Пояснительная записка.
Программа курса для обучающихся 6 класса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в рамках дополнительного образования. Предлагаемый курс является дополнением к курсу географии 6 класса. Программа включает углубление теоретического и практического материала по географии, приобретение навыков работ над проектом.
Содержание курса предлагает цели:
1. Формирование у обучающихся научного представления о природе,
географических оболочек Земли, их компонентов.
2. Углубить знания обучающихся об основных закономерностях взаимодействий
природы Земли.
3. Развитие умений, навыков обучающихся по организации поисковой,
исследовательской и проектной деятельности.
4. Данный курс предоставляет возможность обучающимся развивать свой интерес к
предмету “география”. Повышение мотивации.
Курс ставит задачи:
1. Научить выявлять компоненты природы в ПТК. Находить причинно-следственные
связи, закономерности в географической оболочке.
2. Проведение простейших географических наблюдений.
3. Знать и понимать особенности природы своей территории.
4. Осознание значимости природы в жизни Земли, в жизни каждого из нас.
Рациональное использование природных ресурсов, бережное отношение к природе
Земли.
5. Развивать мышление, логику у обучающихся.
6. Учить обучающихся высказывать свое мнение, отстаивать его. Делать
презентации.
7. Учить умению работать как в коллективе, так и индивидуально.
8. Развивать умения и навыки необходимые для проведения исследований разного
уровня.
Основные требования к знаниям и умениям: В результате обучения по программе данного курса каждый обучающийся должен приобрести новые знания и умения. Обогатить свой накопленный багаж знаний. Научиться применять свои знания в жизни, на практике.
Обучающиеся должны знать:
– Основные особенности природы своей местности.
– Современные представления о целостности, взаимосвязи окружающей среды.
Нарушение одного из компонентов природы, ведет к дисбалансу в географической
оболочке, и в целом в природе Земли.
– Воздействие человека на природные компоненты. Антропогенный фактор.
Обучающиеся должны уметь:
– Проводить простейшие географические наблюдения.
– Создание плана местности территории “Малого Голубина”.
– ПТК “Малого Голубина”:
а) почвенный разрез;
б) определение горных пород по образцу;
в) характер и причины образования водоема, взятие проб воды, анализ;
г) изучение флоры и фауны данной территории; работа с микроскопическими
препаратами;
д) охрана природы; меры по охране природы; экологическая акция.
е) создание постера: “ПТК Малого Голубина” и презентации на данную тему.
ж) создание брошюры “ПТК Малого Голубина”.
з) Подготовка выступления – защиты своего проекта обучающимися; написание речи.
Основными формами и методами изучения курса являются:
1. Проектная деятельность.
2. Лабораторные исследования, предусматривающие индивидуальные и групповые формы
работы.
3. Использование межпредметных связей. Экскурсии в кабинеты биологии (работа с
микроскопами), химии (химический анализ проб воды).
4. Создание брошюры “ПТК Малого Голубина”. Синтез, обобщение накопленного
материала.
Учебно-тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | Форма проведения |
1. | Знакомство с проектной технологией. | Игра. |
2. | Знакомство с территорией “Малого Голубина”. | Экскурсия. |
3. | Создание плана местности “Малого Голубина”. | План местности. Чертеж. |
4. | Создание плана местности “Малого Голубина”. | План местности. Чертеж. |
5. | Описание своей местности по плану. | Работа с дополнительной литературой. |
6. | Изучение материалов по вопросам: топографии, ПТК. | Работа с дополнительной литературой. |
7. | Почвенный разрез. | Лабораторная работа. |
8. | Почвенный разрез. Анализ. | Лабораторная работа. |
9. | Зарисовка почвенных слоев Малого Голубина. | Рисование. |
10. | Рельеф территории Малого Голубина. | Наблюдение. |
11. | Рельеф территории Малого Голубина. | Работа с иллюстративным материалом. |
12. | Определение пород по образцу. | Наблюдение. |
13. | Определение пород по образцу. Зарисовка. | Рисование. |
14. | Описание горных пород территории Малого Голубина. | Работа с дополнительной литературой. |
15. | Изучение растений территории своей местности. | Наблюдение. |
16. | Сбор растений. Описание. | Работа с иллюстративным материалом. |
17. | Зарисовка растений Малого Голубина. | Рисование. |
18. | Изучение животных территории своей местности. | Наблюдение. |
19. | Описание. Зарисовка животных. | Рисование. Работа с дополнительной литературой. |
20. | Местный водоем. Описание. | Наблюдение. |
21. | Взятие проб воды. | Лабораторная работа. |
22. | Анализ проб воды. Измерение примесей тяжелых металлов; микрофлора. | Лабораторная работа. |
23. | Анализ водной среды территории Малого Голубина. Измерения. | Лабораторная работа. |
24. | Воздействие человека на природные компоненты. | Наблюдение. Работа с дополнительным материалом. |
25. | Воздействие человека на ПТК Малого Голубина (негативное). | Наблюдение. |
26. | Воздействие человека на ПТК Малого Голубина (позитивное). | Наблюдение. |
27. | Охрана природы. Меры по охране природы. | Работа с дополнительной литературой. |
28. | Экологическая акция. Сбор мусора. Создание постера “ПТК Малого Голубина”. | Очищение территории Малого Голубина. |
29. | Создание брошюры Малого Голубина. “Береги природу родного края”. | Создание брошюры. |
30. | Создание брошюры. Отзывы обучающихся. | Создание брошюры. |
31. | ПТК Малого Голубина. Круглый стол. | Дискуссия. |
32. | Создание презентации “ПТК Малого Голубина”. | Создание презентации. |
33. | Создание презентации “ПТК Малого Голубина”. | Создание презентации. |
34. | Подведение итогов работы. | Итоги. |