Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища “Хан зираты”, попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. Исходя из поставленных целей, нами было выделено несколько задач:
Задачи занятия:
Образовательная:
- Систематизировать и обобщать полученные знания, полученные по краеведению по теме “Эпиграфика”.
- Показать связь истории и современности на примере эпиграфики “Хан зираты”.
2. Воспитательная:
- Способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны, чувства казахстанского патриотизма.
- Пропагандировать изучение родного края. Способствовать дальнейшему развитию культуры и духовности
3. Развивающая:
- Развитие учащихся исторического мышления, умение работать с фотоматериалами, умение анализировать, выражать собственную позицию.
- Провести сравнительный анализ римских, арабских, и цифр на стелах.
Оборудование: проектор “EPSON”, экран, компьютерный класс, карта Казахстана, карта Букеевской орды, раздаточный материал: фото надгробных стел.
Структура занятия
1. Организационный момент
2. Эпиграфика
3. Закрепление
4. Обобщение
5. Задание на дом
Ход занятия
1. Организационный момент
Слайд № 1, Слайд № 2 (кладбище “Хан зираты” кулпытасы)
А) История эпиграфики. Слайд № 3
Эпиграф - по-гречески "надпись" (от греч. epigraphe — надпись), специальная историческая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металле, дереве, кости, керамике и других изделиях. Наука эпиграфика - одна из вспомогательных исторических дисциплин, изучающая античные надписи. Как научная дисциплина оформилась в XVIII—XIX вв. Разделы эпиграфики соответствуют системам письма, алфавитам, языкам памятников. Ее задача состоит в собирании, прочтении и истолковании, а также в дополнении отрывочных находок. Затем происходит упорядочение коллекций, рассмотрение их в более широком контексте. Античные надписи дают материал для понимания общественной и частной жизни общества и людей далекого прошлого.
Основателями эпиграфики являются немецкие ученые Август Бек (1785-1867) и Теодор Моммзен (1817-1903). Античные надписи активно собирали и изучали в еще эпоху Возрождения. Но только в XIX веке работа была поставлена на научную основу в Берлинской Академии Наук.
Таким образом, эпиграфика собирает и изучает древние надписи.
Это уникальное самобытное искусство, вошедшее в сокровищницу мировых культур.
Как вид искусства, оно возникло в далекой древности, сохранилось вплоть до наших дней и является связующим звеном между прошлым и настоящим.
В современных условиях все более укрепляющего суверенитета, когда одной из главной задач молодой республики является возрождение национальной истории и культуры, обращение к теме “Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды” наиболее актуально. Объектом нашего исследования выступают надгробные стелы на кладбище “Хан зираты”, здесь исследования проводились 1989 году экспедицией АН РК, 1998 году экспедицией АН РК под руководством д.и.н. Аджигали С.Е., 2003 году Западно-Казахстанской этнокультурной экспедицией Западно-Казахстанского центра истории и археологии под руководством к.и.н. Ерназарова Ж.Т. , в составе экспедиции работали аспирантка института истории и этнологии имени Ч.Валиханова Омарова А., научный сотрудник музейного комплекса истории Букеевской Орды Шарипкалиев Т., школьники средней школы имени М.Маметовой.
Памятники бокейординской эпиграфики предстваляют собой важнейший комплексный источник историко-этнографического (в совокупности с тамговыми знаками) и филологического плана. В основном они представлены эпитафиями на художественных стелах кулпытасах (среди которых представлены эпиграфические типы).
Эпиграфические памятники Букеевской орды являются неспецифическими (редкими) для западно-казахстанской традиции типы этнографических памятников. Это – широкие, плосткостные, лишенные декоративности стелы “татарского типа”.
В основном надписи на слетах были написаны староарабскими каллиграфическими (узорчатами) буквами. На стелах рода торе и кожа надписи арабо-татарские, а на стелах остальных родов написаны чисто татарскими словами. Даты в основном поставлены по христианскому летоисчислению, но встречаются и по хиджре.
История Букеевской Орды
1799 году вышел царский указ, объявивший территорию, куда входили Астрахань и устье реки Яик до морских берегов, заповедной. В таких благоприятных условиях Букей 1799 году через командира казацко-русского полка Попова вышел на связь с Астраханским губернатором Кнорингом. Он просил эти земли в вечное пользование. Астраханский губернатор в тайне от Оренбургского военного губернатора передал это прошение султана Букея прямо в руки Павла I. Царь решением от 11 марта 1801 года дал официальное разрешение Букею на перекочевку Самарской края.
А) Образование Букеевской Орды /стихотворение Г.Сейтакова “Если б не было Букея …” /
Первоначально Букей правил народом на правах султана. В 1812 году он был провозглашен ханом. Однако Хан Букей властвовал в столь высоком звании не долго, 1815 году он оставил бренный мир. Он жил в доме гражданского губернатора Астрахани Андреевского, получая русское образование и европейское воспитание.
Царская администрация, имея целью сделать Жангира управителем нового типа создала все условия, для того чтобы юный наследник хана изучил за семь лет языки семи народов, одновременно осваивая такие науки, как право, экономика, дипломатия, управление государством. В то же время журнал “Сын Отечества” писал о последнем хане и первом генерал-майоре казахов Жангире: “Это весьма образованный человек знающий в совершенстве кроме казахского, русского, татарского языков еще и немецкий язык”. Жангиру приходилось весь свой ум и интеллект, хитрость и дипломатию направить на то, чтобы добиться наибольшей свободы в управлении собственным народом.
