История регионов России

Пишите историю своей улицы!

Разговор с Артёмом Соловейчиком о конкурсе методических разработок:

История родного края — важная часть курса истории России, предусмотренная Историко-культурным стандартом. После каждого раздела школьникам дается задание по «малой истории». Им предлагается вспомнить об исторических событиях, случившихся на соседней улице, на ближайшей площади, в их родном селе, городе или крае.

Финалисты конкурса

Опубликованные материалы

  • Внеурочное занятие. Дегустация "Забытое русское лакомство" (история + география + краеведение) 2016

    Цель занятия: создание условий для формирования представления о развитии региональной промышленности в России. В основе лежит жизнь белевских купцов Прохоровых. Они внесли огромный вклад в развитие своего региона и стали известными во всем мире благодаря созданию уникального рецепта белевской пастилы. Занятие построено таким образом, что учащиеся могут не только услышать историю становления и развития дела Прохоровых, но и попробовать их изобретение.

  • История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века 2016

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.

  • Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» 2016

    Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва.

  • Афганистан болит в моей душе 2016

    Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство».

  • Урок по региональной истории в 8-м классе "Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота" 2016

    Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I.

  • Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке» 2016

    Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности.

  • Алексей Гаврилович Венецианов и его ученик Григорий Сорока 2016

    Цель работы: формирование интереса к культуре своего края и страны. Задачи: проследить жизненный и творческий путь художников А.Г. Венецианова и Г.В.Сороки; определить место творчества Венецианова и Сороки в культуре страны.


  • Праздничный утренник, посвященный герою-земляку И.М. Сивко 2016

    Пусть каждый человек с самого раннего детства знает: он – частичка большого, сильного народа. Нам есть что помнить и чем гордиться. Многие улицы и аллеи нашего Заволжского городка названы в честь воинов, защитников Родины. Хотя в Николаевске и не было жарких боёв, но с первых же часов нападения на защиту Отечества ушли 9600 николаевцев. Мы их чтим и помним, стараемся делать всё для того, чтобы подрастающее поколение не забывало историю своей малой Родины и своих героев – земляков.

  • Купцы-меценаты города Воскресенска 2016

    Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру.

  • Топонимика Краснодарского края как исторический источник 2016

    В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории.

  • Зоя Космодемьянская. По местам партизанской славы. Посвящается 75-летию битвы под Москвой 2016

    Наш колледж расположен на улице, носящей имя Зои и Александра Космодемьянских. Здесь она жила, училась в школе. Соприкосновение с подвигом 18-летней комсомолки, «жившей по соседству», которая может чуть старше, а возможно, и ровесница наших студентов, способствует формированию правильных идеалов, убеждений, наводит на мысль о том, что «в жизни всегда есть место подвигу». Зоя Космодемьянская – первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

  • Методическая разработка серии внеурочных занятий по истории Якутии в 9-м классе по теме «Якутская интеллигенция» 2016

    Данная работа представляет собой разработку серии внеурочных занятий, направленных на развитие и формирование у учащихся интереса к истории родного края, воспитание чувства патриотизма и развитие познавательного интереса. Материалы данной разработки могут быть использованы преподавателями 9-х классов любого образовательного учреждения, руководителями исторических кружков.

  • Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании 2016

    Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.

  • Учебная игра "Контрнаступление под Москвой" 2016

    Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы.


  • Денис Давыдов и его «героические» дубы (автобусная экскурсия в село Мышецкое) 2016

    Многие исторические места Подмосковья широко известны и являются объектами популярных экскурсий. В связи с этим возникла идея познакомить учащихся со знаковыми местами Подмосковья, которые пока остаются для многих неизвестными. В окрестностях Зеленограда (Зеленоград – один из районов Москвы, находящийся в окружении Солнечногорского района) находится историческое место, село Мышецкое, связанное с именем героя войны 1812 года, поэтом Денисом Давыдовым.

  • Что в имени твоем, Новосибирск! 2016

    Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников.

  • Урок-экскурсия с элементами исследования в 8-м классе на тему «Петр Первый на Севере» 2016

    Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России.

  • Народные традиции убранства донского куреня. Быт XVI–XVII веков 2016

    Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!

  • «Ворота в Сибирь» - Челябинск на рубеже веков 2016

    Задачи урока: охарактеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте.

  • «Ученье – свет…» 2016

    Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа.

  • «Что не увидел Брюсов…» 2016

    В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло.


  • Внеклассное мероприятие «С Георгиевском связывают меня корни». 10-й класс 2016

    Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся.

  • Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках» 2016

    Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв.

  • История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность 2016

    Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно.

