География
-
Ментальная карта как развивающая технология в обучении 2020
Дети в 5-м классе испытывают растерянность перед большим объемом учебной информации по обществознанию, биологии, географии, ОБЖ, литературе. Ребенок сталкивается с таким объемом материала, который не в состоянии качественно проработать, а главное не обучен еще этому. Утрачивается навык чтения у детей, осмысления, заменяется отрывочным извлечением информации и электронных носителей. Учителю необходимо найти приемы, которые активизируют мыслительную деятельность ученика. В начале учебного года в рамках средственно-технического модуля «Учись учиться» на уроках использую прием «ментальная карта», которая формирует у учащихся навыки преобразования текстовой, графической и других видов информации.
-
Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. 6-й класс 2014
Урок проводится по окончании изучения темы «Литосфера», обобщает и систематизирует знания учащихся по теме, знакомит с мерами по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы, выявляет проблемы нерационального использования природных ресурсов в просмотре видеоматериала.
-
Место тестов на уроках географии. Составление тестов с использованием наглядных образов по теме "Народные промыслы России" 2009
В статье приводятся примеры составления тестов с использованием наглядных образов. Данная структура тестов развивает у учащихся зрительное восприятие, интерес к исследованию, приучает детей работать с дополнительной литературой, энциклопедиями, справочными материалами.
-
Металлургический комплекс Республики Башкортостан 2007
Данный урок не только знакомит учащихся с металлургическим комплексом родного края, но и побуждает учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются их непосредственного окружения. На уроках географии целесообразно обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы, особенно при изучении хозяйства родного края. Необходимо формировать у школьников способность и потребность принимать на себя ответственность за решение этих проблем.
-
Металлургический комплекс России 2012
Цель урока: изучить структуру и значение металлургии; познакомить с особенностями черной металлургии; дать определение понятиям "комбинат", "металлургическая база"; охарактеризовать металлургические базы.
-
Метод кейсов в преподавании географии 2011
Ничто не делает географию живой так, как метод кейсов! Именно работа с конкретной ситуацией на основе регионального компонента позволяет найти географическое решение кейса, "закрепив по пути" полученные на уроках умения, навыки и другие компетенции школьников!
-
Метод космического мониторинга окружающей среды в экологическом образовании подрастающего поколения 2010
В работе для решения задач экологического образования обучающихся предложен метод космического мониторинга отдельных антропогенных катастроф. Данный метод позволяет визуально оценить по космическим фотографиям земной поверхности современное состояние земных объектов, определить изменение размеров площади озёр, лесных массивов и арктических льдов вследствие хозяйственной деятельности человека, провести контроль лесных пожаров и загрязнений водной и земной поверхностей, осуществить прогноз развития экологической катастрофы на контролируемой территории.
-
Метод проекта в обучении географии. Урок в 7-м классе "Проекты морских городов" 2009
Для воспитания творческой личности наиболее эффективно подходит метод проекта, который преследует цели: способствовать повышению личной уверенности в себе каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
-
Метод проекта в преподавании географии 2013
Цель: применить знания, полученные на уроках географии в практической деятельности. Программа вовлекает каждого учащегося в активную работу по исследованию территории Малого Голубина. Учащиеся проводят простейшие географические наблюдения. Создают план местности Малого Голубина. Исследуют почвенный разрез.
-
Метод проектов глазами географа 2007
В работе рассмотрен диапазон задач, которые прекрасно решает метод проектов - комплексный метод, дающий возможность учащемуся проявлять самостоятельность в своей деятельности, результаты которой должны быть непременно осязаемыми. Именно поэтому актуальность этого метода не снижается уже многие годы. Выделены составляющие проектной деятельности. Исследование - важный этап проекта, а также и самостоятельный процесс. Поэтому далее выделяются этапы выполнения исследовательской работы и методы исследования по методике географии (среди них наблюдение, анализ, моделирование и так далее).
-
Метод проектов и география 2012
Знание географии ‒ не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни. Учитывая особенности современного этапа образования, важно целенаправленно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
-
Метод проектов как средство информационно-коммуникативных технологий 2013
Задача школы ‒ формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для реализации способностей личности. Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.
-
Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе 2010
Краеведение осуществляет тесную связь обучения с жизнью и способствует повышению уровня воспитания. Учащимся краеведческая работа открывает возможности познать свои способности, интересы и склонности. Географическое краеведение представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях.
-
Методика использования электронных карт на уроках географии 2010
Для активизации познавательной деятельности учащихся, реализации практико-ориентированного подхода к обучению и формированию приемов работ с географической картой важное место занимает использование на уроках географии электронных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.
-
Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу 2003
Преподавание дисциплин естественнонаучного цикла в школе опирается на краеведческий принцип. В программах по физической географии в завершении каждого раздела предусмотрено знакомство школьников с особенностями природы своей местности. Поэтому подготовка материалов по природе района для учителей и учащихся одно из звеньев успешного обучения учащихся.
