Интегрированный урок по творчеству Л.Н. Толстого. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  1. обучение выявлению авторской позиции в различных источниках информации;
  2. развитие умений анализа, синтеза, сопоставления и резюмирования информации;
  3. воспитание осознания человеческой личности как части человечества и мировой культуры.

Информационные источники:
– роман Л.Н.Толстого “Война и мир”;
– Э.Радзинский “Наполеон”;
– реферат “Фигура и деятельность Наполеона в оценке ученых-историков”;
– репродукции произведений живописи.

Оборудование:
– компьютер;
– экран;
– мультимедийный проектор.

Деятельность учащихся при подготовке к уроку:
– создание презентаций;
– анализ указанных учителем эпизодов текстовых источников.

Ход урока

Эпиграф – слова Шатобриана о Наполеоне (Приложение 6 Слайд 13).

Назовите главный эпитет в этом высказывании.

Подберите синонимы (нереальный, выдуманный, искусственно сотворенный).

1) Какой же он – Наполеон Бонапарт? Напомним первое появление героя в романе Толстого, изобразительно-выразительные средства и их значимость для портрета персонажа.

2) Были и другие точки зрения, и другие языки выражения их.

Презентация “Наполеон в живописи”(Приложение 4).

(Репродукции картин Жана-Антуана Гро, Жана-Луи Давида, Поля де Ла Роша.)

Устанавливаем коррелятивные пары: эпизод “Войны и мира” – живописное полотно как иллюстрация внутреннего состояния героя и авторского восприятия.

3) Да, величия у Наполеона (особенно в начале пути) не отнять.

Шатобриан о юношах, зараженных наполеоновским величием.

Почему он стал кумиром для миллионов?

Как эта “мода” отразилась в русской литературе?

Презентация “Имя Наполеона в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского”: (Приложение 5)

Формулируем оценку наполеоновских амбиций русскими писателями.

С чего начал Бонапарт свой победный путь? (По Э.Радзинскому: чтение эпизода с орудиями, направленными против людей.) (Приложение 6)

Был ли он благом или злом для человечества?

Презентация “Ученые-историки о Наполеоне и его деятельности”: (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Анализируем эпизод “Войны и мира” – “Наполеон и Лаврушка” (участники, что их объединяет? – думают одно, а говорят другое – притворство, ложность, фальшь).

А всегда ли у самого Наполеона – героя толстовского романа думы и ощущения совпадали с видимым поведением?

Эпизоды вручения ордена Лазареву в Тильзите, безрассудной гибели уланского полка на глазах идола, думы перед Бородином у портрета “римского короля” (этот эпизод можно сравнить с соответствующим у Э.Радзинского), самочувствие после Бородина, перед Москвой, в Москве и при отступлении (сравним с Э.Радзинским: виноват “генерал мороз”, но тогда позиция Кутузова “обстоятельства бывают сильнее нас” фактически повторяется “властелином мира”; кстати, то же при Аустерлице – победе помог туман).

Итог: оценка Толстого – “ничтожность величия”;
оценка Радзинского – остров св. Елены, сарай с крысами;
горечь при сравнении себя с господом, призрачность власти.

Стоило ли юношам стремиться “в Наполеоны”?

Д/з: Почему Кутузов вызывает уважение у Толстого?

Сравнить Кутузова с Наполеоном перед Бородинским сражением.