Актуальность урока: Дореволюционные мужские гимназии ставили целью – воспитать всесторонне развитую личность, готовую к служению обществу и Отечеству. Эти цели в наши дни также имеют особую значимость, поэтому гимназии сейчас приобретают большую популярность и широкое распространение. Все актуальнее звучит вопрос раздельного обучения мальчиков и девочек. Однако современные школьники зачастую не представляют, каковы были задачи и элементы содержания дореволюционных гимназий. В рамках данного урока раскрывается сущность дореволюционного мужского гимназического образования, идет её сравнительный анализ с современной системой среднего образования.
Цель: достичь образовательных результатов
Личностный результат: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; понимать важность изучения культуры и традиций своего народа, развивать чувство патриотизма, любовь к Марийскому краю, расширять кругозор, познавательный интерес.
Метапредметный результат: уметь работать со схемами, текстом, анализировать, систематизировать и обобщать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, уметь синтезировать информацию и преобразовывать её в таблицу.
Предметный результат: знать и понимать особенности системы мужского гимназического образования в Российской Империи начала 20 века, извлекать нужную информацию из исторических источников.
Задачи:
- На основе анализа полученной из исторических источников информации учиться решать познавательные задачи – провести сравнительный анализ системы мужского гимназического образования в России начала 20 века и современной системы среднего образования, выявить сходство и различия;
- В ходе работы выявить роль гимназического образования в истории марийского края, его место в системе образования всей Российской Империи;
- В ходе коллективного обсуждения определить достоинства и недостатки системы мужского гимназического образования в России начала 20 века.
Оборудование урока:
- Кейсы с подборкой материала из исторических источников;
- Компьютер, проектор, презентация
- Краеведческие и архивные материалы.
Ход урока
Приветствие. Постановка учебных задач
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. (Слайд 1). Это путешествие в Царевококшайскую и Козьмодемьянскую мужские гимназии. Нам предстоит выяснить, какие предметы изучали гимназисты начала 20 века, кто их обучал, как была построена система наказаний за несоблюдение школьной дисциплины. Сегодня мы узнаем что такое “кондуит” и какую стипендию получал гимназист того времени. Мы с вами попытаемся сравнить современную школу и гимназию начала 20 века, выявить преимущества и недостатки гимназического образования на примере двух мужских гимназий марийского края. (Слайд 2).
Актуализация знаний учащихся, коррекция поставленной учебной задачи
Учитель: Для начала давайте вспомним. Какие ступени образования существуют в современной России? (Примерные ответы учащихся: дошкольное, начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы), среднее (полное) общее образование (10-11 классы), профессиональное образование, которое также имеет деление) Схема “Ступени современного образования” заполняется учителем на доске.
А как вы думаете, к какой ступени образования можно отнести гимназии начала 20 века? (Примерные ответы учащихся). Правильно гимназии – это средние учебные заведения, которые давали по современным меркам основное общее образование. (Слайд 3). На рубеже 19–20 веков они разделялись на два типа: классические гимназии (в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего классических языков – древнегреческого и латинского) и реальные училища (большое внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии). (Слайд 4)
Гимназия конца 19 века играла роль привилегированного учебного заведения для лиц, желающих поступить в университет и другие высшие школы. В начале 20 века шло бурное развитие среднего образования и в связи с этим количество средних школ в стране резко возросло. В этот период были открыты мужские гимназии и на территории Марийского края – в уездных городах Козьмодемьянск и Царевококшайск.
Торжественное открытие Козьмодемьянской мужской гимназии состоялось 29 сентября 1910 г. в 1 час дня в доме П.Ф. Бычкова на Базарной площади. (Слайд 5,6). В Царевококшайске первое среднее учебное заведение для мальчиков открылось намного позднее. (Слайд 7).
III. Стадия поиска новых знаний
Учитель: А сейчас давайте выясним, когда и каким образом открылась мужская гимназия в Царевококшайске. <Приложение 1> Работа обучающихся с историческим документом.