За год до провозглашения его ханом, Жангир встретился с высокопочтенным главой мусульман России муфтием Оренбурга Мухамеджаном Хусаиновым. Благожелательно приняв управителя Орды, имам остался весьма доволен образованностью высокого гостя. Жангиру же особенно приглянется в этот приезд юная дочь муфтия - Фатима. В одном из номеров журнала “Сын Отечества” Фатиме Хусаиновой посвящено немало лестных строк. “Женщина образованная, хорошего обращения, знает все приличия общения, говорит и пишет кроме татарского, на русском, французском и немецком языке”. В 1824 году Жангир и Фатима соединяют судьбы.
1826 году Жангир и Фатима присутствуют на церемонии возведения на престол Николая I. После коронации Жангир добивается ауеденции у императора и просит помочь средствами и назначить архитектора для возведения личной ханской резеденции в выбранном месте. Николай I принимает прошения хана. Для строительства резиденции выделяет из казны деньги, препоручив остальные заботы губернатору Оренбурга. Жангир выбирает для будущей резиденции место на западе песков Жас-кус, где ныне расположена село Орда. Осенью 1826 года под руководством оренбургского архитектора Тафаева рабочие забьют первый кол в основание ханского дворца. Это будет первая в истории казахов постоянная резенденция правителя, которая сохранилась до наших дней.
Еще одним шагом Жангир хана, мечтавшего приобщить окраинную Орду к цивилизации, стало открытие ярмарки. Правда, осуществление этих планов затянулось на долгое время. В конце концов, осознав пользу проекта для общегосударственных интересов, в 1832 году правительство официально разрешило открытие ярмарки. Было решено проводить ярмарку два раза в год. Сюда помимо местного населения съезжались торговцы, менялы, бакалейщики из Оренбуржья, Саратова, Астрахани. Казахи выставляли на торг скот и шерсть, конскую упряжь, юрты, предметы прикладного искусства, русские татары поставляли на рынок зерно, ткани, ювелирные поделки.
Одним из самых его смелых шагов можно назвать открытие мечети, призванной к пропаганде ислама в Орде.
Жангир обращается к губернатору Оренбуржья с предложением открыть в центре Орды школу. Обосновывал это претворением царских указов об укреплении связей между местным населением и новоподанными народами и привлечением казахов в управленческую систему. Это предложение хана было принято к осуществлению в декабре 1841 года. Дальновидность хана Жангира оправдала себя. Из стен его школы вышли первый среди казахов генерал от кавалерии, герой Балканской битвы Губайдулла Жангиров, член императорского общества географов ученый Мухаммед-Салык Бабаджанов и многие другие.
При строительстве государства нельзя избежать сбора налогов. В Букеевской Орде существовали различные налоги: зякет, согум, сезонные и разовые повинности, которые расходовались на поездки ханского двора к императору, на содержание некоторых категорий служащих, на содержание плотин, лестных участков, рытье артезианских колодцев, улучшение породы лошадей, верблюдов, сохранения окружающей среды и т.д. Это была одна из причин возникновения восстания в Букеевской Орде в 1836–1838 гг. под предводительство Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова. Здесь вспоминаются слова Толстого: “Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждают”, а также великого Абая:
В душу вглядитесь,
Сам с собою побудь,
Я для тебя – загадка
Я и мой путь
Знай потомок, дорогу
Я для тебя творил
Против тысяч сражался
Не обессудь! … ”
И Базака: “Если многое, задуманное Жангиром, не удалось ему, то винить его в этом нельзя, потому что он действовал в среде, в которой новые понятия могут привиться только в течении продолжительного времени”.
В 1927 году этнограф, собиратель музыкального наследия А.В. Затаевич посетил Букеевскую Орду и назвал её “Музыкальной Австрией”. Действительно скольких талантливейших музыкантов дала миру бокейординская земля. Возглавляют эту аллею звезд куйши, композитор, классик казахской инструментальной музыки Курмангазы Сагырбаев.
Одна из двух девушек казашек Героев Советского Союза Маншук Маметова из священной бокейординской земли.
В 1997 году президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в свой приезд в Бокейординский район открыл мавзолей последнего хана казахов - Жангиру.
Вот такова краткая история Букеевской Орды.
В) Римские цифры, арабские цифры, цифры на надгробных стелах Букеевской Орды.
Слайд № 4 (современные и римские цифры), слайд № 5 (современные, римские цифры и староарабские)
Г) Напишите свои даты рождения цифрами на надгробных стелах Букеевской Орды.
Слайд № 6 (задание) № 7 (проверка)
Д) Определите год. Слайд № 8 (Староарабские цифры). Слайд № 9 проверка.
Е) Слайд № 10
Ж) Практическая работа с фото источниками. Определение возраста и года смерти умершего.
а) 1850 г. кулпытас, клабище Ушбатыр. Слайд № 11
б) 27 лет слайд № 12
в)1919 г. кулпытас Салауаткерей Даулеткереевич. Слайд № 13
г) 1881 г. Слайд № 14
д) 1885 г. Слайд № 15
эстампаж - оттиск с рельефа. Слайд №15 (кулпытас Жангира)
е) 42 Слайд №17
ж) 1845 г. Слайд №18
5. Обобщение
6. Задание на дом (объяснить ход выполнения домашнего задания)
Начертить ленту времени и арабскими цифрами, отметить годы рождений членов своей семьи.
Итоги Западно-Казахстанской этнокультурной экспедиции 2003 года.
На кладбище “Хан зираты” были обнаружены надгробная стела матери Фатимы (жена Мухамеджана Хусаинова) Каримы Хамаловны (умерла 1835 году), обнаружены надгробная стела дочери Жангира, неупоминавшаяся ни в одном из архивных источников Махфуры (1821-1823), не найдена надгробная стелла жены Жангира Фатимы, были сделаны эстампажи с 113 кулпытасов, сделана карта кладбища и т.д. Итоги экспедиции напечатаны в газетах № 50, 78, “История Казахстана: преподование в школе” 2003 год и т.д.