Пояснительная записка
Данная методическая разработка внеурочного мероприятия по краеведению предназначена для учащихся 6-7-х классов.
Цель: способствовать развитию любви к родному краю, чувства гордости за уникальность малого города России - Новохоперска.
Задачи:
Образовательные:
- формирование информационной компетентности обучающихся: развитие умения работать с различными источниками информации, выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, картами поиск информации в библиотеке, сети Интернет, умение работы на местности.
- развитие умения представлять результат своей работы.
Воспитательные:
- формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к родному краю.
- формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
- патриотическое воспитание.
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся
- формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса.
- развитие эмоционально-ценностного мышления обучающихся, эмоционально-ценностного отношения к обществу, природе родного края.
- содействовать воспитанию чувства гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности тому, что происходит в родном городе.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран.
Ход мероприятия
В начале мероприятия включаются два коротких ролика. Один о Москве, второй о Новохоперске.
Проблемный вопрос: в чем прелести жизни в городах - миллионерах и малых городах России?
- Учащиеся делают свои предположения.
Вступительное слово учителя. Нельзя отрицать то, что большие города играют важную роль в жизни страны. Ведь крупные города выполняют сразу несколько функций. Они являются крупными политическими, культурными, научными, промышленными центрами одновременно, но и жизнь человека в крупных городах течет иначе, чем в малом городе. Часто случается так, что люди живущие на одной лестничной клетке не знают, как звать друг друга. Испокон веков сложилось так на Руси, что душа её - в малых городах, где российская история и современность тесно переплетены с русскими традициями и культурой. Новохоперский край - восточная жемчужина Воронежской области. Край с уникальным природным комплексом, утопающий в изумрудной зелени лесов и лугов, славящийся хрустальной синью водоемов.
Город Новохоперск - административный центр Новохоперского муниципального района - включен в Федеральную программу сохранения малых городов России. Сегодня мы совершим путешествие из прошлого в настоящее нашего края.
I. Немного истории
Несколько учащихся заранее делают сообщения об истории возникновения Новохоперска.
16 век - Прихоперские земли назывались «диким полем», так как бескрайние её просторы бороздили племена кочевников , здесь спасались от преследования беглые люди.
Во второй половине 16 - начале 17 века Прихоперье обживали казаки, охотники, рыболовы, бортники и мордовские крестьяне, получившие право за оброк пользоваться богатыми водными и земельными угодьями.
В конце XVII - начале XVIII в. на месте Новохоперска существовали казачьи городки: Пристанский, Беляевский и Григорьевский. Их жители в 1708 г. приняли участие в народном восстании под руководством Кондратия Булавина. После подавления восстания царь Петр I приказал разрушить городки, и на их месте построить Хопёрскую земляную крепость. Строительство крепости завершилось в 1716 г. В 60-70-х годах XVII в. крепость была обновлена, получила ранг города и имя «Новохопёрск».
С осени 1695 до весны 1696 года на территории Воронежского края по указу Петра I было основано несколько судостроительных верфей первой в России Азовской военной флотилии. Одна из верфей располагалась у Пристанского городка. И здесь было построено три судна «Соединение», «Безбоязнь» и «Благое начало».
Следующий этап судостроения на Хопре был в эпоху царствования Екатерины II, во время русско-турецкой войны. Крепость к тому времени уже называется Хоперской.
II. Памятники прошлого
Учащимся заранее дается карта, на которой изображено расположение памятников истории и архитектуры и дается задание сфотографироваться на фоне памятников архитектуры Новохоперска. Побеждает тот, кто сделает наибольшее количество фотографий и сможет назвать эти памятники на мероприятии. (Остальные учащиеся, которые не делали фотографии, на мероприятии по фотографии должны опознать памятник истории и архитектуры.)
Из фотографий в школе оформляется выставка «Памятники истории и архитектуры Новохоперска».
Достопримечательности Новохоперска
Памятники истории и архитектуры Новохоперска
- Дом священнослужителя с флигелем
- Торговые ряды (4 здания)
- Дом жилойул 25 лет октября
- Богадельнямская
- Дом, в которой находился штаб 1-й Чехославацклй бригады
- Дом, в котором жил К.Готвальд
- Дом Гусаковых
- Больница земская
- Склад земский
- Дом, в котором жил Людвиг Слобода
- Жандармерия
- Училище Троицкой церкви
- Жилой деревянный дом с резьбой
- Земская управа
- Дом жилой ул. Ленина, 7
- Жилой дом врача Русанова
- Дом с магазином
- Мастерские
- Школа высшая начальная
- Доходные дома Галкина
- Гимназия мужская
- Дом городского головы
- Церковь Крестовоздвиженская
- Дом усадебный с Лавкой
- Дом жилой с лавкой
- Дом жилой пл. Революции,23
- Воскресенский собор
- Банк коммерческий
- Дом жилой с надворными постройками, Советская, 19
- Дом купеческий с воротами
- Гимназия женская
- Дом торговый
- Церковь Троицы
- Место корабельной верфи.
III. Улицы с говорящими названиями
Учитель напоминает учащимся, что такое улица.
У́лица - мощеная дорога внутри населенного пункта, имеющая, как правило, индивидуальное название.
Названия улицы получают в честь известных людей, топонимов,событий или праздников.
Учащиеся выполняют предложенные задания.
Задание 1.
1. Перечисли улицы Новохоперска, названные в честь писателей и поэтов (улицы Гайдара, Крылова, Горького, Толстого, Кольцова)
2. Назови улицу, названную в честь ученого. (улица Мичурина)
3. Какая улица названа в честь летчика-испытателя? (Улица Чкалова)
4. Улица, названная в честь уроженца Новохоперска, героя Советского Союза, лётчика, который в годы Великой Отечественной войны совершил почти 300 боевых вылетов, в том числе на бомбардировку вражеских объектов в глубоком тылу противника. После войны он продолжил службу в ВВС СССР, военную карьеру завершил в звании генерал-майора, умер в Москве в возрасте 48 лет. (Улица Иванова)
5. Где в Новохоперске установлен бюст Анатолия Васильевича Иванова? (У здания МОУ «Новохоперская СОШ №2»)
6. Какие улицы названы в честь казаков, возглавивших в разное время восстания? (Улицы Степана Разина и Булавина)
7. Перечисли улицы, названные в честь политических деятелей. (Улицы Ленина, Карла Маркса, Либнехта, Готвальда, Кирова)
8. Перечисли улицы, связанные с деятельностью советской власти. (25-лет Октября, Советская, пер. Октябрьский, Пролетарская)
9. Улицы, получившие названия благодаря природным особенностям. (Болотная, Степная, Лесная, Садовая)