(Примерные ответы учащихся). Если быть точнее, то с июля 1916 г. начала действовать Царевококшайская мужская гимназия. (Слайд 7).
Учитель: Сейчас мы разделимся на 5 групп. (Деление класса на группы производится с помощью учителя). Каждая группа будет работать с материалом из исторических источников разного содержания. (Слайд 8) На основе исторического материала вы должны провести сравнительный анализ современной школы и мужских гимназий начала 20 века, предварительно выделив критерии для сравнения. Полученные результаты своего исследования вы будете заносить в таблицу, а затем устно представлять перед всеми остальными группами. (Слайд 9).
№ | Критерии сравнительного анализа | Мужские гимназии начала 20 века | Средняя школа настоящего времени |
1. | |||
2. | |||
Первая группа получает “Кейс 1” с подборкой исторического материала по теме “Учебные дисциплины в мужских гимназиях начала 20 века”.
В мужском гимназическом образовании начала 20 века большое внимание уделялось изучению “мертвых” языков – латинского и древнегреческого. Обосновывалось это тем, что такое изучение являлось “лучшей гимнастикой для ума” [4]. В учебном плане гимназии с двумя древними языками на изучение языков отводилось 65% учебного времени. 12% времени занимали математика и Закон Божий. Причем в курс математики включалось несколько предметов – арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия и даже космография. На остальные предметы – естествознание, географию, историю и рисование – оставалось в общей сложности 15,5% учебного времени. В сущности, это была не классическая, а грамматическая школа.
1 июля 1914 г. был утвержден новый учебный план мужской классической гимназии. Он включал: Закон Божий, русский язык и церковнославянский, латинский, французский, немецкий языки, математика, физика, философская пропедевтика, история, география, природоведение, рисование, чистописание. В число необязательных предметов гимназии входили: музыка, пение, танцы, гигиена и гимнастика [2].
Трудовое обучение в мужских гимназиях до революции было развито слабо. Ручной труд не являлся обязательным предметом. Хотя в Козьмодемьянской гимназии уроков ручного труда не было, в конце 1914 г. начал действовать кружок любителей фотографии. Он собирался 2 раза в неделю. Для учеников старших классов были организованы домашние работы по геометрии. Работы заключались в исполнении геометрических моделей из картона, проволоки, гипса, цинка и дерева. Мог быть применим и физический труд: в виде работ на школьном огороде или цветнике.
В начале 1917 г. обсуждался вопрос о введении в учебных заведениях г. Царевококшайска преподавания черемисского языка (национального - марийского языка). Язык должен был преподаваться как необязательный для всеобщего обучения предмет. Этот вопрос обсуждался в Педагогическом совете, Родительском комитете Царевококшайской мужской гимназии, а затем Попечителем Казанского учебного округа. В конце 1917 г. этот предмет был включен в расписание занятий. В Козьмодемьянской гимназии марийский язык не преподавался [3].
Вторая группа получает “Кейс 2” с подборкой исторического материала по теме “Система обучения гимназистов”
Занятия в Царевококшайской и Козьмодемьянской гимназиях велись по привычной классно-урочной системе. Обычно занятия продолжались с 16 августа по 1 июня, около 240 дней. В Царевококшайской мужской гимназии учебные занятия начинались с 22 августа [1]. Расписание уроков утверждалось осенью и не менялось до конца учебного года. Все занятия проходили в первую смену. Уроки в Козьмодемьянской мужской гимназии начинались с 9 часов, длились 50 минут. В среднем было 5 уроков до 14 часов 15 минут. Первая половина урока посвящалась опросу пройденного материала, вторая половина – изучению нового материала [2].
