Цель урока: создать общую проблемную ситуацию, побуждающую учащихся углубленно изучать поэзию М.Ю.Лермонтова.
Задача урока: научить выявлять своеобразие лермонтовских чувств.
Оборудование: портрет поэта, рисунки учащихся, эпиграф урока, тетради, учебники.
На доске написаны слова Ф.М.Достоевского: “Без чувства прекрасного в душе нельзя пускать юное поколение в жизнь”.
Эпиграф урока:
“Педагогический успех поэзии Лермонтова может показаться неожиданным...
После старика Крылова, кажется, никто из русских поэтов не оставил после
себя столько превосходных вещей, доступных воображению и сердцу учебного возраста...”
В.О.Ключевский
Ход урока
1. Организационный момент. Учащиеся в тетрадях по литературе записывают число, тему урока и эпиграф.
2. Слово учителя. Прошло уже 2 века со дня рождения М.Ю.Лермонтова, однако его поэзия продолжает покорять наши сердца, наши умы. Поэты 20-го века чувствуют Лермонтова живым спутником, хотя он прожил всего 27 лет; замыслы его не осуществлялись, пошлая молва гримировала его то в унылого скептика, то в буйного гусара. Если Анна Ахматова вспомнит Лермонтова там, ”где горных трав легко благоуханье”, ”в тот предвечерний и жестокий час”, когда проступит “сияние неутоленных глаз” Демона, то Антокольский, напротив, свяжет Лермонтова с буйством грозы, мятежом стихии.
Наверное нет поэта 19-го века, который бы так овладевал умами в школьные годы, как М.Ю.Лермонтов.
Ребята, Лермонтов вас покорил сразу неподражательной музыкальностью стиха, заставляющей вновь и вновь повторять впервые услышанные строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
А теперь представим себе, что к нам из далекого 19-го века пришел на интервью великий поэт. Интервью будет проводить “корреспондент журнала “Литература в школе””. (Два ученика разыгрывают сцену интервью).
3. Беседа между двумя учениками (Лермонтов и корреспондент).
- Михаил Юрьевич, большое спасибо за то, что Вы согласились на эту беседу. Слишком много противоречивых мнений существует о Вашей личности, поэтому нам захотелось от Вас узнать о себе. Вот как пишут о Вас в серии ”Жизнь замечательных людей”:” Миша легко вошел в пансионную жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом - во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе”. Я почему-то не верю в такой Ваш образ.
- Вы правы. О моих детских годах, о тяжелой семейной драме, которая заставила почувствовать мое одиночество, вы можете узнать из следующих строчек из поэмы “Сашка”:
Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нем терялся мыслию послушной...
- И позднее, когда Вы предстанете перед нами гусаром, пока еще юнкером, на современного биографа произведете впечатление “гуляки праздного”: ”У Лермонтова образовался большой круг товарищей. Дружбы Лермонтова искали и выпускники, самые беспардонные повесы...Лермонтов и тут был первым”...
Чему же верить?
- Верьте моим стихам:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...
Учитель:
- Мои восьмиклассники, логика разговора, надеюсь, ясна: о писателе - не только как о художнике, но и как о человеке - следует судить по его творениям. Внешняя жизнь сама по себе еще ничего не значит. А жизнь внутренняя, то, что только и важно, сама скажется в произведениях писателя, хочет он этого или нет...
“Корреспондент”:
- М.Ю., Вы делаете неожиданное, казалось бы, признание:”Нет, я не Байрон, я другой...”
Почему Вашим избранником вслед за Пушкиным стал Байрон, и никто другой?
Где искать объяснение Вашего выбора?
- Конечно же в творчестве Байрона!
Вслушайтесь хотя бы в такие строки:”... Мелодия - в прибое волн кипящих,/И голоса - в пустынной тишине. /Людей люблю - природа ближе мне/В своей душе весь мир огромный чуя/Ни выразить, ни скрыть то чувство не могу я...”
- Михаил Юрьевич, к чему бы ни обращались Вы, какие бы картины ни рисовало Ваше художественное видение, - они проникнуты живою полнотою понимания и сочувствия всему человечеству, что свойственно Русской натуре. Поэтому так осязаемы и душевны Ваши произведения.
