Класс: | 8 класс | ||
Место урока: | проводится в конце изучения темы “Рождение Российской империи”. | ||
Тип урока | комбинированный. | ||
Форма урока: | урок-исследование, в результате которого создается “фотолетопись”, которая может быть представлена на бумажных листах или в электронном варианте (документ MW, презентация и др.) (Приложение 1). | ||
Информационно методическое обеспечение: | учебник: Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 класс.... – М.: Дрофа, 2016, презентация к уроку “Архангельск в истории Российского Военно-морского флота” (Презентация), материалы для создания фотолетописи (документы (Приложение 2), фотоматериалы, рисунки и др.). | ||
План урока: | Формулировка проблемы, гипотезы,
темы и цели исследования.
|
||
Цель урока: | показать роль Архангельска в создании российского морского флота. | ||
Основные задачи урока: | |||
Образовательные: | познакомить с историей г. Архангельска в период правления Петра Первого. | ||
Развивающие: | развивать исследовательские умения; | ||
Воспитательные: | воспитывать интерес к прошлому своего родного края, уважение к землякам. | ||
Методы обучения: | словесный, практический (исследовательский), наглядный (просмотр фото и видеоматериалов) и другие. | ||
Формы обучения: | индивидуальные, групповые, коллективные. | ||
Понятия: | регулярный флот, верфь, струг, фрегат, яхта, “государева дорога”, воевода. | ||
Персоналии: | Петр Первый, Федор Апраксин, Иван Рябов | ||
Планируемы результаты | |||
Предметные | овладение целостными представлениями об истории города Архангельска в годы правления Петра Первого, о событиях, происходивших на Севере и сыгравших важную роль в создании регулярного морского флота в России; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения событий; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личностей в истории страны и в истории родного края. | ||
Личностные УУД: | сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности; готовность к саморазвитию; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена локальной и региональной общности; осмысление опыта предшествующих поколений. | ||
Метапредметные (на уровне УУД): |
познавательные | регулятивные | коммуникативные |
умение выдвигать гипотезу, выделять информацию из разных источников, работать с текстом, выделять главную мысль текста, делать выводы, приводить знания в систему. | умение ставить учебные задачи,
организовывать и планировать свою работу; осуществлять в ходе работы самоконтроль. |
умение формулировать вопросы и ответы;
высказывать мнения и слушать других; работать в группе, распределять роли, публично представлять результаты работы. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
Орг. момент (1 мин.) |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует: 2 слайд. Здорово ли ваше здоровье на все четыре ветра! Так приветствуют друг друга коренные поморы. Сегодня мы посвящаем урок главному городу поморов – Архангельску. | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. |
Презентация демонстрируется учащимся
со 2 слайда |
Актуализация знаний Создание проблемной ситуации. (3 мин.) |
Учитель создает условия для появления у
детей стимула к исследовательской работе.
Опираясь на знания ребят, полученных на
предыдущих уроках, учитель проводит беседу и
подводит их к главной проблеме урока. 3 сл. Наша страна – Россия – великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Но были времена, когда Россия не имела регулярного морского флота. |
||
4 сл. Какую дату и почему в России
считают датой основания регулярного морского
флота? 5 сл. Да, в 1696 году, после успешного Азовского похода Боярская Дума утвердила государев указ о создании морского флота. Эскадры, которые разбили турок при Азове, были построены под Воронежем. 6 сл. 30 октября 2016 года Россия отметит День основания Российского Военно-морского флота. Но единого мнения о Дне рождения военного морского флота в России нет. 7 сл. Но ясно одно, это событие связано с именем Петра Первого. 8 сл. А какие города могут претендовать на звание “Колыбель Русского Флота”? Сейчас я вам загадаю загадки об этих городах. С помощью информации на слайдах определите их. |
Отвечают на вопросы учителя. | ||
9 сл.
10 сл.
11 сл.
12 сл.