-
Методика преподавания темы "Экономические районы России" 2013
Тема экономические районы России изучается в 9 классе. На одном уроке учащихся нужно познакомить с составом экономических районов и вспомнить состав Федеральных округов, что очень затруднительно. Работая над этим вопросом, автор пришла к выводу, что состав экономических районов легче запомнить по формулам.
-
Методика проведения тематической викторины 2012
Игровые технологии воспитывают познавательные интересы и активизируют деятельность учащихся, развивают интеллект детей. Одна из активных форм игровых технологий – тематическая викторина, которая погружает детей в интеллектуальные соревнования.
-
Методика продуктивного обучения. "Верите ли вы, что…" 2011
Использование приема «Верите ли вы, что...» на уроках обобщающего повторения позволяет проверить уровень усвоенности фактического материала. Этот прием можно использовать и на уроке изучения нового материала для актуализации и мотивации знаний по новой теме, предложив учащимся выбрать утверждения, которые они считают неверными, и предложить обосновать свою точку зрения (т.е. используется прием технологии критического мышления).
-
Методика составления и проведения тестов 2013
Материал содержит методику составления и проведения тестов и может использоваться для проверки знаний учащихся по курсу географии с 6-го по 11-й классы, для подготовки к итоговой аттестации за курс основной и средней школы. Материал может быть использован не только учителями географии, но и других предметов, поможет им в оценке результатов обучения по предмету.
-
Методическая идея "Изучение районирования России через создание образа" 2007
Предлагаю вариант изучения экономической географии России через создание образа.
-
Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся 2008
В статье предложены разработки уроков, показывающих введение компетентностного подхода к обучению. Особое внимание уделяется в статье дистанционному обучению. Уже сейчас образовательный стандарт находится в состоянии перегрузки, что определяет рост психических, и, как следствие, соматических заболеваний школьников. Задача современного образования и состоит в разработке новых методов, способов обучения, используя новейшие достижения науки и техники.
-
Методическая разработка "Живу тобою, город мой родной!" 2023
Данная методическая разработка внеурочного мероприятия по краеведению предназначена для учащихся 6–7-х классов. Цель разработки: способствовать развитию любви к родному краю, чувства гордости за уникальность малого города России – Новохоперска.
-
Методическая разработка "Красный Кут – «красивый уголок»" 2012
Мероприятие посвящено дню города Красный Кут. Методическая разработка может быть использована по географическому краеведению Саратовской области (региональному компоненту) в 6-м классе для расширения знаний о родном крае.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия "День моря" 2008
Цели мероприятия: активизация познавательной деятельности учащихся; расширение кругозора учащихся; выработка умений работать с дополнительными источниками информации и систематизировать изученный материал; углубление умений индивидуально-командной работы; художественно-эстетическое развитие учащихся; при поведении мероприятия используются современные мультимедийные технологии.
-
Методическая разработка интегрированного урока "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности" 2011
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся целостного представления о роли топлива как основы материального производства, применении его в различных аспектах деятельности человека.
-
Методическая разработка интегрированного урока географии "Ледники" в 6–8-х классах 2006
Данный разноуровневый урок использует тему "Ледники", изучаемую как в 6-м, так и в 8-м классах, с разницей в объеме материала. Поэтому урок построен на базе имеющихся знаний и преподносится учениками 8-го класса в качестве нового материала для шестиклассников. Дети имеют возможность побывать в роли учителей, что воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и дает опыт выступления перед большой аудиторией. Закрепление и проверочные задания предложены в виде игр "Найди пару карточке", "Третий лишний", "Синквэйн" и т. д., что позволит детям восстановить пробелы, если таковые имеются, и использовать полученные знания для решения географических задач по теме.
-
Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка" 2011
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий.
-
Методическая разработка метапредметного урока «Машина времени на планете. Миф или реальность?» 2022
В курсе географии 8-го класса есть тема «Часовые пояса Земли», в которой учителю необходимо познакомить обучающихся с линией перемены дат на планете. Как правило, данный материал усваивается непросто, ведь при изучении темы мало владеть основами естественнонаучного мышления, необходимы математические знания, которые должны быть актуализированы на уроке и должным образом применены. Кроме того, в целях эмоционального включения учеников в данный урок можно использовать литературные произведения, в сюжете которых присутствует заданная тема.
-
Методическая разработка модульного урока по теме "Почвы Санкт-Петербурга и Ленинградской области". 8-й класс 2014
Модульная технология в организации урока способствует формированию навыков самообразования, навыков планирования работы и прогноза ее результатов; способствует реальной индивидуализации обучения, отработке практических навыков.
-
Методическая разработка настольной игры – лото "Заповедники России" 2017
Лото – это древняя забава, которая родилась в 1530 г. в городе Генуе, Италия. В современном мире игра стала более многогранной и используется в разных областях нашей жизни. Лото может показать не только свою соревновательную сторону, но и познавательную, поэтому она идеально подходит для детей в качестве развивающей игры.