Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

Разделы: История и обществознание


История в школе для детей с нарушениями интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Характеризуя, обучающихся с отклонениями в развитии, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, лёгкую отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.

Одной из проблем учителей истории является то, что, готовясь к уроку, учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы в процессе овладения новым материалом не было затруднений. Практика преподавания свидетельствует об однообразной методике ведения уроков. Это чтение текста, рассказ учителя, ответы на вопросы, анализ иллюстраций. Однообразие приёмов не вызывает у учащихся активной учебной деятельности непосредственного интереса к предмету.

Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но развития мышления при этом не происходит. За учащимися закрепляется позиция ведомых, которая исключает инициативу, активность в познавательной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с отклонениями в развитии на уроках истории и во внеурочное время к учебному предмету является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал. Особо подчёркивается коррекционное значение этого вида деятельности учёными А. Н. Граборовым, М. И. Кузьмицкой, М. М. Нудельманом, Г. А. Кулагиной.

У учащихся с отклонениями в развитии нарушается формирование всех сторон речи: её фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Об этом говорят исследования многих авторов (В.Г.Петрова, М.Ф.Гнездилов и др.). Игры на уроках истории дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.

Роль игры в жизни обучающихся с отклонениями в развитии

Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Игра по истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Она не только помогает школьникам лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определённого слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к истории.

Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.

“Вся его жизнь – игра, - писал А.С.Макаренко.- У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь”. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает учителю избежать назойливой назидательности, создаёт в коллективе атмосферу дружелюбия.

Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ученика и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие многим учащимся с отклонениями в развитии.

В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным содержанием.

Игры помогают, по утверждению К.Д.Ушинского, проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их.

Моральные нормы, о соблюдении которых учитель часто и многократно, но и часто безуспешно напоминает ученикам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры. Групповые или коллективные исторические игры всегда ведутся по определённым правилам, в ходе игры учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, умственно и морально обогащать себя. Сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.

Школьники с отклонениями в развитии в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов обучения школьников с отклонениями в развитии. Игры по истории позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать занимательную форму.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность учащихся, развивают внимание, память, речь, обогащают словарь.

Роль учителя в организации и проведении исторических игр.

При организации игры на любом этапе урока или во внеурочное время приходится считаться с тем, чтобы школьники с отклонениями в развитии при малейших затруднениях могут расстроить игру, прервать её или даже выйти из игры. Игра может расстроиться вследствие неустойчивости интересов, лёгкой отвлекаемости, недостатка воображения. Интерес к игре сохраняется в том случае, когда учитель не только руководит игрой, но и сам участвует в ней, когда его чувства переживания, интерес сливаются с переживаниями детей. Учитель должен стать не только организатором игры, но и её участником, так как отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей!) не вызовет у ребят энтузиазма. Например, в ролевых играх по типу “Путешествия”, “Один день в гостях у восточных славян” и т.д. учитель должен тоже играть какую-то роль, не важно ведущего или гостя.

Учитель может дать игре новый поворот, направить её по новому руслу, сделать ещё более интересной, усложнить, обратить внимание на что-то, уточнить, дать новые знания. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, облегчающее нахождение неизвестного, намёк на ответ, подсказка будут способствовать не только поддержанию интереса к игре на высоком уровне, но и улучшению авторитета самого учителя среди учеников.

Например, в игре “Кто помнит?” учитель руководит и постепенно усложняет задание. Игра удобна тем, что для её проведения не нужно ничего, корме листа бумаги и ручки. Учитель обусловливает время и задаёт один вопрос: “Кто помнит больше событий, связанных с нашествием монголо-татаров на Русь?”. По истечении времени ведётся подсчёт очков, кто больше вспомнит событий, то и побеждает. Игра проходит живо и интересно, способствует не просто механическому повторению, но и пониманию учебного материала. К такой игре можно часто обращаться в течение учебного года, использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и при изучении нового материала. Вопрос: “Кто помнит больше…? ” может быть построен на принципе постоянного усложнения материала. Учитель должен использовать стимулирующие приёмы при проведении и организации игр.

Значительная часть учеников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида обладают слабым типом нервной системы. Такие дети не выносят сильных раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойные тормозные состояния. Поэтому использование игр, их разнообразие побуждают учеников выполнять то или иное задание, вызывают чувство удовлетворения, повышают сознательное отношение к заданию.

При проведении игр учителю необходимо учитывать особенности и возможности каждого ученика класса. Если ученик отстает в обучении от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо вопросе, отказывается выполнять правила или требования учителя то, чтобы его заинтересовать, побудить активность, работоспособность, надо применить индивидуальный подход. Отсюда видно, что роль учителя имеет большое значение, играет важную роль в проведении и организации исторических игр.

Исторические игры на учебных занятиях

Школьникам нравятся занятия, на которых им предоставляется возможность поиграть.

