В наше время многие пытаются принизить победу нашего народа над фашизмом, переписать историю. Поэтому я, считаю, очень важно устанавливать и поддерживать живую связь времен и поколений. Чтобы мои сверстники и те, кто младше нас, не забывали свою историю, знали и любили свой край, свою малою Родину и свою Россию. Благодаря краеведению хранится историческая память, воспитывается любовь к Родине. В своей работе я хотел составить практические задачи с использованием реальных исторических фактов, которые можно предлагать ребятам на уроках алгебры в 10 классе, чтобы и через урок математики прививать любовь и интерес к истории нашего края, нашего народа.
Цель: Узнать о роли Архангельской области в годы Великой Отечественной Войны. Составить математические задачи для учащихся десятого класса с использованием полученных исторических фактов
Задачи:
- Выяснить историческую значимость создания школы юнг на Соловецких островах для подготовки квалифицированных военно-морских специалистов в кратчайшие сроки.
- Составление математической задачи на нахождение членов арифметической прогрессии зная ее сумму (4500 выпускников школы юнг) и первый член.
- Исследовать роль главного в экономики Архангельского лесоперерабатывающего комплекса в приближение победы в Великой Отечественной Войне, используя различные источники краеведческой информации.
- Составление математической задачи на нахождение суммы арифметической прогрессии зная некоторые ее члены.
ЮНГА — ученик, подросток на судне, готовящийся стать матросом и обучающийся морскому делу. Слово “юнга” пришло к нам из голландского во времена Петра I.
В мае 1942 г. приказом наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота была создана Специальная Школа юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах.
В юнги отбирали 15–16-летних юношей, имеющих 6–7-классное образование. Но, горя желанием воевать, некоторые мальчишки выправляли себе документы, чтобы начать учиться раньше.
Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также на Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях. Среди них было немало настоящих героев. Далеко не все юнги вернулись из морских сражений.
Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву:
“Родина! Великая Советская держава!
В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ.
Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины.
Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков.
Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!”
Историческая справка
Важное место в приближении Великой Победы занял главный в экономике Архангельска лесоперерабатывающий комплекс, выпускавший, казалось бы, сугубо гражданскую продукцию. Но и этой продукции нашлось применение в военных условиях. Лесом страна расплачивалась с союзниками по кредитам, предоставленным наряду с безвозмездной помощью. Лес широко применялся при строительстве оборонительных рубежей, а с середины войны в восстановительных работах. Все 22 архангельских лесозавода были привлечены к выполнению военных заказов: производству ящиков для снарядов, саней, лыж, корпусов мин, ружейных заготовок, деталей для самолетов. За годы войны лесопильщики Архангельска дали стране и фронту свыше 3 миллионов 218 тысяч кубометров пиломатериалов, 17 миллионов комплектов спецтары, 28 тысяч кубометров авиадеталей, на 24 миллиона рублей аэродромного и инженерного имущества. Около 200 пароходов, груженных 858 тысячами кубометров пиломатериалов, балансов, пропсов и круглого леса, отбыли из архангельского порта в страны - союзницы.
Задача №1 В холодную осень самого тяжелого для страны 1942 года тысяча 14-16-летних подростков приехали на Соловецкие острова, чтобы овладеть военными морскими специальностями, а затем воевать против немецко-фашистских захватчиков. За три выпуска школа подготовила 4500 рулевых, сигнальщиков, боцманов, мотористов и радистов, электриков и акустиков. Сколько юнг выпустила школа за второй и третий выпуски, если известно, что с каждым набором количество обучающихся увеличивалось на одно и тоже число.
Решение см. в презентации.