В школе ученики находились максимум шесть часов. К началу учебного дня все учащиеся собирались в здании учебного заведения и направлялись под руководством учителя в актовый зал или гимназическую церковь. Храма при Козьмодемьянской и Царевококшайской гимназиях не имелось, поэтому ученики посещали богослужения в местном соборе, настоятель которого был законоучителем в гимназии. Здесь одним учеником читалась утренняя молитва, потом все пели хором. Утренняя молитва в Царевококшайской мужской гимназии начиналась в 8 часов 45 минут и проходила ежедневно. Затем проводилась переписка присутствовавших учащихся. За отсутствие на молитве учащиеся подвергались серьёзным взысканиям. Общей молитвой по классам заканчивался и учебный день.
Основополагающим звеном учебного процесса в дореволюционной школе являлись экзамены. Для всех гимназий существовали общие правила испытаний: приемные – для поступления в приготовительный или любой другой класс гимназии; переводные – переход из класса в класс; выпускные – “испытания зрелости” - при окончании полного курса обучения. Была единая система оценивания знаний: “5”-отлично, “4”-хорошо, “3”-удовлетворительно, “2”-не совсем удовлетворительно, “1”-вовсе неудовлетворительно. Отметки за поведение имели такую же шкалу, но назывались: “5”-отлично, “4”-хорошо, “3”-добропорядочно, “2”-не совсем одобрительно, “1”-худо [5].
Срок обучения в гимназии составлял 8 лет (с подготовительным классом 9-10 лет). Число учащихся в одном классе гимназии предполагалось не более 40 человек. Если было больше претендентов для обучения в данном классе, то класс делили.
Третья группа получает “Кейс 3” с подборкой исторического материала по теме “Педагогический состав мужских гимназий”
Педагогические коллективы мужских гимназий состояли из директора, инспектора, преподавателей различных учебных предметов, классных наставников.
Директор получал в год примерно 2000 руб.: 1200 руб. жалования и 800 руб. столовых. Ему предоставлялась казенная квартира и особая плата за уроки. Директором Козьмодемьянской мужской гимназии был статский советник, бывший инспектор Императорской Казанской I гимназии Николай Никитич Заболотский. В гимназии он преподавал русский и латинский языки.
Константин Александрович Соловьёв был директором Царевококшайской мужской гимназии. В гимназии он преподавал математику.
Инспектор был не менее важным лицом в гимназии. В средних учебных заведениях по закону 10 мая 1912 г. исполняющий обязанности инспектора полагался лишь с пятого класса. Исполняющим обязанности инспектора Козьмодемьянской мужской гимназии с 1 января 1915 г. был Сергей Александрович Григорьев [2]. Заработная плата инспектора составляла 1500 руб. По своему положению он являлся помощником директора по учебно-воспитательной работе. В случае отсутствия директора инспектору полностью переходили его функции. Помощник директора составлял расписание уроков.
Законоучитель был руководящим лицом в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Законоучителем Царевококшайской гимназии был протоиерей Алексей Петрович Азановский [1] Законоучителем Козьмодемьянской мужской гимназии изначально являлся протоиерей Козьмодемьянского собора Василий Николаевич Бонифатьев.
Учителя являлись основополагающим элементом всей структуры гимназического образования. Обязанности педагогов гимназий заключались в ведении ежедневных занятий по своим предметам, классном наставничестве, участии в заседаниях педагогических советов, надзоре за учащимися вне стен школы. Они получали по 60 руб. за годовой урок, а через 5 лет служения при одной гимназии – 175 (за 12 уроков, а за остальные по 60 руб.). Заработная плата у учителей была сравнительно высокая. Зарплата учителей была больше среднего заработка рабочего в 5-7 раз. Также учителя обеспечивались казённой квартирой, за которую не надо было платить.
В гимназиях были и помощники наставников. Они предназначались для помощи классным руководителям, когда последние были заняты на уроках в других классах, а также для посещения учеников на дому. В гимназии полагалось иметь двух помощников [5]. Помощником классных наставников, а по совместительству преподавателем гимнастики в Козьмодемьянской мужской гимназии являлся Александр Васильевич Вагин. Эту должность в Царевококшайской гимназии занимал Николай Николаевич Шалаев [2,1]
В системе гимназического образования начала XX в. был развит институт Почетных попечителей. Попечитель избирался на три года и утверждался в должности Министерством народного просвещения. Почетный попечитель должен был следить за своевременным поступлением денег от тех, кто жертвовал их на учебное заведение, заботился об улучшении материального положения гимназий, о пополнении библиотек.