Дорогой поэт, мы знаем, как Вы любите Кавказ. На Кавказе можно побывать и одному, и в обществе близких друзей. Но оказаться здесь в одиночестве - невозможно. Везде и всюду Вы будете сопровождать нас. И когда у нас не будет хватать слов, чтобы выразить переполнившие нас чувства, мы всегда прибегаем к Вашей помощи. Это может случиться и
“В глубокой теснине Дарьяла,
где роется Терек во мгле”, и
Там, где сливаяся шумят
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры...
- Да, я прекрасно знал этот край. Уже в период первой ссылки писал, что “изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамании, переехал горы, был в Шуше, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже”.
- Михаил Юрьевич, пожалуйста, расскажите, как у Вас возник замысел написать поэму “Мцыри”.
- Еще в 1830-31 годах мне захотелось создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В своей незаконченной поэме “Исповедь” я постарался создать образ, близкий Мцыри, однако не закончил ее. Прошло почти 7 лет. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, в Мцхете встретил старика -монаха, который и рассказал мне историю своей жизни.
Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вез его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре.
Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжелая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.
Этот рассказ старого монаха-горца и лег в основу моей поэмы “Мцыри”.
- Михаил Юрьевич, спасибо за интересную беседу. Примите от нас подарок-томик стихотворений Владимира Соколова.
4. Фронтальный опрос.
- Дорогие ученики, что нового для себя вы узнали из услышанной вами беседы?
- Как нужно читать поэму “Мцыри”?
- Что особенно тронуло вас в поэме?
- В каком значении употребляется слово “исповедь”?
(Обучающиеся записывают в тетради это слово со значением).
- Какую роль играет эпиграф? Каков его источник?
- Как объяснить побег Мцыри?
- Что означало для Мцыри жить?
- Какой эпизод является самым лирическим в поэме?
(Встреча с грузинкой).
5. Инсценировка (мелодекламация 13-й главы).
6. Беседа.
- Каков герой Лермонтова?
- А самый напряженный момент в поэме?
(Бой с барсом).
7. Сопоставительный анализ.
Чтение старинной грузинской песни о тигре и юноше:
Молвил юноша удалый:
“Стадо туров я следил,
По тропам, обвившим скалы,
День и ночь с ружъем ходил.
.......................................
Тигр напал на раздорожъе
Черной ночью на меня.
Взор, страшнее гнева Божья,
Полон желтого огня...”
Тигр и юноша сцепились
Средь полночной темноты.
Камни в пропасть покатились,
Обломалися кусты.
Щит свой юноша отбросил.
Щит в бою не помогал.
Был стремителен и грозен
Тигр горячий - житель скал,
Он на юноше кольчугу
Разорвал до самых плеч.
Вспомнил юноша о друге.
В руки взял свой франкский меч.
Взял обеими руками,
Тигру челюсть разрубил.
Тигр, вцепясь в утес когтями,
Кровью крутизну облил...
- Чем отличаются эти два отрывка: бой с барсом и битва с тигром?
8. Фронтальная беседа.
- Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри?
- Почему погиб Мцыри?
- Чему учит нас герой Лермонтова?
- Что писал В.Г.Белинский, отмечая родственность Мцыри и самого Лермонтова?
9. Запись в тетради.
“Идеал - герой, воплощающий мечты и стремления поэта”.
10. Конкурс рисунков. (Обучающиеся нарисовали понравившиеся эпизоды из поэмы).
- Ребята, почему именно эти эпизоды вы решили нарисовать?
11. Беседа.
- Каков язык поэмы?
- Какие литературные приемы использует автор в поэме?
- Полюбили ли вы Лермонтова?
12. Заключительное слово учителя. На заключительном этапе нашего урока мне хочется вспомнить стихотворение Владимира Соколова, поэта 20-ого века, который посвятил целый цикл стихов любимому поэту под названием “Я рассказать хотел о нем...”
Я рассказать хотел о нем,
Храбрейшем среди всех честнейших,
Честнейшем среди всех храбрейших.
Я рассказать хотел о нем.Я рассказать хотел о том,
Как он вставал, как он ложился.
Как свет в глазах его двоился
И как раздваивался в нем.Как грозно бедствовал поэт,
И как Грушниций и Печорин,
Тот робок, этот непокорен,
Явились в лад на белый свет.
13. Выставление оценок с комментированием.
14. Домашнее задание: написать рекомендации режиссера актерам, которые будут исполнять главные роли в фильме о Мцыри.