Литература
-
Интегрированный урок литературы и МХК по теме "Память народная о поэте и поэзии". 9-й класс 2013
Интегрированный урок литературы и МХК знакомит учащихся с творчеством А.С. Пушкина и других поэтов XIX–XX веков, посвященных теме памяти народа о поэте и поэзии. Цель: вспомнить классификацию всех памятников культуры, познакомить учащихся с памятниками Москвы великим поэтам и писателям.
-
Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Счастливый принц" "Счастье делать добро". 5-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с биографией Оскара Уайльда и вызывает интерес к его творчеству, формирует точку зрения на личность художника. Цель: формировать и развивать у учащихся нравственные качества: чувства сострадания, милосердия, гуманности.
-
В гостях у В.М. Васнецова 2013
Урок готовит учащихся к сочинению по картине В.М. Васнецова; Формирует речевую компетенцию для работы с произведением живописи, расширяет представления учащихся по теме «Жизнь и творчество В.М. Васнецова; совершенствует коммуникативные умения.
-
Урок литературы "Тема родины в поэзии Сергея Есенина". 11-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к родине в лирике поэта, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики; исследовать творчество С.Есенина; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях; выяснить, какое место тема родины занимает в лирике поэта.
-
Урок-исследование ""Толстый и тонкий": почему герои чеховского рассказа не имеют фамилий?" 2013
Цель урока: определить авторскую позицию и смысл названия произведения; на основе анализа рассказа «Толстый и тонкий» выяснить особенности чеховского юмора; развивать навыки аналитической работы с текстом; развивать образное видение, творческие способности учащихся; воспитывать высокие нравственные идеалы на примере личности писателя.
-
"Борис Пастернак. Очерк жизни и творчества". 11-й класс 2013
Урок-лекция посвящен жизни и творчеству великого поэта Бориса Пастернака, сопровождается презентацией.
-
"Разрешите представиться: И.Бродский" 2013
В презентацию вошли фотоматериалы о жизни И.Бродского разных лет, аудиозаписи стихотворений в авторском исполнении. Урок создает проблемные ситуации, требующие осмысления учащимися. В обсуждение включается весь класс. Несколько человек готовят чтение стихотворений наизусть. Это должны быть подготовленные ученики, которые не только проговаривают строчки, но и наполняют своим пониманием.
-
Урок литературы "Жизненные испытания Матрены Тимофеевны" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо…"). 10-й класс 2013
Цель урока: показать, что героиня Н.А. Некрасова побеждает суровые жизненные испытания силой любви, умением бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
-
Образ родины в произведениях шатурских поэтов 2013
Цель урока: расширить представления детей о малой родине.
-
Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном пространстве Петербурга (роман "Преступление и наказание") 2013
Цель урока-практикума: первоначальное погружение в текст рома «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Учащиеся работают в группах, собирают и анализируют материал по теме «Посмотрим на томские серединные улицы глазами Раскольникова».
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет). 10–11-й класс 2013
Внеклассное мероприятие – размышление о любви на примере стихотворений современных авторов, жизненных ситуаций и «воздушных, нежных звуков» прекрасных стихов А.А. Фета.
-
Воспитание памятью о войне 2013
Аналитическая статья по теме, не претендующая по словам автора на обстоятельное исследование, но высказывающая авторскую точку зрения, основанную на практическом опыте работы.
-
Урок внеклассного чтения "Тихая моя Родина". Донская природа в поэзии и живописи. 6-й класс 2013
Урок развития творческих способностей учащихся изучает стихотворения донских поэтов. Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и математики "Стать с веком наравне…" 12-й класс 2013
ИКТ-технологии на уроках русского языка и математики повышают знания и отрабатывают навыки выполнения тестовых работ в формате ЕГЭ на примере жизни и творчества гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
-
Сценарий устного журнала "Тебе, певцу" Тебе, герою!", посвященного герою Отечественной войны 1812 г. Денису Давыдову 2013
Устный журнал посвящен человеку, еще при жизни ставшему национальным героем, поэту, увековеченному кистью Д.Доу и пером Л.Н. Толстого, воспетому поэтами Золотого века: В.Жуковским, К.Батюшковым, П.А. Вяземским, Е.Баратынским, Н.Языковым и, конечно, А.С. Пушкиным, – знаменитому прозаику и поэту, легендарному гусару и партизану, Денису Васильевичу Давыдову.