Четвертая группа получает “Кейс 4” с подборкой исторического материала по теме “Учащиеся мужских гимназий начала 20 века”.
В 1910 –1911 учебном году в Козьмодемьянской гимназии было 54 ученика: 31 чел. в первом и 23 чел. во втором классе. В 1911 – 1912 учебном году был открыт 3-й класс, в следующем году открылся 4-й класс. Число учащихся в гимназии с каждым годом увеличивалось. В первый год обучения было 55 учеников, в 1911- 1912 учебном году 89, в 1913 г. – 125, в 1914 г. – 153, в 1915 г. – 178, в 1916 г. – 207, в 1917 г. – 245, 1918 г. – 330 [2].
В 1916 – 1917 учебном году в Царевококшайской мужской гимназии - 156 учеников: было четыре основных и один параллельный класс. Тем не менее рост численности учащихся в Царевококшайской и Козьмодемьянской гимназиях сдерживался из-за недостатка средств для открытия параллельных классов и тесноты помещений.
Большинство учащихся были православными, но обучались учащиеся римско-католического и лютеранского вероисповедания. Из всего числа учащихся инородцев в Царевококшайской гимназии состояло: чуваш - 1 человек, черемис (мари) – 14 человек, остальные были русскими [1]. По социальному составу учащиеся в мужских гимназиях относились к разным сословиям, но преобладали дети крестьян, личных дворян и чиновников, мещан и учителей. Это полностью соответствовало сословной структуре населения городов и близлежащих уездов.
Образование было платным. Размер платы за обучение не был постоянен и варьировался в зависимости от года обучения. Педагогический совет Козьмодемьянской гимназии установил плату за право обучения по 40 руб. в год с каждого ученика. Плата за право обучения в г. Царевококшайске составляла 10 рублей в год. Плата вносилась дважды в год: за первую половину учебного года - с 16 августа по 1 октября, а за вторую половину – с 7 января по 1 марта [1] Просрочка оплаты приводила к отчислению из гимназии. Такие случаи в марийских гимназиях были многочисленны.
Несмотря на то, что плата за обучение была незначительная, крестьяне затруднялись вносить её в установленные сроки. Поэтому земством для бедных учащихся, а также учащихся наиболее отличившихся в учебе устанавливались стипендии. При Козьмодемьянской гимназии также с 1914 г. была учреждена одна стипендия “в память 300-летия царствования Дома Романовых”. В связи с воздорожанием жизни в период войны директор Царевококшайской гимназии предлагал увеличить число земских стипендий и тем самым предотвратить уход из гимназии лучших учеников из-за невозможности внести плату за право учения [1].
Пятая группа получает “Кейс 5” с подборкой исторического материала по теме “Правила поведения гимназистов”.