Исторические игры активизируют творческую самостоятельность школьников, к примеру, игра “Найди правильный ответ” (Приложение 1) проводится во время опроса, закрепления, на повторительно – обобщающих уроках. Эта игра может проводиться устно и письменно. В ходе этой игры полезно направлять учащихся на поиск правильного ответа в споре, на коллективное обсуждение выбранного ответа. При этом авторы должны разъяснить (доказать) его правильность. Карточки (с датами, именами, событиями) могут выполнять роль учебного пособия.

Кроссворды, чайнворды, головоломки можно использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и как форму домашнего задания. Составление кроссворда расширяет и углубляет знания учащихся, развивает интерес учащихся к истории.

Игровые моменты можно использовать при изучении исторических личностей. Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умения анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нём. Известный методист, историк А.Т.Степанищев пишет: “Нет, пожалуй, более сложного вопроса в истории, чем объективная оценка личностей”.

Учащиеся с недостатками интеллектуального развития воспринимают личностные свойства окружающих людей недифференцированно, односторонне. Поэтому после изучения исторической личности школьникам можно предложить отгадать по тексту историческую личность. Игра “История в лицах” (Приложение 2) помогает обобщить знания, дополнить лучше поступки и действия исторической личности.

Игры способствуют выработке целостных представлений о той или иной эпохе, они прочно связывают отдельные факты, воссоздают исторические картины, помогают накапливать материал для характеристики различных событий, усваивать важнейшие исторические понятия. Они являются важным средством усвоения исторического материала.

Широко можно использовать игры-состязания, в которых устраиваются соревнования между группами учеников, реже проводятся между отдельными учениками. В ходе таких игр возможна быстрая проверка знаний хронологии, отдельных событий, исторических деятелей, усвоение терминов. Например, игры типа “Знаешь ли ты?; Назови дату, событие и др.”. Такие игры могут быть устные, а могут и письменные на карточках.

Неплохо использовать при хронологической игре такой приём. Учитель не просто называет событие, а зачитывает стихотворные отрывки, по которым ученики должны определить, о каком событии сообщается, когда оно произошло (Приложение 3).

На уроке по теме “Счёт лет в истории” можно вызвать к доске 2 ученика, для выполнения задания учителя, которое состоит в следующем. Выслушав называемую дату, соотнести её с веком и записать на доске век. Необходимо поощрить тех учеников, которые напишут века римскими цифрами. На этом же уроке можно использовать такие задания, как

1. поставьте даты по порядку 1990 г.,1980 г., 1985 г., 1981 г.

2. определите по данным датам середину, начало, конец века 1952 г.,1221 г., 1799 г., 1950г.

Такие задания можно выполнять устно и письменно (индивидуально).

Игра “Третий лишний” может быть использована на любом этапе урока (Приложение 4).

Игру “История в датах” удобно использовать при проверке и закреплении знаний, особенно удобно её использовать на карточках. Задание на карточках можно сделать разными для того, чтобы использовать индивидуальный подход.

Возможны игры, которые занимают значительную часть урока. При знакомстве ребят с жизнью, бытом, одеждой людей можно проводить ролевые игры. Например, “В гостях у восточных славян”, “Один день в Новгороде” и т.п. Такие игры дают возможность представить себя участником того или иного события. Такие игры требуют большой, длительной подготовки учащихся, но такая работа этого стоит. Учащимся с отклонениями в развитии нравится перевоплощаться в различные образы. Выступление перед товарищами, учителями, (возможно родителями) воспитывают у учеников уверенность, смелость, чувство ответственности. В ходе подготовки к игре учащиеся совершенствуют дикцию, движение, мимику. Всё это имеет коррекционное значение.

На уроке “Быт простых и знатных людей” (8 класс) возможно представление разных слоёв населения: царя, дворян, купцов, крестьян, ремесленников. Например, выходит царь (ученик) и рассказывает о себе: где живёт, как одевается, чем владеет, чем питается и т. п.; потом бояре и дворяне (несколько человек) с надписями на одежде, кто есть кто. Здесь можно подготовить диалог между собой: как живут, как одеваются, о пирах и т. д. Учитель может взять себе тоже роль или быть ведущим на таких уроках.

Чтобы снять у учащихся утомление на уроках можно использовать различные игровые приёмы. В середине урока провести физкультминутки, благодаря которым мышцы учащихся освобождаются от напряжения. Например,

Жили славяне.

В лесу - древляне (руки вверх),

В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),

В поле – поляне (руки в стороны),

Севернее – северяне (руки вперёд).

Это наши предки восточные славяне (руки перекрещиваются на груди).

Использование игр, игровых приёмов на уроках имеет большое значение. Игры закрепляют и повторяют материал, активизируют речевую деятельность учащихся. Проведение игр на уроках истории даёт хороший результат.

Внеклассная работа по истории в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида

Формы внеклассной работы по истории различают по охвату количества учащихся и в связи с этим могут быть массовыми, групповыми, кружковыми, индивидуальными.

