Литература
-
И.Я. Яковлев ‒ просветитель чувашского народа 2013
Статья посвящается 165-летию со дня рождения И.Я. Яковлева, выдающегося деятеля культуры и просвещения нерусских народов Востока России, среди которых он трудился более полувека, продолжая замечательные традиции русского просветительства, начатые в далеком прошлом передовой интеллигенцией нашего многонационального Отечества.
-
Изучение поэмы “Ребенок” известного башкирского поэта Галимова Саляма. 10-й класс 2013
Урок-презентация с системой Штейнберга для изучения поэмы «Бала» («Ребенок») известного башкирского поэта Галимова Саляма знакомит с содержанием поэмы, разбирает сложные нравственные понятия "семья", "семейные отношения", роль ребенка в семье. Урок воспитывает правильное отношение к семейным ценностям, ответственность за свои поступки. Составление кластеров разнообразит урок.
-
Тема урока: "Маяковский сегодня" 2013
Цель урока: подвести итоги по творчеству поэта; уметь четко формулировать вопросы к теме; вести диалог.
-
В мастерской художника слова. А.С. Пушкин. Стихотворение "Туча". 7-й класс 2013
Урок входит в систему работы по анализу поэтического текста. Обязательно учитываются знания и умение учащихся анализировать поэтический текст: определять тему, идею, основные образы, художественные средства выразительности; высказывать свое отношение к изображаемому; составлять словесное описание пейзажа.
-
Изучение повести «Чертово колесо» башкирского народного писателя Нугумана Мусина. 11-й класс 2013
На уроке анализируется повесть башкирского народного писателя Нугумана Мусина «Чертово колесо». В начале урока проводится лингвистический диктант с последующей взаимопроверкой. Анализ повести начинается с повторения биографии и творческого пути писателя, которые показаны в схематической форме – системе Штейнберга, очень эффективного приема. Анализ текста приврдит к пониманию внутреннего мира героя произведения, развивает аналитическое мышление учащихся.
-
"Литературный турнир". Систематизация знаний по русской литературе за курс 6-го класса 2013
В нетрадиционной форме повторяется изученный материал по русской литературе. Учащиеся в игре-соревновании отвечают на вопросы по произведениям, решают кроссворд, систематизируют знания по предмету.
-
Композиционные особенности рассказа Л.Толстого "После бала" 2013
На урок применяется метод диалектического обучения, в основе которого лежит индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперация с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося.
-
Урок по теме "Вверх, до самых высот!" 7-й класс 2013
Задача урока литературы состоит в воспитании учащихся, прежде всего внимательного отношения к слову. Осмысленное чтение способно вызывать зрительные образы, развивать эстетические чувства. Учащиеся формируют навыки и умения отличать прекрасное от безобразного, доброе от дурного, свободно высказывать свои суждения, творческие способности. Знакомство с японской поэзией не только расширяет кругозор ребенка, но и учит видеть малое в великом и великое в малом, учит чуткому отношению ко всему живому.
-
Урок литературы по теме "Простая" лирика Николая Рубцова. 11-й класс 2013
Цель урока: опираясь на философские категории «простое» и «сложное», рассмотреть особенности поэзии Николая Рубцова, формировать научную картину мира, собственную мировоззренческую позицию; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом; закрепить полученные знания о лирике Н.Рубцова.
-
"Недаром помнит вся Россия…" Виртуальная экскурсия, посвященная Отечественной войне 1812 года 2013
Материал может быть использован в серии уроков по изучению в 5-м классе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» как вступительный урок для того, чтобы эмоционально настроить учащихся, подготовить к восприятию литературного произведения. Другой вариант – внеклассное мероприятие по литературе, проводимое после изучения литературного произведения. В роли экскурсоводов, сотрудников музеев выступают учащиеся. Учитель организовывает дискуссии по проблемным вопросам.
-
Интегрированный урок по теме "Образ лошади в произведениях Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова" 2013
Оба писателя пишут о деревенской жизни, неравнодушны к проблемам крестьянства, живой природе. Рассказы обоих писателей автобиографичны. Преимущества данного интегрированного урока в том, что у учащихся вырабатываются умения владеть приемами сравнения, сопоставления, самообразования, самостоятельно работать с текстом, совершенствуются умения композиционного, идейно-художественного анализа, навыки общения.
-
"Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…" Урок анализа произведения. 8-й класс 2013
Цель урока: подведение учащихся к мысли, что именно обработка известного «бродячего сюжета» У.Шекспиром стала гениальным произведением, которое дало жизнь множеству творений разных видов искусства. В ходе урока используется визуальный и фономатериал: репродукции картин, иллюстрации к трагедии, музыкальные фрагменты (С.Прокофьева, П.Чайковкого, Н.Ротта); фрагменты экранизации пьесы Ф.Дзеффирелли.
-
Интеллектуальный турнир по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2013
На уроке подводятся итоги итоги обсуждения "Маленького принца" в форме интеллектуального турнира. Сценарий включает разнообразные конкурсы, в ходе которых детям предлагается под руководством педагога-словесника выполнить индивидуальные и групповые задания контролирующего, обучающего и творческого характера.
-
Урок литературы по теме "Целый мир от красоты…" 8–9-й класс 2013
Цель урока: продемонстрировать приемы работы с поэтическим текстом с интерактивной технологией «Педагогическая мастерская».
