Метод проектов глазами географа

Разделы: География


Введение

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие вышеозначенные задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Вот уже около 100 лет подобного рода деятельность широко используется в обучении и развитии школьников.

В настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, призванной стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности формируются в процессе работы над проектом. При детальном рассмотрении можно увидеть, что подчас одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем — к общеучебным, и далее — к специальным. Таким образом, проектирование следует рассматривать как универсальное внешкольное умение, что указывает на необходимость формирования культуры проектной деятельности.

Под культурой проектной деятельности следует понимать совокупность навыков целеполагания, методов и технологий проектирования, планирования, организации деятельности, диагностики результатов разработки проекта, его реализации, презентации итогов и, наконец, правил оформления проектной документации — вне зависимости от области и специфики ведения проекта.

Можно сформулировать основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

  • проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
  • целеполагание — умение формулировать цель деятельности;
  • планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
  • анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
  • презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.

Выделим основные этапы работы над программным проектом:

  • формулирование темы проекта;
  • разработка проектного задания;
  • планирование работы;
  • подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности;
  • собственно разработка проекта;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление результатов исследования;
  • презентация и защита проекта.

Говоря о проектном обучении, мы имеем в виду не только метод проектов. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс средств, позволяющих научить школьника проектированию. Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы. Учащиеся должны осмыслить учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, дают возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

Таким образом, в результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Метод проектов глазами географа

В системе современной школы география – единственный предмет, формирующий у школьника комплексное и социально-ориентированное представление о земле как о планете людей.

Знание географии – не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни.

Учитывая особенности современного этапа образования, важно целенаправленно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся

Школьники XXI века ежедневно, ежечасно получают огромное количество информации, обилие которой вовсе не приводит к системности знаний. Крайне важно формировать у школьника информационную компетентность.

А поэтому необходимо мотивировать интерес к приобретению знаний, учить применять их на практике.

Встаёт вопрос: какие необходимо выработать у школьников (учеников) умения для продуктивного общения с учителем, сверстниками, Интернетом и т.д.

Ответ довольно очевиден: нужны групповые, ролевые, практико-ориетированные, проблемные и прочие формы и методы.

С этих позиций проект (дословно “идея”, замысел – БЭС) – это задание, сформулированное в виде проблемы, деятельность учеников и результат как найденный способ решения проблемы проекта.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”)

Итак, метод проектов от идеи до реализации глазами географа.

Основные компоненты проекта (как уже отмечалось выше):

  1. проблема, на решение которой направлен проект
  2. цель
  3. задачи
  4. этапы проектной деятельности (система реализаций мероприятий проекта)
  5. прогнозируемые (и не прогнозируемые) результат проекта

В ходе работы учитель выступает в роли консультанта.

Остановимся подробнее на каждом из компонентов.

Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • совершенствование способностей к самообразованию;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • формирование умений публичных выступлений;
  • развитие критического мышления.
Результатом обобщения и осмысления накопленного опыта стала приведенная ниже таблица:

Содержание

учебный или социальный В курсах эконом. и соц. географии России и мира; возможны совмещения и переплетения
Состав участников индивидуальный, групповой, коллективный В соответствии с поставленными задачами
Место проведения защиты урочные, внеурочные Итоговые уроки по теме, практические работы задание Географического Общества во внеурочное время (“День моря”, “По материкам и океанам”
Типы деятельности а) практический

б) исследовательский

в) игровой

а) и б) идеально совместимы при выполнении практических работ как форм изучения (иногда, единственно эффективных)

в) диапазон очень широк: ролевые игры, защита “турагенствами” своих проектов и т.д.

Область исследования а) монопроект

б) межпредметный проект

а) создание “лоции океанов” или “опорных комплексных карт по ФГР”

б) проекты по экологическим проблемам

Иногда границы размыты вследствие специфики науки

Этапы выполнения исследовательской работы.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Имеет два уровня – эмпирический и теоретический (БЭС)

  1. Подготовка к исследованию
  2. Проведение исследования
  3. Оформление исследовательской работы
  4. Подготовка к защите

Методы исследования по методике географии

Наблюдения Активный познавательный процесс, основанный на работе органов чувств (наблюдение за погодой)
Сравнение Установление сходства и различий явлений и т.д. (курсы географии 6-10 кл. преимущественно, используют этот метод)
Измерение Даёт количественные сведения
Анализ Изучение элементов как части целого
Синтез Соединение элементов в систему ( в географии яркий пример – метод экстраполяции)
Моделирование Схемы, модули
Обобщение Обнаружение в многообразии – общего
Прогнозирование Основная задача современной географии. Вероятные суждения о событиях, явлениях в будущем (исторический пример: отрицательный прогноз проекта переброски сибирских рек)

Деятельность во время проектной работы

Учитель Групповая работа учащихся в проекте Индивидуальный проект
I. погружение в проект
Формулирует

- проблему и ситуацию

- цели и задачи

- осознание научной или социальной значимости темы

- вживание в ситуацию

- уточнение целей и задач

- осознание научной или социальной значимости темы

- уточнение целей и задач

- обдумывание методов исследования

II. организация деятельности

- распределение амплуа учащихся - разбивка на группы с (гидрологи, метеорологи, представители тур. Агентств, геоморфологи)

- распределение ролей в группе

- планирование работы

- определение диапазона теоретических источников информации

- планирование эмпирических действий

III. Осуществление работы

- консультант

- ненавязчивый контроль и направление к анализу

- активная самостоятельная работа

- анализ результатов

- проведение необходимых исследований для анализа прогнозируемых результатов

- синтезирование непрогнозируемых результатов

IV. Презентация

- принимает отчет

- подводит к итогу

- оценивает работу по различным показателям

Демонстрация

- понимания проблемы

- умения планировать и осуществлять работу

- рефлексии деятельности

Проекты особенно интересны и результативны, на мой взгляд, в тесной взаимосвязи урочной и факультативной работ, что, однако, требует особенно тщательной работы учителя.

Выводы

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Метод проектов – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.

Приложение

Литература

  1. Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва, НИИ школьных технологий, 2005
  2. А.И.Комашинский. Использование проектного метода в образовательном процессе. – “Практика административной работы в школе”, № 6, 2006
  3. А.И.Савенков. Творческий проект.
  4. Н.А.Семенова. Исследовательская деятельность учащихся
  5. Учебный проект как средство самореализации творческой личности в условиях профильного обучения.(Коллектив гимназии № 2 “Квантор”, г. Коломна) , 2004
  6. В.С.Рохслов. Организация проектной деятельности в школе. – “Биология”, № 14, 2005
  7. Н.В.Лысова. Проектная деятельность в обучении географии.
  8. Н.Крылова. Проектная деятельность школьников как принцип организации и реорганизации образования. – “Народное образование” № 2, 2005