Методика использования электронных карт на уроках географии

Разделы: География


Для активизации познавательной деятельности учащихся, реализации практико-ориентированного подхода к обучению и формированию приемов работ с географической картой важное место занимает использование на уроках географии электронных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.
Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с электронной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий. При работе с электронной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения, упрощать карту, делая ее более наглядной, наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры, а также эффективно использовать иллюстрированный и текстовой материал.

Я остановлюсь на своем  опыте использования электронных карт на уроках географии, т.к. имею полный комплект физических, отраслевых и региональных электронных карт.

Примеры заданий при работе с физическими картами.

6 класс, тема «Литосфера», задания на знание номенклатуры по теме.
1. На контурной  электронной карте нарисуйте расположение самых высоких  и  самых длинных гор на Земле, самых высоких и самых длинных гор в России. Укажите местоположение самых высоких точек данных гор.
2.Отметьте на контурной карте границы стран, проходящие по горам.
3.Обозначьте вулканы, расположенные в пределах Тихоокеанского вулканического кольца.

Тема «Гидросфера».
1. Обозначьте на карте бассейн реки Лены и нарисуйте линию водораздела р. Лены и р. Яны.
2. На карте Северной Америки нарисуйте контуры озер Эри и Онтарио, реку Ниагару и покажите местоположение Ниагарского водопада.
3. На карте полушарий нарисуйте систему течений Атлантического океана.

Все эти задания можно выполнить, сняв с физических карт слои с изображением объектов рельефа и гидросферы, т.е. превратив физическую карту в контурную. Для проверки точности выполнения задания необходимо включить слой, отображающий объекты рельефа и гидросферы и сравнить рисунки учащихся с реальной конфигурацией объектов
Данная работа возможна при условии использования дополнительных возможностей программы, а, именно функции рисования. Данная функция расширяет область применения электронных карт на уроке , увеличивает их наглядность. Например, при закреплении темы «Рельеф Африки» в 7 классе, я провожу географический диктант, сняв с физической карты слой с  названиями форм рельефа и, наношу числа на выбранные формы рельефа, а учащимся предлагаю назвать данные формы.
В 8 классе при изучении темы «Климат России» учащиеся графически показывают влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков.

Использование электронных карт при изучении курса «Экономическая и социальная география России».
В 9 классе на уроках экономической географии России, я использую отраслевые и региональные социально-экономические карты. Например, при изучении темы «Машиностроительный комплекс» использую электронную карту «Машиностроение и металлообработка России» на этапе изучения новых знаний.  Изучая  размещении отдельных отраслей машиностроения последовательно включаю слои с центрами тяжелого, энергетического машиностроения, электротехнической и станкостроительной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения .Включение каждого слоя сопровождается беседой с учащимися о факторах размещения данных предприятий и заполнением таблицы в тетради. При изучении транспортного машиностроения предлагаю учащимся совершить виртуальную экскурсию по автомобильным заводам нашей страны, используя дополнительный материал карты (иллюстрации и текстовой материал). Иллюстрации увеличивают наглядность пособия, дают возможность разнообразить формы работы на уроках.
Изучение экономических районов нашей страны предполагает работу с региональными картами. Их также можно использовать на всех этапах урока. При комплексном описании района на основе электронной карты можно создать логический опорный конспект, который проиллюстрирует любой пункт плана характеристики. Например, при изучении темы «Европейский Север» использую электронную карту «Европейский Север и Северо-запад России».
Состав и особенности ЭГП Европейского Севера.
Сняв с электронной карты все слои, прошу учащихся подписать все субъекты Федерации, входящие в состав района, а затем осуществить самопроверку, включив слой с их названием. Затем учащиеся на « немой карте» подписывают страны, с которыми граничит Россия по территории Европейского Севера и районы-соседи. Для оценки транспортного положения можно воспользоваться функцией рисования и выделить на карте, где включен слой с путями сообщения, важнейшие транспортные магистрали, проходящие через территорию района (железные дороги на Мурманск, Архангельск, Воркуту), Выделить судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь  в Онежское и по Беломоро - Балтийскому каналу в Белое море. Такая последовательность действий соответствует логике построения опорного конспекта, по которому учащиеся определяют черты выгодного экономико-географического положения района.
При характеристике природных условий учащиеся работают в группах и сопоставляя карты кратко рассказывают о климате, рельефе, геологическом строении, водных ресурсах и природных зонах Европейского Севера. Последняя группа обобщает выступления предыдущих групп и делает выводы.
Сведения о природных ресурсах района содержатся в одном из слоев социально-экономической карты. Используя функцию рисования прошу учащихся нанести на «немую» карту месторождения нефти , газа, железной руды, медно-никелевых руд, бокситов, а также и другие виды ресурсов на территории района (учитывая , что данный материал пройден в ходе изучения общей характеристики природы и хозяйства России). Включив слой карты с природными ресурсами, можно осуществить самопроверку. Работая с данным слоем карты, учащиеся заполняют таблицу в тетради, состоящую из 3-х колонок:
1.Природные ресурсы.
2.Отрасли специализации.
3.Центры.

Заполняются, первые две колонки и учащимися,  делается прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов района.
Последовательность освоения района можно показать на контурной карте, выключив все слои электронной карты.
Характеристику населения  Европейского Севера  можно показать в виде опорного конспекта, превратив электронную карту в контурную.
При изучении хозяйства района  используется слой карты, содержащий дополнительный материал. Выводя на экран иллюстрации с изображением крупных центров промышленного производства  (Мурманска, Вологды, Архангельска, Сыктывкара, Петрозаводска) и включив слои с природными ресурсами, сельскохозяйственными районами, транспортными путями учащиеся определяют отрасли специализации Европейского Севера и выявляют причины, по которым они здесь сформировались. В ходе работы с данными слоями карты учащиеся заполняют третью колонку таблицы «Центры».
Применение интерактивных электронных карт концентрирует внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем делает излагаемый материал более интересным, насыщенным, наглядным. Данный вид карт позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе изучения нового материала составлять опорные конспекты, проводить сравнения, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Электронные карты предоставляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектированию.