История и обществознание
-
Урок-игра "Умники и умницы". Время Дмитрия Донского и Куликовская битва 2006
Предложены вопросы по истории на тему "Время Дмитрия Донского и Куликовская Битва".
-
Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс 2006
Урок по теме "Создание единого русского государства" предназначен для учащихся 6-го класса. Целью урока является формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
-
Организация внеклассной работы по истории России в процессе создания и деятельности школьного Зала боевой славы и государственной символики 2006
В данной работе автор представляет опыт организации внеклассной работы по истории России и своего края в процессе создания и деятельности Зала боевой славы и государственной символики. Особое внимание уделено содержательной стороне деятельности Зала, автор знакомит читателей с материалами, представленными экспозициями. В работе отражены основные направления деятельности Зала: организация экскурсий, проведение традиционных мероприятий; также представлен сценарий одного из таких мероприятий, осуществляемых учителями истории и членами поисковой группы "Наследие".
-
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Вечер лирики в артистическом кафе "Бродячая собака" 2006
Данное внеклассное мероприятие проводится в целях закрепления и расширения материала по теме "Серебряный век русской культуры".
-
Российская цивилизация: другой подход 2006
При изучении темы на уроках истории, посвященной историческому пути общества на пути к современной цивилизации, возникает дискуссионный вопрос. Почему Россия вечно косится на Запад - притягивается к нему или отталкивается? Потому что Россия привязана к четко фиксированной западной точке зрения, как к точке отсчета. Только в этом зеркале она видит, что такое она сама. Оценить же себя из самой себя она не может: нечетка, внутренне разнообразна, хаотична и поэтому внутренне динамична. За двумя "стандартными" российскими вопросами - "что делать?" и "кто виноват?" - проступает коренной вопрос - "кто мы такие"?
-
Урок-семинар по теме: "Русская правда — древнейший источник Киевской Руси" 2006
В статье представлен материал к уроку семинару "Русская правда" - древнейший источник Киевской Руси". В ходе урока идёт проверка знаний учащихся на всех его этапах. Используя КИМ, проверяется усвоение ранее изученного материала. В ходе подготовки к семинару и во время его проведения ученики получают и углубляют свои знания о Киевской Руси, приобретают навык работы с дополнительной исторической литературой. Полученные знания выносят на коллективное обсуждение на уроке. Работая с источником "Русская правда", ученики решают практические задачи, знакомятся с терминологией данного источника, осмысливают и анализируют данный документ.
-
Нетрадиционные методы опроса — тексты с ошибками 2006
Существует несколько различных видов нетрадиционных форм опроса. В этой работе даны тексты с ошибками по Новой истории, 1640-1870 гг. Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы.
-
Нетрадиционная форма урока. Урок-аукцион: "Эпоха Петра Великого" 2006
Урок-аукцион - активная тренинговая форма при повторении, обобщении и систематизации знаний. Урок даёт широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому, активизирует мыслительную деятельность при закреплении изученного материала.
-
Интегрированный урок истории и математики по теме: "Репрессированная наука". 11-й класс 2006
Интегрированный урок истории и математики рассчитан на два учебных часа в 11-м классе. Тема в курсе истории Отечества "СССР в 30-е годы". (Автор программы Н.В.Загладин). Тема в курсе алгебры и начала анализа "Функции и графики". (Программа для общеобразовательных школ, учебник автора М.И. Башмакова). Обе темы рассматриваются на общих законах логики.
-
Обобщающий урок в 9-м класе по теме: "Апогей сталинизма" 2006
Урок проводится с использованием "ленты времени". Данная форма наиболее удачна, т.к. даёт возможность повторить большой объём материала за короткое время с привлечением всех учеников класса. Кроме того, она даёт более полную и образную историческую картину, позволяет подготовить базу для дальнейшего изучения исторических процессов.
-
Ролевая игра "Нашествие с Востока". Монголо-татарское вторжение на Русь. 6-й класс 2006
По объёму подачи материала тема "Нашествие с Востока" достаточно сложна для шестиклассников. Но выбранная форма занятия - ролевая игра - позволила сделать урок не только более содержательным и интересным, но и выдержать его в рамках современных требований методики и дидактики. Подготовка к уроку предусматривала самостоятельную работу учащихся с историческими документами, лингвистическими словарями, искусствоведческой литературой. Выступая в роли различных специалистов, учащиеся сумели рассказать на занятии о великом несчастии, обрушившемся на Русь в 1237 году, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами.
-
Тема урока: "История вещей. Современные предметы быта" (учебник "Введение в историю" Е.В. Саплина, А.И. Саплин). 3-й класс 2006
Своим уроком я хотела показать через историю вещей, повседневную жизнь человека, познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней. Помочь избежать опасностей в обращении с современными предметами быта.
-
Разработка урока истории по теме: "Феодалы в Западной Европе. XI век" (урок-образец исследования) 2006
Исходя из главной цели образования - воспитание творческой личности учащегося, способной к самообразованию, самоусовершенствованию - приоритетным подходом в обучении и воспитании педагоги выбирают исследовательский. Для развития умений и навыков учащихся нужно четко и целенаправленно организовывать их учебно-исследовательскую деятельность, в частности, на уроках исследования, где ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая) и исследовательской деятельности (педагогическая).
