Литература
-
Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном пространстве Петербурга (роман "Преступление и наказание") 2013
Цель урока-практикума: первоначальное погружение в текст рома «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Учащиеся работают в группах, собирают и анализируют материал по теме «Посмотрим на томские серединные улицы глазами Раскольникова».
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет). 10–11-й класс 2013
Внеклассное мероприятие – размышление о любви на примере стихотворений современных авторов, жизненных ситуаций и «воздушных, нежных звуков» прекрасных стихов А.А. Фета.
-
Воспитание памятью о войне 2013
Аналитическая статья по теме, не претендующая по словам автора на обстоятельное исследование, но высказывающая авторскую точку зрения, основанную на практическом опыте работы.
-
Урок внеклассного чтения "Тихая моя Родина". Донская природа в поэзии и живописи. 6-й класс 2013
Урок развития творческих способностей учащихся изучает стихотворения донских поэтов. Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и математики "Стать с веком наравне…" 12-й класс 2013
ИКТ-технологии на уроках русского языка и математики повышают знания и отрабатывают навыки выполнения тестовых работ в формате ЕГЭ на примере жизни и творчества гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
-
Сценарий устного журнала "Тебе, певцу" Тебе, герою!", посвященного герою Отечественной войны 1812 г. Денису Давыдову 2013
Устный журнал посвящен человеку, еще при жизни ставшему национальным героем, поэту, увековеченному кистью Д.Доу и пером Л.Н. Толстого, воспетому поэтами Золотого века: В.Жуковским, К.Батюшковым, П.А. Вяземским, Е.Баратынским, Н.Языковым и, конечно, А.С. Пушкиным, – знаменитому прозаику и поэту, легендарному гусару и партизану, Денису Васильевичу Давыдову.
-
Интегрированный урок по теме "Физические явления в поэтических произведениях русских поэтов" 2013
Цель урока: показать, как поэты понятия и факты облачили в стихотворную форму; проанализировать стихотворения с точки зрения художественно-изобразительных средств, используемых авторами произведений; объяснить природные явления, описанные в поэтических произведениях; развивать образное мышление; расширять кругозор учащихся.
-
Аналитический разбор драмы А.Н. Островского "Гроза" 2012
"Гроза" – одна из лучших пьес А.Н. Островского, крупнейшее литературно-общественное событие накануне реформы 1861 г. Автор обращается к той же проблеме, что и в "москвитянских" пьесах, но мир патриархальной семьи получает иное освещение. В комедиях предшествующего периода драматург показывал в первую очередь положительные стороны патриархального миропорядка: крепость семейных уз, религиозность и ведущую роль мужчины-хозяина.
-
Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2012
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г.
-
А.А. Фет – поэт "чистого искусства" 2012
Сущность творчества А.А. Фета – прозрение основ мирового бытия, которые проявляют себя в окружающих природных явлениях, человеческой душе и самом интимном общении двух людей – в любви. Поэт в лирической концепции Фета всемогущ, он способен мир в словах "пересоздать", приоткрыть завесу тайны, говорить о запредельной сущности необъяснимых явлений.
-
Путешествие за "золотым руном" Андрея Белого 2012
Цель урока: дать представление о личности и творчестве Андрея Белого, показать особенности его поэтики.
-
"Русь колокольная" в стихотворении А.К. Толстого "Благовест". 10-й класс 2012
Приобщая учащихся к духовному потенциалу человечества, учитель помогает преодолеть трудности при непосредственном знакомстве с поэтическими произведениями, Библией как «ключевым» текстом. Урок составлен с учетом программы А.Г. Кутузова, но может быть адаптирован к программам по литературе под редакциями В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой.
-
Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Анна на шее" 2012
Цель урока: провести образные параллели в художественном мире писателя; прием ожидания как способ сюжетной линии рассказа; метафоры мира и человека в нравственном пространстве рассказа; драматургия рассказа как художественный метод выражения авторской позиции. Составляется эйдос-конспект для диалога с писателем.
-
"Не устанем защищать свое достояние" 2012
Русской словесности отводится важная роль в восстановлении нравственных ценностей современного общества. Одно из препятствий, которое необходимо устранить, – сквернословие. Огромную помощь окажет интеграция предметов гуманитарного цикла и духовно-нравственного воспитания. Беречь и укреплять наше достояние помогает классическая литература.
-
Урок по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л.Андреева "Кусака"). 7-й класс 2012
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева «Кусака»; формировать умение анализировать факты и давать им оценку.
-
Красноярские писатели в годы Великой Отечественной войны 2012
Урок знакомит учащихся с военной биографией трех красноярских писателей, воспитывает уважительное отношение учащихся к жизни и творчеству писателей Красноярского края, развивает внимательность, умение слушать собеседника, способность анализировать услышанное, корректирует произношение звуков в связной речи учащихся.
-
"Ф.И. Тютчев. Биографический очерк". 10-й класс 2012
Урок знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, пробуждает интерес к его личности и творчеству; совершенствует речь, развивает познавательный интерес; воспитывает нравственное и эстетическое сознание.
-
Открытый урок литературы по повести А.Платонова "Юшка" "Великая сила любви". 7-й класс 2012
Урок формирует навыки литературоведческого анализа произведения, повторяет и закрепляет такие понятия, как "сострадание", "милосердие", "гуманизм", "нравственность".
-
Ненецкая народная сказка "Кукушка" 2012
Урок развивает критическое мышление, знакомит учащихся с ненецкой народной сказкой, расширяет представление о сказке как жанре, формирует навыки чтения, умения самостоятельно работать с текстом. Урок обогащает словарный запас учащихся, воспитывает доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.
-
Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры 2012
На уроке применяется развивающее обучение, метод "проблемное обучение". Цель урока: раскрыть качества героини драмы А.Островского «Гроза»; учить анализировать текст и работать с дополнительной литературой; подготовить к сочинению; развивать монологическую речь; совершенствовать технику и навыки выразительного чтения.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне". 5-й класс 2012
В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением «Няне», с некоторыми фактами биографии поэта, слушают стихотворение в исполнении актера, работают с толковыми словарями, учебником; повторяют сведения об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, метафора, сравнение), знакомятся с перифразом. Навыки анализа стихотворного текста совершенствуются системой вопросов.
-
Урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" по теме "Причины деградации Обломова". 10-й класс 2012
Урок формирует представления учащихся о причинах деградации главного героя романа, рассматривает внутренние и внешние факторы, которые влияют на становление его характера. Значительное время на уроке уделяется работе со словарем. Урок развивает умение внимательно читать текст, выделять детали описания. Ученики решают кроссворд по роману И.А. Гончарова.
-
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы по теме "Национальное самосознание". 11-й класс 2012
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального характера. Также школьники отрабатывают умение анализировать стихотворения.
-
Урок-путешествие "В губернском городе N…" 2012
В ходе урока развивается речь учащихся, навыки чтения, письма; формируется понятийный аппарат; выявляются способности учащихся извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. ИКТ разнообразят урок.
-
Поэма Сергея Есенина "Черный человек" 2012
Цель урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, коммуникативных способностей учащихся; вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С.Есенина.
-
Интегрированный урок "литература + информатика + ИКТ" по теме "М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького" 2012
Цель урока: проследить творческий путь М.Горького, причастность к формированию идей борьбы пролетариата, ответить на вопросы: кто такой Горький, только ли пролетарский писатель, какой он?
-
Урок по теме "Фольклор. Зимние народные праздники и обрядовая поэзия". 6-й класс 2012
На уроке ребята узнают, как народ в старину праздновал Новый год, Рождество и некоторые другие праздники, знакомятся с понятиями "колядки", "славление", "ряженые", "вертеп" и др., слушают рождественские песенки-колядки и подблюдные песенки, выученные заранее подготовленными учащимися, а также выполнят творческое задание.
-
Урок литературы на тему "Сказка "Журавль и Цапля" 2012
Цель урока: формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять нравственную проблему в произведении, опираясь на текст; формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности; учащиеся должны уметь выстраивать связный, развернутый ответ на вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.
-
Урок литературы на тему "Тарас Бульба и его сыновья" 2012
Урок может быть использован как первое, вводное занятие при изучении произведения. В ходе урока необходимо поговорить об исторической основе повести, особенностях жанра, раскрыть перед учащимися образы главных героев, выявить особенности первичного восприятия, а также формировать целостное представление о произведении. На уроке учащиеся рассматривают иллюстрации к повести известных художников.
-
Интегрированный урок "литература + информатика + ИКТ" по теме "Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра" 2012
Максим Горький — одна из самых значительных и одновременно сложных и противоречивых фигур в мировой культуре прошлого столетия. Один из самых интересных вопросов звучит так: был ли Горький ницшеанцем? Сам Горький открещивался от этого и не любил, когда его считали ницшеанцем. Цель урока: отметить точки соприкосновения мироощущения писателей.