эпизода именно драматического произведения, закрепить навыки характеристики героев и их языка, выяснить значение анализа эпизода для понимания идеи произведения. Предлагаю вам выбрать эпиграф к уроку из числа следующих высказываний… (Слайд 2). Какое из них подходит в качестве эпиграфа – обсудим в конце урока.
2. Выяснение особенностей драматических произведений и их композиции (фронтальная беседа).
– Какое произведение называется драматическим и что можно рассматривать в качестве его эпизода?
(Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, поэтому особенностью его композиции является деление на действия, которые, в свою очередь, состоят из сцен (или явлений). Их-то и нужно рассматривать как эпизоды драматического произведения). (Слайд 3)
– Каким бы ни было анализируемое вами произведение, в нем обязательно будут такие элементы композиции, которые записаны на доске. Расставьте их в порядке следования в произведении. Не пропущен ли какой-нибудь из композиционных элементов? (Слайд 4)
(Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка. Была пропущена кульминация – момент наивысшего напряжения в действии произведения).
2. Определение критериев анализа эпизода (составление плана).
– Что значит анализировать эпизод (сцену)? Сформулируйте вопросы, на которые при этом нужно ответить.
(Проанализировать сцену – значит, определить взаимоотношения персонажей, уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния, показать, с помощью каких приемов в этой сцене раскрываются характеры и какова роль этой сцены в развитии действия и конфликта пьесы.
- Какое место занимает эпизод в композиции произведения?
- Что за герои принимают участие в действии в этом эпизоде?
- Какими средствами автор воспользовался при изображении персонажей?
- Как этот эпизод помогает понять идею произведения?).
– Ваши вопросы перекликаются с планом анализа эпизода, по которому мы сегодня будем работать. (Учащимся выдаются печатные материалы).
3. Анализ сцены 21 из III действия комедии.
– Кому и зачем может понадобиться анализ
драматического произведения? (Это
необходимо режиссеру спектакля, чтобы правильно
подобрать актеров, выбрать соответствующие
декорации; актерам, чтобы наилучшим образом
исполнить роль того или иного персонажа;
работникам театра, принимающим участие в
постановке спектакля; зрителям, чтобы они
правильно понимали суть происходящего на сцене;
критикам, которые должны дать верную оценку и
литературному произведению, и театральной
постановке).
Определение места и роли явления 21 в
произведении, его связь с проблематикой.
– В роли режиссера, который познакомит нас со своим видением композиции комедии и места в ней 21 сцены выступит… Если вы не согласны с трактовкой режиссера, можете высказать свои критические замечания после выступления. (Заранее подготовившийся учащийся рассказывает о месте эпизода в композиции произведения).
– Комедия начинается с экспозиции, затем в I действии происходит завязка действия. Причем, сначала действия любовного конфликта – приезда Чацкого в дом Фамусова и его разговор с Софией – и почти сразу конфликта общественного – разговора Чацкого с Фамусовым, в котором впервые проявляется противоположность их взглядов на общественное устройство и жизненные принципы. На протяжении II и III действий эти конфликты продолжают развиваться. Чацкий, влюбленный в Софию, понимает, что нелюбим и ищет счастливого соперника. Усиливается и противостояние Чацкого и Фамусова, Чацкого и Молчалина, Чацкого и всего фамусовского общества. Выясняется, что Чацкий чужд всем, расходится с остальными во взглядах по всем общественным вопросам. В 21 сцене этот общественный конфликт достигает кульминации: все в один голос называют Чацкого сумасшедшим. Наивысшей точки достигают злоба, ненависть и страх присутствующих по отношению к Чацкому. Наивысшего напряжения в следующей 22 сцене достигают чувства Чацкого (“мильон терзаний”) и его одиночество. Сцены 21 и 22 можно назвать кульминацией социального (общественного) конфликта. В IV действии кульминации достигает и любовный конфликт. Там мы находим и их развязку, причем развязка общественного конфликта не только отодвинута от кульминации, но и как-то стерта, неопределенна.
– Почему в 22 сцене не происходит развязки социального (общественного) конфликта, как это обычно бывает после кульминации?
– Развязка предполагает спад напряженности, благополучное разрешение конфликта или открытое противостояние героев. Ничего этого не происходит ни в комедии, ни в жизни, которую комедия отражает.
– Почему представители фамусовского общества не идут на открытый конфликт с Чацким?
– Они его боятся, он кажется им опасным не потому, что они объявили его “сумасшедшим”, а потому, что в открытой борьбе с ним они могут проиграть, уступить, остаться в дураках, и здравый смысл подсказывает им: лучше держаться от Чацкого подальше, не связываться с ним.