-
Нарушение законности и массовые репрессии в 20–30-х гг. ХХ в. 2006
Цель урока: показать политическое развитие СССР в 20–30 гг. XX века и такие явления как создание командно-бюрократической системы управления, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свертывания демократии.
-
Тема урока: "Религия древних греков" 2006
Цели: знакомить учащихся с общими закономерностями возникновения религиозных верований, с греческими богами; активизировать интерес учащихся к изучению истории через игровые действия.
-
Методическая разработка "открытого урока" на тему: "История садов Древнего Египта" 2006
В методической разработке представлена информация об особенностях египетских садов, о растениях в египетских садах и садах Клеопатры, которая закрепляется с помощью кроссворда, ребусов, викторины и практической работы; итог занятия - в виде беседы. Материал связан с практическим применением изученного материала в современной жизни: на практической работе дети создают на бумаге эскиз современного сада с элементами египетского.
-
Урок-экскурсия "Духовность, сила, красота в камне и красках искусства XIX в." 10-й класс 2006
Урок-экскурсия углубляет знания обучающихся в области изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, пробуждая интерес к изучаемому материалу, показывая взаимосвязь разных видов искусств.
-
Урок по истории на тему: "Вторжение крестоносцев. Александр Невский". 10-й класс 2006
В истории нашей страны было немало славных страниц мужества. Период политической раздробленности явился трудным этапом для Руси, который не всеми русскими князьями был пройден достойно. Одним из талантливых полководцев, сочетавших в себе качества воина, дипломата и правителя, стал молодой князь Александр Ярославич. Благодаря его таланту, в 1240–1242 гг. удалось отстоять северо-западные рубежи Руси от насаждения Европой католического вероисповедания.
-
Открытый урок по теме: "Эпоха Ивана Грозного" 2006
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь его интересно рассказывать. Однако это не совсем так, и нам приходится искать новые пути и решения для успешного обучения детей. Занимательность мира игры позволяет без труда запоминать, повторять, закреплять и осваивать историческую информацию. Передавая знания посредством игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет и сегодняшние.
-
Урок-аукцион для 10-го класса по теме: "Позднее средневековье. Европа и Россия на рубеже нового времени" 2006
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению истории, необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности. Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия и обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине и позволяют разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся и, следовательно, эффективности урока.
-
Тема урока: "Великое наследие Древнего Востока" 2006
В статье представлен обобщающий урок по теме. Предыдущие уроки проводились по методике продуктивного или эвристического обучения. Уроку предшествует дополнительная самостоятельная подготовка. Учащиеся сами составляли кроссворд, составляли образцы рекламных проспектов, подбирали материалы о неизученных на уроках фактах истории этих государств. Домашнее задание по выбору ученика носит творческий характер.
-
Групповые технологии на уроках истории 2006
Урок по теме "Восточные славяне VII–IX веков" помогает формировать представление о происхождении и расселении славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Развивает умения анализировать, определять главное и устанавливать причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязь образа жизни восточных славян с природно-климатическим условиями. Воспитывает уважение к прошлому своего Отечества.
-
Тема урока: "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" 2006
Урок "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" рассчитан на два часа, проводится в десятом классе на II концентре исторического образования. Главной частью урока является лабораторная работа (анализ документов) по воспитанию декабристов, которая позволяет реализовать основной принцип концентрической системы - обучение на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Привлечение документальных источников информации активизирует познавательную деятельность обучающихся.
-
Открытый урок по теме: "Социальные нормы и отклоняющееся поведение". 10-й класс 2006
Данный урок формирует навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной и групповой; развивает интерес к изучению общественных дисциплин, формирует гражданские качества характера, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи.
-
День народного единства — новый государственный праздник России 2006
Автор предлагает вниманию своих коллег - учителей истории и обществознания – подробный конспект примерного урока о новом российском празднике, подготовленный с привлечением интернет-ресурсов.
-
Устный журнал "Символика России" 2006
Предлагаемый сценарий ориентирован на старший возраст и направлен на создание предпосылок для осознания учащимися значимости государственной символики России как воплощение ее социокультурного контекста.
-
Конспект урока истории в 9-м классе по теме: "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943) 2006
На данном уроке используются межпредметные связи по курсам всеобщей истории и истории Отечества. Урок проводится с использованием информационных технологий в форме презентации. Организована работа учащихся с документами. Занятие рассчитано на 2 часа.
-
Корыстные преступления (урок граждановедения). 7-й класс 2006
Организация групповой работы на данном уроке выбрана не случайно, т.к. этот метод способствует не только усвоению учебного материала, но и дает возможность анализировать, сопоставлять свое видение справедливости с Законом, координации усилий, умения уступить и умения взять на себя повышенную ответственность. Использование игр-разминок помогает в самом начале урока заинтересовать учащихся. Тренинговые упражнения – восстановить дружеские отношения среди участников коллективной дискуссии.
-
Интегрированный урок: история, краеведение и литература по теме: "Репрессивная система СССР в 1920–1950-е гг. Норильск в системе ГУЛАГа " 2006
Урок формирует активные жизненные и гражданские позиции обучающихся к историческим событиям 30–50-х гг., развивает различные аспекты коммуникативной компетенции. Обладает высоким воспитательным потенциалом.
-
Тема урока: "Индустриальная цивилизация" 2006
Главная задача урока показать принципиально разницу между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной.