ЗАДАЧИ:
- Познакомить обучающихся с загадочным миром древнерусской живописи.
- Раскрыть особенности иконы А. Рублёва “Троица”.
- Воспитывать духовную культуру. Обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебники Е. В. Саплиной, А. И. Саплина;
- Рабочие тетради.
- Фрагменты видеофильмов “Церковь города Мариинска”, “Троица” А Рублёва.
- Картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”, В. А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.
- В. М. Васнецова “Богатыри”.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Что вы готовили дома?
(Письменные ответы детей по карточкам )
- Какие вы знаете жанры живописи?
(Портрет, пейзаж, натюрморт)
- Какие картины исторического жанра и мастеров, их написавших, можешь назвать?
(Карл Павлович Брюллов “Последний день Помпеи”, Василий Иванович Суриков “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”,
Виктор Михайлович Васнецов “Богатыри”)
- Как вы думаете, почему исторический жанр в живописи один из самых трудных?
- Расскажите о картине, которая вам больше всего понравилась.
3. Переход к новой теме.
(Связь с ранее изученным)
- Давайте вспомним, как выглядит православный храм?
Главной частью православного храма является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешен только священникам.
От остальной части он отделяется стеной с иконами, размещёнными в определённом порядке – иконостасом.
Двери в центре иконостаса называются Царскими Вратами.
Христиан созывают к богослужению колокольным звоном.
Рядом с православным храмом строится колокольня.
Живописным убранством храмового интерьера являются мозаика, фреска, иконы.
Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взоры молящихся.
В древних рукописях об иконах сказано так: “Красота её несказанна, и писана она дивно”
- Совершим небольшой экскурс в церковь по фрагменту видеофильма о Мариинской церкви.
(Просмотр фрагментов).
4. Тема урока: “Древнерусские иконописцы”
На этом уроке мы с вами начнём путешествие в мир Прекрасного, побываем в гостях у мастера.
- Кого так на Руси называли?
(Мастер – это искусный, опытный в каком-нибудь деле человек)
На урок дети принесли иконы.
- Вы видите лики с выразительными глазами, которые смотрят на вас с икон осуждающе, может быть сурово. Непонятные сюжеты, непривычные приёмы изображения. Для человека неверующего или не изучающего историю религии, христианское искусство малопонятно.
Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взгляды молящихся.
Попробуем с вами приоткрыть дверь в загадочный мир древнерусской живописи.
Она насыщена многочисленными символами.
А) Нимб – сияющий круг вокруг головы.
Б) Крест – напоминание о мученической смерти Христа.
В) Цвет – яркий, чистый, звучный.
Белый цвет (по представлению древних мастеров ) олицетворяет нравственную чистоту, святость.
Черный – символизирует смерть, загробное царство, силы зла.
Красный (червленый, багряный) символизирует жизнь, цвет крови Христа.
Золотой (один из любимых цветов) – изображается на фоне икон, нимбе святых, считается божественным цветом.
Церкви и храмы украшали фресками и мозаикой, но самое большое распространение получила икона – картина с религиозным содержанием. В переводе с греческого означает “образ” В старину иконы были в каждом доме на почётном месте – в красном углу, а так же у развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город.
Иконы писали на деревянных досках, которые сушили несколько лет, затем выглаживали топором и передавали иконописцу. Он наклеивал на доску холстину, поверх которой накладывался грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом. Затем мастер полировал доску до блеска.
Краски разводились на яичном желтке. А в завершении работы икона покрывалась олифой (конопляным маслом)
Писание икон считалось богоугодным делом. Первым иконописцем в истории христианства был евангелист Лука, написавший образ Богоматери.
- Каковы же были требования к иконописцам?
- Должен быть праведником;
- Иметь талант художника;
- Знание богослова;
- Иконописцем не могла быть женщина;
- Не мог быть иконописцем человек другой веры;
- Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.
В далёкий 1935 год над Русью нависла опасность – непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул несметные полчища на земли русские. Сын Дмитрия Донского Василий послал привезти икону из Владимира в Москву (“Владимирская Богоматерь”). Случилось невероятное – войска Тамерлана повернули восвояси.
(Работа по иконе “Владимирская Богоматерь” )
- Иконописное искусство прославляли и русские мастера. Кто же они?
(Работа по учебнику стр. 86-87 )
Просмотр видеофильма Андрей Рублёв “Троица”
Вывод: Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь.
Лучшая в мире коллекция древнерусской живописи хранится в Москве в Третьяковской галерее.
5. Закрепление.
Самостоятельная работа в творческих тетрадях, задание на странице 45.
Пользуясь учебником дать ответы на вопросы:
- Какие имена русских иконописцев вам известны?
(При проверке показать иконы в книге)
- Как мастер готовил доску для будущей иконы?
6. Итог.
- Что вы узнали об иконописном искусстве?
- Какие мастера прославили иконопись?
7. Заключительное слово учителя:
Академик Лихачёв заметил, что “национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творении двух его гениев – Рублёва и Пушкина.
Именно в их творчестве отчётливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.
Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его способность к самопожертвованию”.