– Какие крылатые выражения из 21 и 22 сцен могут служить названиями для этих эпизодов?
– 21 сцена – “Безумный по всему”; 22 сцена – “Мильон терзаний”.
– Как, по вашему мнению, называлась бы комедия, если бы в ней не было этих двух сцен?
(Учащиеся приводят свои варианты, например:
“Горе от любви”).
Основные герои. (Слайды 5, 6, 7)
– Хочу продолжить наш разговор еще одной цитатой из комедии: “Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!”. Давайте познакомимся с гостями Фамусова поближе. Как это лучше сделать? Было бы неплохо, если бы они сами рассказали о себе или их кто-нибудь “представил”. К.С. Станиславский перед постановкой комедии “Горе от ума” в театре раздал актерам, играющим роли гостей, специальный вопросник, который позволил актерам лучше понять характер, привычки, взгляды своих героев и вжиться в образ. Наши “актеры” заранее получили небольшой “опросный лист”, составленный на основе вопросов Станиславского. Сейчас они расскажут о себе, точнее, о гостях Фамусова, опираясь на эти вопросы. (Учащиеся рассказывают о гостях Фамусова от 1-го или от 3-го лица).
– Я Хлестова Анфиса Ниловна. Женщина 65 лет, живу на Покровке в своем доме, большом и величественном, но несколько обветшалом. Обстановка старинная, уже слегка поистерлась и запылилась. Я богата.
В течение дня успела повидаться с сестрой Прасковьей, обсудить, каких арапок привез нам Загорецкий, и посплетничать по поводу московских балов, тузов и т. п.
К Фамусову отношусь хорошо, но на правах свояченицы спорю с ним и командую всеми.
На бал приглашена самим Фамусовым. Остальных гостей встречала и раньше у Фамусова и в других местах, многих принимала у себя. Целиком и полностью разделяю жизненную позицию Фамусова. А Чацкий, хоть и возмущает меня своей непочтительностью, но вызывает сочувствие. Однако это не помешает мне завтра же рассказать сестре Прасковье о его сумасшествии.
– Я Княгиня Тугоуховская. Очень горжусь своим титулом, который получила вместе с замужеством. Живу с семьей в большом московском особняке, но богатства большого уже не осталось: приходится давать балы, чтобы найти достойную партию шести дочерям, и тратиться на приданое. Нужны богатые женихи, значит, кого попало на балы приглашать нельзя.
В течение дня я готовилась к балу, собирала дочерей, командовала прислугой. Знакома со многими гостями Фамусова. Самого Фамусова считаю умным и заслуживающим уважения человеком. То, что говорит Чацкий, мне совсем не интересно. Меня и моих дочерей интересуют наряды и мужчины. Завтра, а в особенности в четверг на вечере, расскажу всем знакомым о бале у Фамусова. Конечно, упомяну и о сумасшествии Чацкого.
– Разрешите представить вам Платона Михайловича Горича. Бывший военный, теперь в отставке, недавно женился. Живет в небольшом доме жены, в Москве. Есть поместье с крепостными, но жене нравится жить в Москве. В доме комнат немного и обстановка скромная, поэтому сами Горичи часто балы не дают, а больше любят выезжать к другим.
Сегодня за день Платон Михайлович Горич успел выполнить немало мелких поручений жены. На балу он знаком не со всеми. Все время находится рядом с женой. Мысли Фамусова, в основном, одобряет. Женился, потому что пора было это сделать, да и жена нашлась с небольшим состоянием. Он не верит в сумасшествие Чацкого, но не спорит с остальными гостями, тем более, с женой. Взгляды Чацкого еще год назад, возможно, были ему близки.
– Наталья Дмитриевна Горич, молодая дама, недавно вышедшая замуж за отставного военного, человека не слишком богатого, но имеющего деревеньку с крестьянами. В Москве живет с мужем в своем домике, так как перспектива перебраться в деревню ее не прельщает. К счастью, она так успела прибрать к рукам мужа, что и того и мысли не возникает поспорить с ней.
В течение дня Наталья Дмитриевна готовилась к балу у Фамусова, посылала мужа за шпильками и лентами в модную лавку. Фамусова уважает, гордится знакомством с ним и полученным приглашением на бал. Знает все гостей Фамусова, так как на подобном балу не впервые. Назавтра обсудит с мужем, а если получится, и со знакомыми сумасшествие Чацкого и свой успех на балу.