  • Воронеж в годы войны глазами фронтового корреспондента 2016

    Всё дальше уходят от нас страшные годы Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся свидетелей и участников тех грозных событий. Но память поколений остаётся связующей нитью между прошлым и будущим. И сегодня ответственность ложится на наши плечи. На плечи внуков и правнуков тех, кто прошёл ад войны. Считаю своим долгом перед своими прадедами, которые мужественно воевали в годы войны, рассказать в своей работе о боях в нашем городе и на территории микрорайона.

  • История родного края в истории моей страны 2016

    Из статьи можно узнать о: Клетском плацдарме, почему ст. Клетская имела огромное значение в период Сталинградской битвы; о биографии героев Гутченко и Покальчук и их подвиге; о достопримечательностях ст.Клетской; о памятном дне Вооруженных Сил – День ракетных войск и артиллерии; о съемках киноэпопеи «Они сражались за Родину»; о возникновении Шукшинского утёса; о Дранникове Николае Ивановича – хранителе Шукшинского утёса, организаторе проведения ежегодных Дней памяти В.М.Шукшина в ст.Клетской.

  • Электронное пособие по предмету «Литература Урала», 8-й класс «Словесность горнозаводского Урала XVIII века» 2016

    Методическая разработка - электронное пособие «Словесность горнозаводского Урала XVIII века» для учебного предмета «Литература Урала» в 8-х классах. Концепция предмета предполагает формирование чувства сопричастности с историей родного края, принятие ценностей региональной ментальности через знакомство с литературными произведениями. В работе представлено описание электронного пособия, методические основы его использования.

  • Классный час в 8-й классе: «Родина моя - Иркутская земля» (355-летию областного центра г.Иркутска посвящается) 2016

    Цель классного часа: воспитание любви и уважения к родному краю.


  • Урок по истории России «Гимназия, ты целый мир! Система мужского гимназического образования на территории Марийского края». 9-й класс 2016

    Дореволюционные мужские гимназии ставили целью – воспитать всесторонне развитую личность, готовую к служению обществу и Отечеству. В рамках урока раскрывается сущность дореволюционного мужского гимназического образования, идет её сравнительный анализ с современной системой среднего образования.

  • Программа исторического клуба «Родная сторона» 2016

    Программа разработана в соответствие с требованиями ФГОС и представляет содержательный перечень форм внеурочной деятельности с 6-й по 11-й класс в рамках реализации национально-регионального компонента в рабочих учебных программах по истории, обществознанию, чувашскому языку, чувашской литературе, МХК; программа сопровождена авторскими презентациями по чувашской мифологии, культуре, истории, иллюстрированными репродукциями художников из фонда Чувашского государственного художественного музея.

  • Методическая разработка урока «Зеленый пояс Славы» 2016

    Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – составить представление о Зеленом поясе Славы как о воплощении подвига воинов-освободителей Ленинграда. Для достижения цели выполняются следующие задачи: изучить мемориалы Зеленого пояса Славы; создать мотивацию к изучению культуры родного края; повысить познавательную самостоятельность в изучении истории родного края. Урок может быть использован для проведения тематических классных часов.

  • Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016

    Данный интегрированный проект представляет собой подбор и систематизацию литературного и музыкального материала по творчеству М.Ю. Лермонтова, который может быть использован как на занятиях гуманитарного цикла, дополнительного образования, так и во внеклассных мероприятиях.

  • Экскурсия "История родного края" 2016

    Проведена экскурсия для детей по храмам Волоконовского района. Перед поездкой дети познакомились с историей образования посёлка. Во время экскурсии посетили: Храм Успения Пресвятой Богородицы, Храм Георгия Победоносца. Были в гостях у своих сверстников с.Староивановка. Познакомились с памятником архитектуры XIX века - «Баркова мельница». Такие экскурсии вызывают интерес к истории родного края, воспитывают любовь и уважение к нему.

  • Исторический квест «Моя гимназия» 2016

    Цель игры: познакомить учащихся с историей гимназии.

  • Организация внеурочной деятельности с учетом национально-регионального компонента в рамках реализации ФГОС 2016

    Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


  • Разработка экскурсии по теме «Ямбургское коммерческое училище - первое среднее образовательное учреждение нашего края» 2016

    МБОУ «КСОШ № 4» - преемница Ямбургского коммерческого училища, основанного в начале ХХ века. Экскурсия составлена на основе материалов школьного музея истории народного образования. В ходе экскурсии девятиклассники узнают об особенностях обучения в прошлом веке, о роли ЯКУ в просвещении уезда, губернии, страны, о вкладе земляков в жизнь региона, страны.

  • Интеллектуально-познавательная программа для старшеклассников «Умники и умницы» 2016

    Мероприятие проводится в месячник истории. Цель: углубить знания учащихся по истории России, воспитывать интерес и уважение к предмету, развивать коммуникативные компетентности.