При выборе формы внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе учитель должен учитывать не только возраст учащихся, но и особенности их познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, личностные качества ученика. Понятно, что не все формы внеклассной работы по истории, доступные для учеников общеобразовательной школы, могут быть использованы в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Так, например, нецелесообразно для учащихся с нарушением интеллекта чтение лекций, проведение конференций, семинаров, написание рефератов, участие в исторических олимпиадах.

Целесообразно проводить во внеурочное время конкурсы, викторины, игры между параллельными классами. Такая работа проводится в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида №9 г. Мыски. Викторины, брейн-ринги с целью выявления развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к предмету. В условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение.

Содержание викторин, игр, конкурсов можно ограничить школьной программой по истории, а можно выйти за её пределы, но главное, содержание должно быть доступно учащимся с нарушением интеллекта, а предлагаемые им вопросы и задания должны быть доступны для выполнения.

В проводимых мероприятиях участие принимают как отдельные группы учащихся, так и классы.

Викторины по истории проводятся без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, иногда вопросов. Для учащихся школы VIII вида эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. Хорошо таким способом проводить краеведческие викторины.

В содержание викторин можно включить разнообразные игры. Нравится ребятам игра “Поймай дату”, (“Хронологическая уха”), так как увлекательная форма, дух состязания и своеобразие подсказок помогают многим учащимся выучить или хотя бы запомнить хронологию (Приложение 5). В содержание игр, викторин можно включать такие игры, как “Первые”, “Знаете ли вы, когда”, “Знаете ли вы, когда впервые…”, “Знаешь ли ты их имена”.

Можно проводить игру “Поле чудес” (по типу телевизионной игры), изготовить барабан, провести отборочный тур среди классов.

Викторины по истории для учащихся специальных (коррекционных) школ наиболее доступны и интересны. Повторительная и закрепляющая роль их - бесспорна. Одни и те же даты, имена, понятия, встречаясь ученику в двух-трёх играх, заставляют учащихся вспоминать, связывать их с чем-то другим, более известным.

Особенно нравятся учащимся игры-состязания между классами, например викторина “Юные историки”. При проведении таких игр обязательно необходимо учитывать неустойчивость внимания, неуравновешенность, отсутствие выдержки у учащихся школы. Поэтому нужно подробно разъяснять правила игры, обеспечивать постоянный контроль за ходом игры, объективно оценивать совместно с жюри команды. Игры проходят живо, с интересом, способствуют не просто повторению, но и пониманию учебного материала.

Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и системы. Огромная роль в проводимых играх принадлежит учителю истории. Все игры, викторины предполагают при их завершении выявление победителя в лице участника или команды. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: оценка, вручение грамоты или благодарности и т.п. У учащихся поднимается настроение, повышается интерес к предмету, работоспособность. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 9 страдают нарушениями познавательной деятельности (внимания, активного восприятия, словесно-логического мышления), речи, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Проведение исторических игр на уроках и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида № 9 г.Мыски дало положительный результат. Практические результаты следующие:

  1. У учащихся 7-9 классов повысился интерес к истории.
  2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию (например, игра “История в лицах”).
  3. Закрепляя понятийный материал, и одновременно проверяя знание исторических понятий учащимися, учитель включает исторические термины в кроссворды, ребусы, тем самым формирует исторические понятия у учащихся с нарушением интеллекта.
  4. У учащихся улучшилось воображение (игра “Да и нет”), память (игра “Хронологическая уха”), мышление (“Третий лишний”).
  5. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.
  6. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.

Полученные результаты дают возможность утверждать, что использование игр на уроках и во внеурочное время имеет большое значение. Игровая деятельность эмоционально обогащает учащихся. Переключая учащихся с одного вида деятельности на другой, учитель предупреждает возникновение утомления. Игра становится средством всестороннего развития учащихся.

Игры, представленные в приложениях, можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

Список литературы

  1. Ю.Ф.Кузнецов Осознание педагогами задач по ознакомлению учащихся специальной (коррекционной) школы с жизнью отдельных исторических личностей / Современные тенденции образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской обл. – 4.1 – Ур ГПУ.- Екатеринбург, 1999г
  2. Ю.Ф.Кузнецов Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся вспомогательной школы // Дефектология - 2002 - №5. - с. 57-67
  3. Г.А.Кулагина 100 игр по истории, М.: Просвещение, 1967-277с.
  4. А.С.Макаренко, Сочинения, т.V изд. АПН РСФСР, М.: 1958 – 272с.
  5. Н.Г.Морозова Формирование познавательных интересов аномальных детей.- М.: Просвещение 1969.
  6. Л.В.Петрова Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр Владос,2003-208с.
  7. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1 – История. Обществоведение. М., 2000.
  8. А.Н.Смирнова Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982 – 104с.
  9. И.А.Федорчук История. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: “Академия развития”,1998.-176с.