– Графиня внучка живет в доме своей бабушки, после ее смерти получит и дом, и состояние. Не замужем, поэтому выезжает вместе с бабушкой, чтобы не вызвать кривотолков. Дом большой и богатый, но бабушка давно не обновляла ни мебели, ни убранства, поэтому балы у Хрюминых даются крайне редко. Поэтому ездить к другим графиня очень любит.
В течение дня графиня готовилась к балу, убеждала бабушку поехать. Гостей Фамусова знает, но о многих очень низкого мнения. Не встретила на балу достойных партнеров по танцам, поэтому разочарована балом. Единственное развлечение для нее – слух о сумасшествии Чацкого, распространению которого графиня внучка и сама во многом способствовала. Мечта – выгодно выйти замуж. Богатство и титул уже есть, осталось найти мужа среди людей своего круга.
Завтра вынуждена будет объяснять бабушке, что за слух распространился на балу, а также расскажет об этом всем знакомым.
– Загорецкий Антон Антонович. Пусть меня называют: “Пройдоха, плут и подхалим…”. Меня это не задевает. Живу в небольшой, плохо меблированной квартире. У себя вечеров не устраиваю, так как средств едва хватает, чтобы прилично выглядеть. Да в такую маленькую квартиру с разномастной мебелью и не пригласишь никого.
За день успел съездить к Хлестовой и ее сестре – завез им арапок, которых купил по случаю недорого (на распродаже крепостных какого-то разорившегося дворянина). Хлестовым назвал цену гораздо большую, поэтому сегодня при деньгах.
Фамусов – мой кумир, как, собственно, и любой состоятельный человек. Стать таким московским барином – моя мечта. А покуда буду юлить и пресмыкаться, оказывать услуги и пускать слухи по Москве. Мысли Чацкого чужды мне. Завтра объеду всю Москву, чтобы рассказать о сумасшествии Чацкого. Возможно, меня накормят, а то и какой-нибудь счастливый случай представится услужить властьимущим.
– Сергей Сергеевич Скалозуб. Полковник, известный и солидный человек. Имею много наград. Очень богат и не женат. Я завидный жених для любой барышни из высшего общества. Живу в своем особняке, обстановка в доме богатая, но балы давать нет времени: служба, да еще к знакомым нужно успеть съездить. Вот женюсь, тогда жена балами и займется.
Сегодня утром уже побывал в гостях у своего потенциального тестя. Узнав о бале, успел съездить домой, чтобы переодеться. Такому завидному жениху как я можно и опоздать. Остальных гостей уже встречал на балах. Горича и раньше где-то видел, но не припомню, где. Он ведь, кажется, воевал, а я служил в егерском полку.
На жизнь смотрю так же, как Фамусов. Полностью поддерживаю его и уважаю. К тому же, за Софией дают хорошее приданое. А богатство, как известно, к богатству тянется.
Завтра будет, что рассказать в полку. Забавный случай с сумасшествием Чацкого, пожалуй, всех рассмешит.
– Да, конечно, это разные люди, но многое их объединяет. Что? Охарактеризуйте их. Найдите среди записей на доске высказывание, в котором им уже дана характеристика. Вы согласитесь с ней?
– Они все живут по одним законам, у них общие идеал, они все с живостью подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и разносят ее. Это пошлые, равнодушные и расчетливые люди. Их клевета не скучна, а страшна.
- Рождение слуха о сумасшествии Чацкого.
– А с чего все началось? Как родился слух о сумасшествии Чацкого?
Действие III, явление 1
София (про себя): Вот нехотя с ума свела!
Явление 14
София: Он не в своем уме.
Г.Н.: Ужли с ума сошел?
София (помолчавши): Не то, чтобы совсем…
Г.Н.: Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально): Мне кажется.
Явление 15
Г.Н.: Ты слышал?
Г.Д.: Что?
Г.Н.: Об Чацком?
Г.Д.: Что такое?
Г.Н.: С ума сошел!
Г.Д.: Пустое.
Г.Н.: Не я сказал, другие говорят…
Г.Д.: А ты расславить это рад.
Явление 16
Г.Д.: Ты знаешь ли об Чацком?
Загорецкий: Ну?
Г.Д.: С ума сошел..!
Загорецкий: А! Знаю, помню, слышал…
Явление 17
Графиня внучка:… Я говорила с ним.
Загорецкий: Так я вас поздравляю.
Он сумасшедший…
Графиня внучка: Что?
Загорецкий: Да, он сошел с ума.
Явление 19
Загорецкий: В горах изранен лоб, сошел с ума от раны.
Явление 20
Графиня бабушка: Князь, слышали?
Князь: А – хм?
Графиня бабушка: Он ничего не слышит!
