(По рассказу Ф. Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле».
Тип: урок внеклассного чтения, урок-обсуждение, знакомство с новым материалом
Цели:
- помочь осознать, что любой человек имеет право на гуманное отношение не только при жизни, но и после смерти.
- Показать силу любви человека к человеку, умение жертвовать и хранить память о любимом человеке.
- Познакомить с публицистическим жанром.
- Ввести понятие «символ».
- Познакомить с историей Бородинского хлеба.
- Познакомить с памятниками Бородинского поля.
Оборудование: (по возможности в электронном виде - презентация)
- Портреты Ф. Глинки, М. М. Тучковой, А. А.Тучкова
- Фотокопии памятников на Бородинском поле.
- Книга Анри Дюнана «Битва при Сольферино»
- Книги о Бородинском сражении 1812 г.
- ЖЗЛ «Герои 1812 г.»
- «Лира и меч»
- «Отечественная война 1812 г.»
- «Русь и русские в 1812 г.»
- Буклеты открыток о войне 1812 г. и Бородинском поле.
- Бородинский хлеб.
- Высказывания:
- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- В вопросах веры и надежды люди расходятся, но все человечество едино в милосердии. (Александр Поуп)
- Высшая форма милосердия – приятие и прощение разящего тебя. (Равиль Алеев)
- Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует. (Ф. Бэкон)
- Милосердие не бывает чрезмерным... (Ф. Бэкон)
- Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. (Л.Н. Толстой)
- Смерть – зло для всех. (И. Гете)
- Все на свете можно исправить, кроме смерти. (М. Сервантес)
- Толковые словари.
- Эпиграф:
«Уже затихло все; тела
Стащили в кучу; кровь текла
Струею дымной по каменьям …»
(М.Ю. Лермонтов «Валерик»)
Ход урока
(слайд 2) В истории каждой страны есть даты, которыми она особенно гордится, память о которых чтят поколения людей. Одним из таких незабываемых событий в истории нашей страны является 1812 г., Бородинская битва, которая произошла близ селения Бородино. И всегда находились люди, которые были очевидцами, участниками событий, записывали все, что они видели. С одним из таких людей мы познакомились на прошлом уроке – это Денис Давыдов, который вёл дневниковые записи о войне 1812 г..
(слайд 3) Федор Николаевич Глинка тоже был участником войны 1812 г. Он был автором известной книги «Записки офицера», которые он вел как журналист. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из этой книги.
Бородино … Бородинское сражение …
(слайд 4) Вот как писал об этом М.Ю. Лермонтов:
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел;
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(слайд 5) А это строки из стихотворения «Поминки по Бородинской битве» поэта П. Вяземского:
Никогда еще в подлунной
Не кипел столь страстный бой
Из орудий ад чугунный,
Разразившись, поднял вой,
Целый день не умолкает,
Изрыгая смерть кругом:
Строй за строем исчезает
Под убийственным огнем!
Самое страшное, что несет война – это смерть.
(слайд 6) Вот что об этом говорят великие писатели (высказывания Гёте и Сервантеса)
Вспомним, как описывал картину смерти в своей книге А. Дюнан «Битва при Сольферино» учеб. с. 15 (учитель читает сам или хорошо подготовленный ученик).
Итак, единственный сын умирает – каким бывает погребение на войне?
(С почестями – последняя дань уважения живых ушедшим).
Бывает и по-другому. Многие могилы неизвестны. И сейчас некоторые наши современники занимаются поисками и захоронением останков погибших.
А если на поле боя осталось тело врага? Как поступить? Это сложная проблема. Волновала она и людей 19 в., переживших потрясения войны 1812 г. Журналист Ф.Глинка однажды увидел на Бородинском поле, заваленном десятками тысяч трупов, женщину. Это была вдова генерала Тучкова. (слайд 7) (Если учитель располагает временем, можно посмотреть в Интернете передачу или её фрагмент о М. Тучковой "Пленницы судьбы". Интересны также материалы сайта divina-augusta.livejournal.com)
(слайд 8) Она очень любила мужа, везде сопровождала его.
(слайд 9) Поэтесса М. Цветаева спустя 100 лет после гибели генерала напишет так:
Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
Однажды Маргарите приснился сон, где было предсказано, что ее участь решится в Бородине. 1 сентября она узнала о смерти мужа. Оправившись от удара, она поехала искать тело мужа. Здесь ее и увидел Ф. Глинка.
Я просила дома прочитать рассказ и ответить на вопросы.
- Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?
- Кто и как выполнил эту трудную обязанность по погребению тел павших на Бородинском поле? (Крестьяне по обязанности, они крепостные и получили повестки)
- Как автор воспоминаний относится к останкам врагов? Подтвердите ваши ответы текстом. (Он скорбит о несостоявшейся жизни)
- Кто еще скорбит вместе с автором? (Молодая женщина Маргарита Тучкова)
- Как автор относится к ее поступку? (Он взволнован, потрясен, разделяет ее позицию, видит в ней проявление любви)
- Почему автор назвал Маргариту Тучкову и ее спутника «единственными представителями любви»?
- Как вы понимаете, что такое милосердие? (Работа со словарём) (слайд 10)
- Можно ли сказать, что М. Тучкова проявила милосердие? (Маргарита Михайловна искала тело любимого мужа и не нашла, а увидев десятки тысяч погибших, простила всех, кто принёс ей горе. Она поняла, что эти тысячи трупов все, что осталось от людей, которых тоже кто-то ждет, скорбит о них, любит. Переживая собственное горе, она скорбит вместе с родными всех погибших).
- Какое из высказываний о милосердии больше всего подошло бы к поступку М. Тучковой? (слайд 11)
- Можно ли поступок назвать гуманным?
- Если бы родные поверженных врагов узнали о ее поступке, как бы они отнеслись к нему?
(слайды 12, 13) М. Тучкова на свои деньги на месте гибели мужа построила маленькую церковь Спаса Нерукотворного, ставшую первым архитектурным памятником Бородинского поля. Этой церкви была подарена полковая икона, в которой служил Тучков.
(слайд 14) Позже был основан Спасо-Бородинский женский монастырь, где она стала первой настоятельницей.
(слайд 15) О величии этой женщины говорит и следующий факт (зачитать выдержки из книги «Герои 1812 г. ЖЗЛ» с. 299, 329)
(слайд 16) И еще один памятник – не совсем обычный – оставила эта женщина в памяти потомков – Бородинский хлеб, ставший символом скорби и памяти о тех далёких днях русской истории.
Я просила вас узнать его историю и выяснить, что он символизирует. (Черный - символ земли, тмин – капли крови, которыми полита эта земля, белая посыпка – пепел от сожжённых тел погибших).
(слайд 17) В г. Десногорске Смоленской области в 2012 г. был установлен памятник Бородинскому хлебу.
(слайд 18) На Бородинском поле много памятников. Памятник – это дань погибшим, уважение к усопшим.
(слайды 19 - 25) (Просмотр памятников, установленных на Бородинском поле)
- А можно ли уважительно относиться к врагам, живым или мертвым? Эта тема не нова в литературе.
(слайд 26) А.С. Пушкин, описывая Полтавскую битву, писал об уважительном отношении Петра I к врагам:
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает…
(Учителя – шведы, против которых воевал, уважал их мужество, умение вести войну.)
(слайд 27) Сам Наполеон, находясь в заточении на Эльбе, присмиряя потомков участников Бородинского сражения и выказывая уважение к врагам писал: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
- Ставят ли памятник врагам на той территории, где они воевали? (ответы детей)
(слайд 28) На Бородинском поле такой памятник есть. Правда, его поставили французы.
Но в том, что русское правительство разрешило его поставить – величайший смысл, торжество гуманизма. Открыт он был в 1913 г. На месте командного пункта Наполеона. Архитектор П.Л. Бесвильвадзе. На нем надпись: «Мертвым великой армии».
Давайте вернемся к последним словам рассказа (зачитать).
- Почему именно этими словами завершается рассказ о последнем сожжении на Бородинском поле? (Подчеркнуть количество принесенных в жертву войне, не реализовавших себя жизней. С другой стороны – равнодушие крестьян. Подчеркивается тема сострадания и человеческого отношения к тем, кто уже перестал быть врагом).
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Любой человек после смерти имеет право на гуманное отношение)
(слайд 29) Закончить урок хотелось бы строками из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик»:
Но я боюсь вам наскучить,
В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны;
Свой ум вы не привыкли мучить
Тяжелой думой о конце;
На вашем молодом лице
Следов заботы и печали
Не отыскать и вы едва ли
Вблизи когда-нибудь видали,
Как умирают. Дай вам бог
И не видать …
Д/З: Сочинение «Моё отношение к поступку Маргариты Михайловны Тучковой».