-
Интегрированный урок-исследование "Перевод рассказа С.П. Данилова "Кыысчаан кулэр" на русский язык. Синтаксическая трансформация при переводе". 10‒11-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом С.П. Данилова «Кыысчаанкулэр», его переводом на русский язык С.Виленским; выявить, сохранена ли авторская идея в переводе рассказа; закрепить знание термина "трансформация" при переводе на практике; умение находить в тексте синтаксические средства выразительности, определять их роль; выяснить, какова роль переводческой деятельности в развитии литературы.
-
Тема урока: "Загадка женской души". 10-й класс 2013
"Леди Макбет Мценского уезда" впервые опубликована в журнале "Эпоха" в 1865 году под названием "Леди Макбет нашего уезда". Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Одна из художественных вершин творчества Н.С. Лескова.
-
Образ осени в рассказе К.Г. Паустовского "Желтый свет". Цвет и звук 2013
Учащиеся на уроке знакомятся с рассказом "Желтый свет", композицией, изучают авторскую позицию, раскрывают своеобразие писательской манеры Паустовского. Выясняют, какими приемами пользовался автор для более сильного воздействия на читателя. Формируются навыки самостоятельного формулирования выводов, анализа эпизодов.
-
Кульминация повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" 2013
Н.В. Гоголя всегда интересовала история Запорожской Сечи. Он создает вымышленный образ Тараса Бульбы, в котором соединяются черты запорожцев. В работе анализируется девятая глава. В основе этой главы лежит жизнеподобие (один из видов художественной условности, смысл, которого состоит в придании характерам и обстоятельствам произведения сходства с характерами и обстоятельствами действительности) с элементами фантастики. Цель урока: развивать умение анализировать эпизод, работать со словарем, давать связный ответ.
-
Урок литературы по теме "Нам дороги эти позабыть нельзя" 2013
Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями; воспитывать чувство гордости за родину и ее защитников.
-
"Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"". 9-й класс 2013
Цель урока: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения о неограниченной власти человека над человеком. Презентация содержит иллюстративный и информационный материал, материал для наблюдения, сопоставления, обобщения.
-
Урок повторения теории литературы при подготовке к ЕГЭ по литературе 2013
Повторение учебного материала – система разнообразных способов и форм учебной работы, закрепляющих знания, обобщающих ранее пройденный материал, развивающих и совершенствовующих познавательные способности учащихся.
-
Эйдос-конспекты при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2013
Художественная литература рождает у читателя зримые образы. Эйдос-конспекты помогают ученикам понять увиденное. Учитель и ученики анализируют текст, ищут ключевые образы, художественные средства для характеристики героев, раскрывают идейное содержани произведения.
-
"И.С. Тургенев."Муму". Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)". 5-й класс 2013
Урок открытия новых знаний по теме "И.С. Тургенев. "Муму". Образ Герасима". В течение урока учащиеся 5-го класса анализируют первую часть рассказа; развивают умение выражать свои мысли, оценивают поступки героев, делают выводы; формируют представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащают словарный запас.
-
Социальные проблемы села в рассказе Б.Екимова "Фетисыч" 2013
В основе урока анализ произведения современной литературы. Урок формирует умение видеть социальные проблемы современного общества и находить смособы решения. Главный путь спасения вымирающих деревень, пассивности социума ‒ воспитание ответственности за все, что делается в России.
-
Анализ стихотворение А.К. Толстого "Благовест" 2013
На уроке развиваются исследовательские навыки учащихся в работе с поэтическим текстом. В ходе наблюдений над синтаксическими, морфологическими и фонетическими особенностями стихотворения школьники начинают понимать откровения лирического героя, душа которого под звуки колокола очищается от зла и стремится к благу.
-
Урок-размышление "Две судьбы: А.Блок и Д.Менделеев" 2013
Александр Блок и Дмитрий Менделеев – величайшие гении начала ХХ столетия. Несмотря на разность возраста, виды деятельности, у этих двух гениев оказалось много общего. Автор расширяет знания учащихся, показав многогранность личностей двух великих гениев. Воспитывает патриотизм.
-
Образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2013
Статья представляет собой материал для учителя в помощь при подготовке к изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
-
"Я лиру посвятил народу своему…" (К 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова) 2013
В рамках празднования 190-летия со дня рождения Н.А. Некрасова подготовлен и проведен открытый урок, посвящен этому событию. Цель: систематизировать знания о творчестве и биографии великого поэта, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни», ведь поэзия Некрасова – живое, немеркнущее явление русской культуры.
-
Урок литературы "Уж не пародия ли?" Прием пародии в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс 2013
Урок-исследование входит в цикл, посвященный изучению творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Знакомит учащихся с главой из романа «История одного города», развивает аналитические способности школьников. Материал первой главы романа «История одного города» позволяет школьникам на примерах увидеть, как интертекстуальность становится приемом пародии.
-
Урок литературы "Русский национальный характер героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"". 6-й класс 2013
Урок формирования и совершенствования знаний расширяет знания учащихся о личности и взглядах И.С. Тургенева. В ходе анализа текста развивается коммуникативная компетенция учащихся: умение анализировать литературное произведение, отдельный эпизод, определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее; совершенствование навыка характеристики героя, навыки выразительного чтения.