Обобщение знаний при изучении поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя (подготовка к сочинению)

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  • содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, умению анализировать и оценивать художественное произведение;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом и дополнительной литературой;
  • способствовать развитию устной и письменной речи;
  • углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы «Н.В. Гоголь», подготовить учащихся к контрольному сочинению;
  • способствовать формированию нравственных начал личности.

Тип урока: урок применение усвоенного и совершенствования знаний, умений, навыков.

Методы и приемы: частично-поисковый; аналитическая беседа.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя; цитаты; высказывания; текст (поэма «Мертвые души»); литературная газета.

Эпиграф: «…один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого».

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Слово учителя.

Первыми впечатлениями о поэме и ее героях мы уже обменялись, сегодня нам предстоит более внимательно приглядеться к ним, понять ту философию бытия, которая руководит их действиями, понять их образ мышления, их поступки: ради чего они предпринимают те или иные действия и к чему это приводит. А Н.В. Гоголь, как автор «Мертвых душ», поможет нам в этом разобраться.

2. Художественное чтение (опережающее задание)

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабскапитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты,— сказал один другому,— вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет»,— отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет»,— отвечал другой. Этим разговор и кончился.

Учитель: Доедет то колесо или не доедет?! – Это риторическое восклицание до определенного времени остается под вопросом…В конце урока мы к нему вернемся и попробуем разобраться, что имел ввиду Н.В. Гоголь? Почему это колесо повозки Чичикова? Почему оно может доехать до Москвы, а до Казани не может?

– Итак, проскрипела повозка по разбитым мостовым губернского города, оставив его за спиной; не будем препятствовать господину Чичикову – пусть едет, а мы с вами, остановившись у парадных дверей музея восковых фигур, войдем и посмотрим на то, что г. Чичиков не рассмотрел в суете ни в себе, ни в и своих NN-ских знакомых…

3. Сценарий. Посещение «Музея восковых фигур»

– Сейчас нам предстоит встреча с «восковыми фигурами» героев «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Итак, слово автору

Автор. «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение...»

Учитель: – Под пером Гоголя оживают восковые фигуры …

Манилов. Я — уважаемый отец семейства; имею на попечении двух отроков — Фемистоклюса и Алкида, верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в... (приказчик, сколько душ?)... в двести душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества. Имею дом, стоящий на эдаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую беседку под названием «Храм уединенного размышления», в которой я предаюсь отрадным мечтаниям.

Ученик №1.

Позвольте, о чем же вы мечтаете? Каковы ваши хозяйственные способности и радение о своих крепостных?

Манилов. Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам лавочки, где бы сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.

Ученик №2. Но ведь эти радения только в мечтах, а на деле?! Крестьяне живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего деревца, ни другой какой земли. А сколько умирает у вас крестьян от голода, от болезней?

Дама. Люди умирали и умирать будут, при чем же здесь господин Манилов?

Ученик 2. Много ли вы читаете?

Манилов. На этот вопрос я отвечу с превеликим удовольствием. Я очень много читаю, проглядываю «Сына Отечества», и, заметьте, с превеликим удовольствием.

Ученик №1. А как вы объясните тот факт, что закладка в книге два года покоится на четырнадцатой странице?

Манилов. Да, вы знаете, семейные заботы, благоденствие деток, Маниловки, размышления о судьбе Отечества — все это занимает много времени...

Господин N. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое»! — и отойдешь подальше, если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертную»

Манилов. Господин N? Не понимаю... Это не племянник ли нашего многоуважаемого полицмейстера? Что ж, очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу, паренье мысли эдакое, но отчего же он так изволил отозваться обо мне? Отчего скука? Отче-го? Черт знает что такое... Не понимаю, господа.

Автор: «Человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

Манилов. Это, кажется, из пословицы... Как же изволите понимать такое изречение?

– Кто из вас поможет разобраться господину Манилову? (коллективное обсуждение)

Автор – «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, одна из тех небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов»

Коробочка. Я — старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, и свекла... А за огородами, напротив свиного хлева, — избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят.

Дама. Вы торгуете?

Коробочка. Торгую понемногу, господи помоги. И пенькой, и салом, и крестьянами, коли бог пошлет.