  • Урок-путешествие «Город Купино - из прошлого в будущее» 2016

    Методическая разработка урока-путешествия по краеведению рассчитана на учащихся 10-х классов, изучающих историю города в период освоения Сибири в XX в. Основная идея урока - совершая виртуальное путешествие по известным местам города, вспомнить важные даты из истории родного края; вспомнить людей, своими делами прославивших город и оставшихся в памяти земляков.

  • Внеклассное мероприятие по краеведению по теме «Ставрополь в начале XX века» для учащихся 5–6-х классов 2016

    Разработка знакомит обучающихся с г.Ставрополем периода начала ХХ века в форме заочной экскурсии. Учащиеся познакомятся с улицами города, с историей создания ставропольской больницы и ее судьбой, с развитием образования, библиотечного дела. Экскурсия поможет узнать, чем знаменит в России был наш город. Материал экскурсии основан на архивных документах. Наглядно увидеть город начала ХХ века помогут фотографии. В конце экскурсии обучающимся предлагается викторина по истории родного края.

  • Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач. Путешествие в Ошевенск. 6-й класс 2016

    Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной, но вполне выполнимой задачей. На уроке использован краеведческий материал, который расширяет знания обучающихся об истории родного села Ошевенск.

  • Гражданская война на Донской земле 2016

    Тема "Донской край в годы Гражданской войны" продолжает тему «Великая Российская революция», которая отнесена к разделу "Трудные вопросы истории". Цели: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности; содействие становлению социального поведения, формированию способности к личному самоопределению; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать информацию.

  • Урок истории по теме "Начало промышленного освоения Урала в первой четверти XVIII века" 2016

    Начало XVIII века – особый этап в развитии Урала. В этот период происходит его становление как «опорного края державы», главного промышленного региона страны. Изучение тем, связанных с историей Урала осложняется тем, что в настоящий момент отсутствуют новые современные учебники по истории региона, практически нет опубликованных исторических источников, либо они не являются адаптированными.


  • Актуальные методы преподавания региональной истории (на примере курса «История Брянского края») 2016

    Статья посвящена наиболее актуальным методам, приёмам и технологиям преподавания региональной истории на примере курса «История Брянского края». Дана характеристика проектной технологии, учебным экскурсиям, образовательным путешествиям и учебным прогулкам. Материалы статьи содержат как теоретические аспекты, так и примеры реализации рассматриваемых методик в школьной практике преподавания региональной истории.

  • Викторина «История города Казани с древнейших времен по XVI век» 2016

    Данная викторина содержит исторический материал о городе Казани, который может быть использован как дополнительный материал на уроке и во внеурочной деятельности. Связь фактического материала с легендами пробудит интерес обучающихся к истории родного края и расширит их кругозор.

  • Задачи об Архангельской области в годы Великой Отечественной Войны 2016

    Цель урока: узнать о роли Архангельской области в годы Великой Отечественной Войны. Составить математические задачи для учащихся 10-го класса с использованием полученных исторических фактов.

  • Сценарий мероприятия «Бессмертный полк Кашинской земли» (на основе биографических сведений участников войны) 2016

    9 мая 2015 года ученики нашей школы приняли участие в городском шествии в рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк». Этому предшествовала работа по сбору материала учащимися о своих дедах, прадедах – участниках Великой Отечественной войны. 64 фотографии из семейных архивов и сведения о родственниках – участниках войны – таков итог поисковой работы. Мы сочли необходимым довести сведения о Солдатах Победы до всех учащихся школы. Так родился сценарий данного мероприятия.

  • Внеклассное мероприятие на тему «ЧУМовое путешествие по городам ЯМАЛа» 2016

    Цели мероприятия: содействовать воспитанию любви к России, ее историческим местам, гордости за ее людей; воспитание патриотизма.

  • Конспект урока истории в 9-м классе по теме «Вологодский край во время Отечественной войны 1812 года» 2016

    Урок проводится после изучения тем «Отечественная война 1812 г.» и «Заграничный поход русской армии». Урок направлен на выявление роли Вологодского края в войне 1812 г. Данная цель достигается путем решения учениками следующих задач: знакомство с информацией в различных источниках, выделение вариантов участия вологжан в войне с наполеоновскими войсками, заполнение схемы «фишбоун», презентация результатов своих исследований.

  • «Мы живём, под собою не чуя страны…» (Государственный террор в Сибири) 2016

    Учебное занятие раскрывает взаимосвязь процессов, происходящих одновременно в центральных районах страны и периферии. В Сибири происходят такие же социально-экономические и политические процессы, как и во всей стране. Учебное занятие построено таким образом, что обучающиеся медленно эмоционально погружаются в эпоху сталинизма, материал раскрывает противоположные стороны социально-экономических процессов СССР.


  • Таинственная Хакасия 2016

    Цель урока: популяризация знаменитых мест Хакасии, имеющих важное географическое и историческое значение.