Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока: определить проблему, создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Задачи:

  • закрепить изученные ранее понятия: неисчерпаемые и исчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы;
  • познакомить с основными мерами по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы; с понятием – природные ресурсы;
  • способствовать формированию умений определять основные проблемы существующие в результате нерационального использования ресурсов литосферы;
  • создать условия для развития умения работать в малых группах, с кроссвордом, географической картой, видеоматериалами; работать с дополнительными источниками географической информации, показывать на карте географические объекты;
  • способствовать воспитанию экологического мышления и культуры обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, постановка проблемы.

Формы организации учебной деятельности: работа в малых группах.

Оборудование: атласы, контурные карты и атласы Мурманской области, конверты с заданиями, видеоматериал, презентация.

Средства обучения:

  1. Герасимова, Т.П. Начальный курс гегорафии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2012.
  2. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2003.
  3. Мультимедийная презентация Пономаренко (географический гольф)
  4. Мультипликационный фильм «Ворона»

Ход урока

Организационный момент.

(класс разделен на группы по 5 человек)

У каждой команды на столах 1 атлас за 6 класс, атлас Мурманской области, рабочие тетради «География МО», чистые листы, конверты с заданиями, ручки.

Ход игры

Ребята, мы закончили изучение раздела «Литосфера» и сегодня я предлагаю вам проверить ваши знания по данной теме в форме игры и, кроме этого определить тему сегодняшнего урока.

Каждой команде будут предложены теоретические и практические задания, за правильное выполнение которых вы будете получать жетоны. Один жетон – один балл. По количеству набранных жетонов определится команда-победитель.

Итак, мы начинаем 1 тур.

1 тур. Разминка.

На столах у команд лежат кроссворды по данной теме. Та команда, которая заполнит кроссворд первой, получит дополнительный балл. За каждый правильный ответ кроссворда, команда получает 1 жетон (1 балл).

Кроссворд «Литосфера»

  1. Самая высокая гора на Кавказе.
  2. Бывает Западно-Сибирская и Русская…
  3. Приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений.
  4. Ископаемые горные породы, используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
  5. Обширные выровненные участки с абсолютной высотой более пятисот метров.
  6. Выветривание под действием колебания температуры.
  7. Горячие источники, вытекающие или бьющие из земли.
  8. Горная система, протянувшаяся с севера на юг в западной части Северной Америки.
  9. Расплавленная каменная масса в недрах земли.

Кроссворды сдать. Мы переходим ко 2 туру.

2 тур. Постановка проблемы.

Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм.

Ваша задача: внимательно посмотрите мультипликационный фильм и определите показанные в нём проблемы.

Каждое верное предположение оценивается в 1 балл (1 жетон).

ПРОСМОТР мультфильма о «ВОРОНЕ»

(за время просмотра мультфильма выставляются баллы за кроссворд)

Учитель:

Итак, как вы считаете, какие проблемы показаны в данном фильме?

Примерные ответы детей:

Верные предположения (определение проблем):

  • Загрязнение атмосферы.
  • Вырубка лесов.
  • Раскопка карьеров.
  • Уничтожение ценных пород деревьев.
  • Создание свалок бытового, строительного мусора.
  • Распашка земель.
  • Эрозия почв.

Учитель:

Да, вы все проблемы определили правильно. Человек нещадно использует богатства данные природой, т.е. природные ресурсы, и начинает задумываться над этим, только когда этих богатств остается очень мало или они исчезают вовсе.

Природные ресурсы – это природные объекты и явления, которые используются или могут быть использованы в будущем для удовлетворения материальных и других потребностей общества и общественного производства, способствующие воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышения жизненного уровня. Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые и исчерпаемые, но некоторые ещё можно возобновить и они являются возобновляемыми, другие восстановить нельзя и они являются невозобновляемыми.

Мы переходим к 3 туру.

3 тур.

Перед вами на столах лежат конверты.

Задание:

Все перечисленные ресурсы нужно распределить в таблице по группам так, как, по вашему мнению, будет правильно.

За каждый правильный выбор ответа – 1 жетон (1 балл).

Неисчерпаемые природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы 
Возобновляемые природные ресурсы Невозобновляемые природные ресурсы
Солнечная энергия
Энергия морских приливов и волн
Энергия ветра
Энергия земных недр
Атмосферный воздух
Вода
Животный мир
Растительный мир
Плодородие почв
Пространство обитания
Полезные ископаемые

Сдать работы.

Итак, попробуем определить, как должна звучать тема нашего игры- урока: (учитель слушает варианты ответов, подводит к правильному решению)

«Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы»

(запись темы на доске)

Молодцы!

И мы переходим к 4 туру.

4 тур.

Задание на 4 тур:

Команды должны по - очереди перечислить по одной из мер по сохранению богатств литосферы, стараемся назвать как можно больше. За каждую правильную версию команды получают 1 жетон:

Примерные ответы обучающихся:

а) засыпка или затопление карьеров и котлованов;
б) правильная распашка земель у оврагов (вдоль склонов);
в) залесение дна оврага для остановки его роста;
г) укрепление склонов рек и водохранилищ;
д) создание в дорожном покрытии на месте движения временных водных потоков при половодье и паводке отверстий в виде труб для предотвращения наводнений, как дело рук человека.

Учитель:

Сейчас, когда резко возросли добыча и использование полезных ископаемых, становится ясно, что рассточительское отношение к богатствам подземных кладовых больше не допустимо. Для того чтобы образовались минералы, горные породы, почвенные ресурсы, которыми пользуются люди, природе потребуются сотни миллионов лет.

Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов. Для охраны и сохранения литосферы и всех природных богатств в нашей стране создано всероссийское общество охраны природы, ряд научных институтов, лабораторий, специальных заповедников, заказников, где ведется работа по изучению и охране фауны и флоры.

В Мурманской области находится 61 особо охраняемая природная территория (ООПТ) общей площадью 122,4 тыс. га (8,44% площади области), в которую входят 3 заповедника (363,6 тыс. га), 11 государственных природных заказников (854,4 тыс. га) и 47 памятников природы (4,4 тыс. га). Мурманская область имеет Кандалакшский государственный природный заповедник, Лапландский биосферный заповедник, «Пасвик» государственный природный заповедник, основная задача которых — сохранение образцов (эталонов) типичных или редких участков природы со всеми видами растений и животных, населяющих их. В заповедниках охраняются все виды без исключения как часть естественного природного комплекса и драгоценный генетический фонд: создать его вновь невозможно, а он может оказаться крайне нужным человеку.

Именно об этих заповедниках, я предлагаю послушать сообщения, которые подготовили обучающиеся вашего класса.

(учитель предлагает заслушать сообщения обучающихся о заповедниках Мурманской области, которые показывают подготовленные презентации и показывают заповедники на карте Мурманской области)

(при необходимости и в качестве экономии времени, можно предложить обучающимся самостоятельное изучение материала о заповедниках с помощью информационных листов)

5 тур.

Практическое задание:

Вы внимательно слушали сообщения, и теперь с помощью атласа, я прошу вас отметить и подписать их контурной карте МО в ваших рабочих тетрадях.

(За время выступления обучающихся, подводятся итоги игры.)


Закрепление материала.

Игра «Географический гольф»

(по презентации Пономаренко)

Подведение итогов.

Объявление результатов игры.

Выставление оценок по набранным группами баллам.

Домашнее задание.

С помощью разных информационных источников найти и дать краткое описание 5 памятников природы Мурманской области.

Приложение.