Дама. Это хорошая хозяйка.

Ученик №1. У меня вопрос. Как это вы можете торговать живыми людьми, будто вещами? Разве возможно такое в наш просвещенный век?!

Дама: Ну, полно вам, батюшка. Что же тут страшного?! Все торгуют, крепостные — хороший товар, ходовой. Намедни мне госпожа Коробочка продала двух девок по сто рублей каждая. Какие вышли славные работницы, сами салфетки ткут.

Чичиков «Ну, баба, кажется, крепколобая! Дубинноголовая!», «проклятая старуха».

Коробочка. С нами крестная сила! Какие вы страсти говорите! Не хочу на ночь вспоминать о господине Чичикове. Ведь он, несмотря на то что дворянин, почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мертвые души. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг — продешевлю... Вот, видно, и недовольным он остался, что не позволили ему провести матушку-помещицу, оставить с носом. Ну да бог с ним, с бессовестным, я свое взяла, и кончено. А вы, господин, сало свиное не покупаете?

Автор «...среднего роста, недурно сложен, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Здоровье так и прыскало с его лица, Говорун, кутила, лихач, завсегдатай ярмарок. Странную страсть имел он: кто ближе с ним сходился, тому он больше всех насаждал...»

Ученик № Прошу, господин Ноздрев, расскажите о себе.

Ноздрев. Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться... А ярмарки... люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как! Я за обед только шампанского 17 бутылок выпил...

Ученик №. Ладно, ладно. Вы женаты?

Ноздрев. Был когда-то, да жена умерла, царство ей небесное.

Ученик №. Ну, а дети есть?

Ноздрев. А как же! Хотя... не до них, брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазлива, черт!.. А вот псарни, господа, это, я вам скажу, такое дело... Там я — отец родной. Я тебе, ваше превосходительство, могу щенка подарить, а лучше давай поменяемся... Да хоть на твою трубку, а?

Господин Вы лучше скажите: за что вас называют «историческим человеком»?

Ноздрев. А это оттого, что я все время попадаю в истории.

Чичиков Позвольте добавить, господа. Весьма неприятные истории приключаются с Этим господином. Недавно и мне пришлось оказаться свидетелем пренеприятнейшей истории. Хотел я заключить сделку, весьма выгодную для обеих сторон... Что? Какую?.. Да это неважно...

Ноздрев. Нет, брат, ты скажи, скажи, какую. Всем будет интересно узнать об этом, свинтус ты эдакий.

Чичиков. Прошу прощения, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай меня спас от самоуправства господина Ноздрева. Ведь он, извините, хотел меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.

Ноздрев. Ах ты жук! Я вам такую историю поведаю про него, пальчики оближете.

Дама. Хватит. С нас достаточно ваших историй. Послушаем помещика... э... Медведева... то есть Собакевича. Извините.

Автор. «Этот походил на средней величины медведя. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Над его отделкой природа не мудрила, она хватила топором раз – вышел нос, хватила другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и пустила на свет – пусть живет! Да и звали-то его Михаилом Семеновичем».

Ученик № Расскажите, как живете, чем занимаетесь.

Собакевич, Владенья у меня добрые (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, свой двор, дом.

Господин. У господина Собакевича все на века. Не только постройки — березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин!

Ученик № (Собакевичу). Чем же вы занимаетесь?

Собакевич. Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить — слабость, извините.

Ученик № Ваша цель в жизни?

Собакевич. Сытно поесть. Осетринку, поросенка с хреном, бараний бок с кашей — эх! Уважаю.

Голос (передразнивает). «Бок с кашей!» Обжорство—вот его цель, смысл и суть жизни.

Ученик №. Как вы относитесь к председателю дворянского собрания?

Собакевич. Дурак, какого поискать.

Господин. А губернатор?

Собакевич. Сам разбойник и рожа воровская.

Дама. Да вы же грубиян!

Господин. Зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.

Господин. Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет — они же собственность!!!

Голос. Помещик Плюшкин. Вам слово… Барыня, я же звал Плюшки... Прошу прощения, господин Плюшкин.