Хоть, может, видели, здесь полицмейстер был?
Князь: Э – хм?
Графиня бабушка: В тюрьму-то, князь, кто Чацкого схватил?
Явление 21
Загорецкий: Безумный по всему!
Так родилась сплетня о сумасшествии Чацкого. И
рождением этой сплетни он обязан своей
возлюбленной Софии. (Слайд 8)
(Комментированное чтение сцены 21. Речевые характеристики).
– Сплетня о сумасшествии Чацкого нашла живую поддержку у всех гостей Фамусова. Или все-таки не у всех? Кто из гостей не согласен со плетней и почему не возражает против ее распространения?
– Это Платон Михайлович Горич, ранее служивший с Чацким в одном полку и считавшийся его приятелем. Он не опровергает сплетню по нескольким причинам: во-первых, так говорит его жена, а с ней лучше не спорить; во-вторых, так говорят московские тузы Фамусов и Скалозуб. Как можно спорить с ними? Того и гляди, тебя тоже признают сумасшедшим! Лучше промолчать.
– В чем гости Фамусова и сам хозяин видят проявление сумасшествия Чацкого?
– Ругал власти, осуждал подлость, рассмеялся “невпопад”, советовал одному жить в деревне, другому – не служить в архивах…
– Кстати, кто из присутствующих, обвиняя Чацкого, солгал?
– Молчалин, которому Чацкий ничего подобного не советовал, очень хочет хоть здесь, в рождении сплетни, быть наравне со всеми.
– А считаете ли вы Чацкого сумасшедшим?
– Нет. Он умен. У него критический склад ума, серьезное образование и высокие моральные качества, не позволяющие ему мириться с теми недостатками общества, которые он встречает в фамусовской Москве.
– Что для Чацкого означает слово “ум”? А что для Фамусова и его гостей?
– Для Чацкого ум – способность мыслить, высокие интеллектуальные способности. Для Фамусова ум – умение соблюсти свою выгоду, поладить с людьми богатыми, заслужить высокие чины, т.е. расчетливость, умение приспособиться.
– С кем согласны вы и почему? На чьей стороне автор?
(Учащиеся высказывают свое мнение, в том числе и о том, как автор понимает слово “ум”. У Грибоедова в комедии “25 глупцов на одного умного человека”, по его собственным словам). (Слайд 9)
– Как мы выяснили, сумасшедших в комедии нет, просто герои по-разному понимают слово “ум”. Проиллюстрируйте свою точку зрения, одним из высказываний критиков. В чем же гости видят причины сумасшествия Чацкого?
– В злоупотреблении спиртными напитками, в учении, в книгах.
– Вы выписали определение градации. Зачитайте его и покажите на примере сцены 21, как и для чего использует автор этот стилистический прием.
– Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. (Учащиеся приводят пример градации из сцены 21). (Слайд 10)
– Какие еще языковые средства использует автор в этой сцене?
– Используется гротеск – преувеличение, доведенное до абсурда. (Например, предложение закрыть школы и лицеи или сжечь все книги, чтобы избавить общество от опасности сумасшествия). Многие персонажи используют в своей речи просторечные, грубые выражения или просто разговорную лексику: “с ума спрыгнул”, “шампанское стаканами тянул”, “на басни бы налег”, “чай, пил не по летам”, “потребует к разделке”, “все врут календари” и т.д. Другие используют штампы (“зло пресечь”, “прошу покорно” и др.), иностранные слова, значения которых не понимают (“ланкарточный” – искаженное слово “ланкастерский”) или просто военную терминологию (“Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…”). Эти и другие языковые средства помогают охарактеризовать персонажей, их интересы, жизненную философию. Мы понимает по этой искаженной безграмотной, порой бессвязной речи, насколько они необразованны.
– Обратите внимание на то, как авторские ремарки помогают нам понять поступки и характеры персонажей, а также суть конфликта.
– Загорецкий свою ложь о пьянстве Чацкого произносит “с жаром”. Значит, ему доставляет удовольствие лгать и сплетничать. Фамусов разговаривает с Чацким “опасливо”, то есть осторожно, так как не желает идти на конфликт, на всякий случай избегает открытой ссоры. И все остальные желают отмежеваться от Чацкого, поэтому “пятятся от него в противоположную сторону”.
4. Идейная роль эпизода. (Слайд 11)
(Определение важности эпизода для понимания идеи произведения).
– Итак, сцена 21 – кульминация конфликта между Чацким и фамусовской Москвой, представители которой пустили слух о его сумасшествии. Развязки не последовало. Кто же победитель, а кто побежденный в этом противостоянии и одинок ли Чацкий в своей борьбе?