-
Интегрированный урок по теме "Физические явления в поэтических произведениях русских поэтов" 2013
Цель урока: показать, как поэты понятия и факты облачили в стихотворную форму; проанализировать стихотворения с точки зрения художественно-изобразительных средств, используемых авторами произведений; объяснить природные явления, описанные в поэтических произведениях; развивать образное мышление; расширять кругозор учащихся.
-
Аналитический разбор драмы А.Н. Островского "Гроза" 2012
"Гроза" – одна из лучших пьес А.Н. Островского, крупнейшее литературно-общественное событие накануне реформы 1861 г. Автор обращается к той же проблеме, что и в "москвитянских" пьесах, но мир патриархальной семьи получает иное освещение. В комедиях предшествующего периода драматург показывал в первую очередь положительные стороны патриархального миропорядка: крепость семейных уз, религиозность и ведущую роль мужчины-хозяина.
-
Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2012
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г.
-
А.А. Фет – поэт "чистого искусства" 2012
Сущность творчества А.А. Фета – прозрение основ мирового бытия, которые проявляют себя в окружающих природных явлениях, человеческой душе и самом интимном общении двух людей – в любви. Поэт в лирической концепции Фета всемогущ, он способен мир в словах "пересоздать", приоткрыть завесу тайны, говорить о запредельной сущности необъяснимых явлений.
-
Путешествие за "золотым руном" Андрея Белого 2012
Цель урока: дать представление о личности и творчестве Андрея Белого, показать особенности его поэтики.
-
"Русь колокольная" в стихотворении А.К. Толстого "Благовест". 10-й класс 2012
Приобщая учащихся к духовному потенциалу человечества, учитель помогает преодолеть трудности при непосредственном знакомстве с поэтическими произведениями, Библией как «ключевым» текстом. Урок составлен с учетом программы А.Г. Кутузова, но может быть адаптирован к программам по литературе под редакциями В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой.
-
Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Анна на шее" 2012
Цель урока: провести образные параллели в художественном мире писателя; прием ожидания как способ сюжетной линии рассказа; метафоры мира и человека в нравственном пространстве рассказа; драматургия рассказа как художественный метод выражения авторской позиции. Составляется эйдос-конспект для диалога с писателем.
-
"Не устанем защищать свое достояние" 2012
Русской словесности отводится важная роль в восстановлении нравственных ценностей современного общества. Одно из препятствий, которое необходимо устранить, – сквернословие. Огромную помощь окажет интеграция предметов гуманитарного цикла и духовно-нравственного воспитания. Беречь и укреплять наше достояние помогает классическая литература.
-
Урок по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л.Андреева "Кусака"). 7-й класс 2012
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева «Кусака»; формировать умение анализировать факты и давать им оценку.
-
Красноярские писатели в годы Великой Отечественной войны 2012
Урок знакомит учащихся с военной биографией трех красноярских писателей, воспитывает уважительное отношение учащихся к жизни и творчеству писателей Красноярского края, развивает внимательность, умение слушать собеседника, способность анализировать услышанное, корректирует произношение звуков в связной речи учащихся.
-
"Ф.И. Тютчев. Биографический очерк". 10-й класс 2012
Урок знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, пробуждает интерес к его личности и творчеству; совершенствует речь, развивает познавательный интерес; воспитывает нравственное и эстетическое сознание.
-
Открытый урок литературы по повести А.Платонова "Юшка" "Великая сила любви". 7-й класс 2012
Урок формирует навыки литературоведческого анализа произведения, повторяет и закрепляет такие понятия, как "сострадание", "милосердие", "гуманизм", "нравственность".
-
Ненецкая народная сказка "Кукушка" 2012
Урок развивает критическое мышление, знакомит учащихся с ненецкой народной сказкой, расширяет представление о сказке как жанре, формирует навыки чтения, умения самостоятельно работать с текстом. Урок обогащает словарный запас учащихся, воспитывает доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.
-
Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры 2012
На уроке применяется развивающее обучение, метод "проблемное обучение". Цель урока: раскрыть качества героини драмы А.Островского «Гроза»; учить анализировать текст и работать с дополнительной литературой; подготовить к сочинению; развивать монологическую речь; совершенствовать технику и навыки выразительного чтения.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне". 5-й класс 2012
В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением «Няне», с некоторыми фактами биографии поэта, слушают стихотворение в исполнении актера, работают с толковыми словарями, учебником; повторяют сведения об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, метафора, сравнение), знакомятся с перифразом. Навыки анализа стихотворного текста совершенствуются системой вопросов.