В правилах для учащихся гимназий регламентировались многие стороны их жизни. Так, учащиеся мужских гимназий, где бы они ни были, обязаны были иметь при себе билет, выданный им в учебном заведении, и предъявлять его учебному начальству и чинам полиции по первому требованию. В школе и вне её должны были ходить в форме установленного образца и содержать её в полной исправности и чистоте. Запрещалось носить длинные волосы мальчикам, а также различные украшения, трости, палки. В публичных местах гимназисты должны были вести себя скромно, соблюдать порядок. Запрещалось посещать клубы, пивные, заседания публичных лекций и собраний, а также участвовать в обществах, кружках. Без разрешения начальства учащиеся не могли посещать кинематографов, публичных гуляний. Не разрешено было появляться на улице в учебное время после 7 часов вечера, а в летнее – после 10 часов. Категорически запрещалось употреблять крепкие напитки, курить табак. Учащиеся должны были соблюдать религиозные обязанности: посещать в воскресенье, праздничные дни общественное богослужение, не опаздывать на утреннюю молитву в школе, а также бывать на исповеди. Перед уроком каждый ученик должен был занять заранее определенное ему место и самовольно не должен переменять его. Выходить самочинно из класса во время урока также запрещалось и лишь допускалось в случае крайней необходимости и с разрешения преподавателя. Во время уроков ученики должны были сидеть прямо и внимательно слушать преподавателя. Запрещалось приносить в классы посторонние предметы – книги для чтения, игрушки. Ученики должны были быть предельно вежливыми с учебным начальством и своими наставниками: приветствовать начальство гимназии вставанием, а начальствующих лиц губернии и округа – поклоном. В отношении с товарищами быть вежливыми, доброжелательными, дружелюбными [1]
Царевококшайской мужской гимназией сообщалось окружному начальству о поведении учеников на 1 января 1917 г.: “Поведение учащихся было весьма удовлетворительным и приравнивалось к оценке “5”, за исключением одного ученика второго класса и одного ученика четвертого класса. Все учащиеся Козьмодемьянской мужской гимназии за 1910-1911 учебный год аттестовались высшим баллом по поведению, оценкой “5”, лишь два ученика оценкой “4” [2,1].
Помощники классных наставников не имели права наказания, а могли лишь заносить информацию в кондуитивную книгу. Кондуитный журнал вёлся и в Козьмодемьянской мужской гимназии. Так, за 1911 г. в нём содержалось 50 записей. В десяти случаях за нарушение дисциплины было вынесено высшее наказание – заключение в карцер. Подобному наказанию гимназисты подвергались за обман, нанесенную товарищу обиду, нарушение классной дисциплины, правил ношения одежды, за шалости на улице и во время перемен. В гимназии карцера как такового не было, и провинившихся учащихся запирали в классной комнате. Дисциплина в гимназии находилась на хорошем уровне.
IV. Презентация полученных знаний
Рабочие группы представляют результаты своего исследования перед классом. По ходу выступления групп обучающиеся готовят вопросы для выступающих. (Слайды 10 – 14).
V. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: С 1 октября 1918 г. учебные заведения всех ведомств были переведены в ведение Народного комиссариата по просвещению. Деление школ на начальные, высшие начальные, гимназии, реальные училища было отменено. Всем учебным заведениям было присвоено название “единая трудовая школа”. Новая школа делилась на две ступени (I – 8-13 лет, пятилетний курс, II – 13-17 лет, четырехлетний курс). Обучение в ней было бесплатное, совместное (для обоих полов). В школе запрещались религиозные предметы и ритуалы. (Слайд 15).
А сейчас давайте обсудим данные вашего исследования. (Слайд 16). Обсуждение с обучающимися выстраивается по следующим вопросам:
- Что вы узнали нового из материала этого урока?
- Что вас больше всего удивило?
- Что бы вы хотели перенести в современную школу из системы мужского гимназического образования начала 20 века?
- Какие недостатки вы увидели в системе мужского гимназического образования начала 20 века?
- Какова роль гимназического образования в истории марийского края, его место в системе образования всей Российской Империи
Учащиеся высказывают свое отношение к тому, что они узнали на уроке, обмениваются впечатлениями по содержанию материала урока.
VI. Домашнее задание творческого характера
Эссе на тему: Один день из жизни гимназиста Царевококшайской (Козьмодемьянской) мужской гимназии. (Слайд 17)
Список источников и литературы
- Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ). Фонд 135 – Царевококшайское реальное училище
- ГАРМЭ. Фонд 1 – Козьмодемьянская мужская гимназия
- ГАРМЭ. Фонд 144 – Царевококшайская мужская гимназия
- Ганелин, Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.– М.: Государственное изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. – 370 с.
- Флит, Н.В. Школа в России в конце XIX – начале XX вв. Л.: Ленинградское предприятие “Экстерн”, 1991. – 96 с.