Цель: проверить и закрепить знания учащихся по пройденному материалу, развивать коммуникативные способности.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны вспомнить и закрепить пройденный материал о феодальном обществе.
II. Фронтальный опрос.
- Что такое феодальное общество?
- Какие сословия возникли в этом обществе?
- Какое сословие было самым низшим? Почему?
- Какие повинности несли крестьяне?
- А кому принадлежала земля? Кто такие сеньоры?
- Где они жили? Как жили?
III. Игра “Угадай слово”
БОИАЩН ЕЬСОНР ЫАРСЦТОВР АСВСЛА УРТИРН АБЩРИАН
IV. Проверка д\з.
- Ваше домашнее задание было нарисовать средневековый замок. Вы все нарисовали очень красиво. Я ваши рисунки вывесила на доске, посмотрите на них внимательно и попробуйте составить рассказ о жизни сеньора. Начните со слов: “Я сеньор замка…”
V. Работа в парах. Кроссворд. (Каждой паре учитель самостоятельно готовит кроссворды на листочках.)
У каждой пары должно получиться ключевое слово. (Проверка) У кого какое слово получилось? Кто не смог разгадать? Почему? Кому было трудно?
VI. Ассоциации.
Ребята, я сейчас буду называть вам слова, а вы скажете, какие ассоциации у вас возникают при произношении слова. (Учитель может сам подобрать слова конкретно по закрепляемому разделу. Например: замок, сеньор, третье сословие и т.д.)
VII. Самостоятельная работа.
Тест.
1. В феодальном обществе возникают особые отношения между:
1. крестьянами и общиной; 2. сеньором и вассалом; 3. рыцарем и королем;
2. Сеньоры хотели превратить свой замок:
1. в крепость; 2. в город; 3. в дворец;
3. Обязанность вассала:
1. воевать с сеньором; 2. нести повинности; 3. служить сеньору;
4. Работа крестьянина на поле сеньора:
1. барщина; 2. оброк; 3. держание;
5. Выпишите те слова, которые составляют вассальную пирамиду:
Король, община, маркиз, феод, барон, замок, рыцарь, крестьяне, герцог.
6. Чем занималась община?:
1. регулировала порядок, помогала бедным; 2. строила дома; 3. ею владел сеньор;
7. Состязание рыцарей:
1. война; 2. куртуазность; 3. турнир;
8. Кому принадлежала земля?
1. горожанам; 2. сеньору; 3. крестьянам;
VIII. Подготовка к выполнению дом. работы.
На доске представлен небольшой тест. Ребята, а кто такой рыцарь? Вы должны выбрать из перечисленных качеств те два, которые осуждались рыцарской моралью. Вычеркните их из списка.
- Защита христианской веры;
- Пренебрежение рыцарской честью ради спасения своей жизни;
- Служение прекрасной даме;
- Выполнение вассальных обязанностей;
- Отвага на поле боя;
- Стремление прослыть бережливым, расчетливым человеком;
- Покровительство и поддержка слабых, нуждающихся в защите;
Итак, остальные все качества характеризуют настоящего рыцаря. А как вы думаете, в наше время есть рыцари? Какими еще качествами он должен обладать? Какие поступки должен совершать рыцарь? Кто-нибудь из вас считает себя рыцарем?
IX. Д\З. с. 159. Интересное задание. (Разбор с учителем)
X. Подведение итогов. Вопросы рефлексии на листочках.
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что еще хотели бы добавить или изменить на уроке?
XI. Выставление оценок.
Литература:
- Энциклопедия для детей. История России. М., “Аванта+”.
- “История средних веков”, М.Ю.Брандт, М.”Дрофа” 2001 г.
- Рабочая тетрадь по истории средних веков. 6 класс.