– Чацкий не одинок, так как в произведении то и дело появляются внесценические персонажи, вызывающие недовольство фамусовского общества: это и двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу, и князь Федор, который, получив образование, уезжает в деревню, и “профессоры”, упражняющиеся в расколе. Наверняка, найдутся и ещё. И пусть развязки нет, и Чацкий уезжает с разбитым сердцем, оклеветанный и одинокий – время Фамусовых уже заканчивается. Появились новые люди, которые не дают фамусовскому обществу жить спокойно. Будущее, несомненно, за ними.
5. Подведение итогов урока. (Слайд 12)
– Мы говорили сегодня ободном эпизоде комедии “Горе от ума”. И что же мы узнали? Сделайте вывод по работе на уроке.
– Те, кто противостоит фамусовскому обществу, не могут сразу победить, их считают странными, объявляют сумасшедшими. Они пока в меньшинстве, но будущее за ними, и Чацкий – один из них.
– Правильное понимание каждого эпизода помогает правильно понять основную мысль всего произведения, его идею.
– Наша работа подходит к концу, а мы до сих пор не подобрали эпиграф к уроку. Как вы считаете, какое из записанных на доске высказываний больше подойдет в качестве эпиграфа? (Слайд 13)
– Это могло бы быть высказывание А.С. Пушкина, смысл которого совпадает нашей оценкой фамусовского общества в сцене 21, как, впрочем, и во сей комедии. Могли бы стать эпиграфом и слова И.С. Грачевой, которая говорит о сути противостояния Чацкого всему фамусовскому обществу, о разном понимании значения слова “ум”. А ведь именно благодаря анализу 21 сцены мы смогли лучше понять, в чем этот конфликт заключается.
Но именно анализ эпизода драматического произведения, который мы сегодня выполняли, помог нам лучше понять идею комедии и характер ее персонажей. Мы научились лучше “спрашивать тексты”, значит, высказывание Марка Бока более точно отражает содержание и результаты нашей работы на уроке. Значит, именно это высказывание может служить эпиграфом к уроку.
– Сегодня на уроке вы были внимательны к слову, активны и заинтересованы, поэтому многому научились. Я думаю, у вас в сердцах не осталось “полутьмы”, а в умах – “сна полусознаний”.
6. Комментарии к домашнему заданию. (Слайд 14)
– Дома письменно проанализируйте один из монологов Чацкого и выучите его наизусть.
Литература
- Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8-9 классы. Пособие для учителя. [Текст] – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. [Текст] 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.
- Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII-XIX вв: 9-10 классы. Пособие для учителя. [Текст] – М.: гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
- Читаем. Думаем. Спорим… Дидактические материалы по литературе: 9 класс. / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. [Текст] – М.: Просвещение, 2004.
- Читаем. Думаем. Спорим… Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 9 класс. / Автор-составитель Г.И. Беленький и др. Под ред. Г.И. Беленького. [Текст] – М.: Просвещение. Учебная литература. 1996.
Приложение 1
План анализа эпизода
1. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с проблематикой. (Значение эпизода для дальнейшего развития событий, связь с предыдущими).
2. Основные герои, изобразительные средства
языка.
Что нового дает нам наблюдение за этими
героями в данном эпизоде для понимания их
взглядов на жизнь, характеров, поступков.
А) способы создания образов;
Б) художественные особенности языка, их значение.
3. Насколько важен эпизод для понимания смысла всего произведения, его основной идеи.
Приложение 2
Опросный лист гостям Фамусова,
составленный
На основе “вопросника для актеров” К.С.
Станиславского
-
Кто вы? Имя, отчество, фамилия. Состав вашей
семьи, общественное положение. Где живете?
- Что сделали сегодня за день? С кем повидались?
- Кем вам приходится Фамусов? Как вы к нему относитесь? Как узнали о бале в его доме? Знакомы ли с остальными гостями? Откуда?
- Как относитесь к мыслям, высказанным Фамусовым? Чацким?
- Кому и что расскажете завтра о том, как прошел бал?
Приложение 3
Высказывания критиков
Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее.
М.А. Дмитриев
Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…, честная и деятельная натура, при том еще натура борца.
А.П. Григорьев
Комедия [“Горе от ума”] – точный, совершенно точный самоотчет в том, как живет, вернее, гибнет, как умирает на Руси умный человек.
А.В. Луначарский
Оптимизм – основная настроенность “Горя от ума”. Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю.
Н.К. Пиксанов
Приложение 4
Тексты сцен 21 и 22 из III действия комедии