Автор «... долго нельзя было распознать какого пола была фигура: баба или мужик. Случалось видеть всяких людей, но такого еще не видывали. Лицо его не представляло ничего особенного, маленькие глазки еще не потухли, бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши. Гораздо замечательнее был наряд его: нельзя было докопаться, из чего был состряпан его халат, рукава, полы засалились и залоснились; на шее было навязано что-то такое, которого нельзя было разобрать», А ведь перед нами не нищий, перед нами самый богатый помещик. Не странно ли?

Плюшкин (гадким голосом). Что вам сказать, господа. Беднею я. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.

Господин. Хочу сказать — ведь господин Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, прядильни, плуги, молоты, косы. Приветливая хозяйка, его жена, славилась хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь тоже умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своем горе.

Господин. Все это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как он мог докатиться до такого?

Голос. А сколько у вас душ?

Плюшкин. С тысячу было. Да в запрошлом году от мора померло, да в бегах которые.

Голос. От такого убежишь!

Голос Как же вы думаете жить дальше?

Плюшкин. Как это священники-то не обращают внимания? Сказал бы поучение: ведь против слова божия-то не устоишь.

Голос. Ну вы, я думаю, устоите!

III. Применение усвоенного и совершенствования знаний, умений, навыков

1. Беседа

– Какими предстали герои перед нами во время посещения музея? Какие недостатки увидели герои поэмы друг в друге? А что не видят в себе? Давайте определим в каждом из героев ту их черту характера и поведения, которая так бросается в глаза другим, хотя для них самих остается незаметной.

– О ком из персонажей по вашему мнению сказано недостаточно?

– «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод» – так кто же этот господин? (Чичиков)

2. Стилистический анализ – эксперимент. «Сцена торга между Чичиковым и Собакевичем»

– Чтобы лучше рассмотреть главного героя поэмы, проведем небольшой эксперимент, т.е. произведем стилистический анализ текста, отрывка из сцены торга между Чичиковым и Собакевичем

  • Задание: Составьте мнение об этом эпизоде. Какими предстали перед нами продавец Собакевич и покупатель Чичиков в сцене купли-продажи мертвых душ?

(На отдельных листках учащимся предлагают текст (гл. 5) отрывка из сцены торга между Чичиковым и Собакевичем без авторских ремарок.)

Глава 5

– Итак?..— сказал Чичиков

– Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич

– Да,— отвечал Чичиков, прибавивши: — несуществующих.

– Найдутся, почему не быть...— сказал Собакевич,

– А если найдутся, то вам, без сомнения... будет приятно от них избавиться?

– Извольте, я готов продать,— сказал Собакевич

– А, например, как же цена? хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно...

– Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! — сказал Собакевич.

– По сту! — вскричал Чичиков

– Что ж, разве это для вас дорого? — произнес Собакевич и потом прибавил: — А какая бы, однако ж, ваша цена?

Полный текст:

– Итак?..— сказал Чичиков, ожидая не без некоторого волнения ответа.

– Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.

– Да,— отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши: — несуществующих.

– Найдутся, почему не быть...— сказал Собакевич,

– А если найдутся, то вам, без сомнения... будет приятно от них избавиться?

– Извольте, я готов продать,— сказал Собакевич, уже несколько приподнявши голову и смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду.

«Черт возьми,— подумал Чичиков про себя,— этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» — и проговорил вслух:

– А, например, как же цена? хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно...

– Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! — сказал Собакевич.

– По сту! — вскричал Чичиков, разинув рот и поглядевши ему в самые глаза, не зная, сам ли он ослышался, или язык Собакевича по своей тяжелой натуре, не так по воротившись, брякнул вместо одного другое слово.

– Что ж, разве это для вас дорого? — произнес Собакевич и потом прибавил: — А какая бы, однако ж, ваша цена?

– Что помогают понять авторские замечания, ремарки?

(В результате сопоставительной работы обнаруживается, что авторские замечания, ремарки, помогают понять отношение автора к изображаемым явлениям, помогают «дорисовать» сатирический образ, углубляют понимание его содержания.

  • Обобщение:

– Прав ли Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Да вышло бы еще и хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку».

  • Реплика учителя: – Да, такой, подобно гоголевскому городничему (из комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя), способен «мошенников над мошенниками обмануть»!

Полностью текст работы представлен в Приложении.