|
Называют города. Делают краткие выводы о роли городов в создании регулярного русского военного морского флота. |
Автором стихов является автор данной статьи | |
Формулировка проблемы | А вот еще одна загадка. 13 сл. Демонстрирует фрагмент из фильма Ильи Гурина “Россия молодая”. 14 сл. Задает вопрос: О каком корабле говорит Петр Первый? Где и когда он был построен? 15 сл. Петр Первый, действительно, впервые вышел в открытое море на яхте “Святой Петр”, которая была построена в Архангельске. 16 сл. Можно ли Архангельск, первый порт нашей страны, считать родиной российского кораблестроения? |
Осуществляют просмотр фрагмента фильма. Отвечают на вопросы учителя. | Фрагмент взят из 3 серии фильма “Россия молодая” |
Выдвижение гипотезы исследования (1 мин.) |
Чтобы ответить на этот проблемный
вопрос мы с вами проведем небольшое
исследование. Проблема исследования нам
известна, выдвигаем гипотезу. Какую гипотезу мы
должны доказать, либо опровергнуть? 17 сл. Попробуем доказать, что Архангельск сыграл определяющую роль в создании Российского ВМФ, и его можно считать родиной российского судостроения. |
Выдвигают гипотезу. | |
Постановка целей и задач исследования (1 мин.) |
Побуждает школьников к
самостоятельному определению темы и целей
исследования. Определите сами тему урока и его цель. 18 сл. Итак, сегодня мы исследуем тему “Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота”. 19 сл. Целью исследования является определения роли города в создании Военно-Морского Флота в России. |
Определяют тему урока и цели.
|
|
Подготовка к проведению
исследования (4 мин.) |
Для проведения исследования мы
разделимся на группу “экспертов” и 2 группы,
которые должны создать одну из страниц 20 сл. фотолетописи
“Архангельск в истории создания Российского
Военно-Морского Флота”. Каждая страница
посвящена одному из периодов в истории создания
Флота. 1-я группа создает страницу фотолетописи
“Архангельск в конце XVII века”. 2-я группа создают
страницу фотолетописи “Архангельск в первой
четверти XVIII века”. “Эксперты” составляют
вводную статью к фотолетописи, оформляют
титульный лист. В каждой группе “редакторы” и их
помощники в лице “картографов”, “хронографов”,
“фотохудожников” и “архивариусов” будут
определять, какие события из истории
Архангельска и каким образом сыграли
определяющую роль города в процессе превращения
нашей страны в морскую державу. Давайте составим план нашей работы, выберем методы исследования и распределим обязанности в каждой группе. Определим, какие материалы необходимы для работы. |
Образец фотолетописи в Приложение 1 | |
Вмести с учениками составляет план,
выбирает методы, распределяет обязанности в
группах, раздает необходимые материалы. 21 сл. Итак, мы с вами будем работать по следующему плану: 1. Изучение источников. 2. Отбор материалов для фотолетописи. 3. Оформление страницы фотолетописи. 4. Представление результатов работы. 5. Подведение итогов. |
Работают над планом, определяют методы, создают группы и распределяют обязанности, составляют список материалов. | План на 21 слайде записан до урока, но в него могут вноситься изменения | |
Проведение исследования (20 мин) |
Направляет работу групп, осуществляет необходимую помощь. Проверяет по истечении времени готовность к представлению результатов. | Работают по плану (1-3 пункты) |
Документы вПриложение 2
Интернет-ссылки на фотографии и рисунки в |
Представление результатов и их
обсуждение (10 мин) |
Настало время познакомиться с
результатами вашей работы. На выступление каждой
из 3-х групп дается 2 минуты. Используйте в ходе
рассказа карту на слайде презентации (22 сл.) |
Представляют и обсуждают результаты, используя страницы летописи и карту 22 сл. | |
Итоги урока. Рефлексия. (5 мин) |
Мы провели исследование, представили
результаты в виде фотолетописи. Смогли ли мы
доказать, что Архангельск является родиной
российского кораблестроения. 23. сл. Да, Архангельск сыграл очень важную роль в создании Российского Военно-Морского Флота, его можно считать родиной российского судостроения, он может претендовать на звание “Колыбель Российского Флота”. 24 сл. Показывает фрагмент музыкального клипа “Гимн города Архангельска” и читает высказывание К.И. Коничева. |
Возвращаются к гипотезе исследования, делают выводы |
Интернет-ресурсы
- http://fb.ru/article/185704/istoriya-rossiyskogo-flota-flot-petra-velikogo (статья “История российского флота. Флот Петра Великого”);
- http://downtown.ru/voronezh/city/4259 (статья “Бренд или не бренд: Колыбель Российского флота”);
- http://politinform.su/obschestvo/4407 (статья “Архангельск – историческая родина кораблестроения);
- http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=012002007&id=12927&cType=1 (копии сборника статей и указов “Петр Великий на Севере”)
- http://bookabar.ru/index.php(ссылка для скачивания книги Огородникова С.Ф. “История архангельского порта”);
- http://www.архангельск.su/history/torgovyi-centr/ (сайт “Архангельск”);
Литература
- Летопись города Архангельска, 1584 – 1989/ Обществ. научн. ред.: проф. Г. Г. Фруменков, Е.И. Овсянкин; Сост.: В.А. Волынская, В.А. Радишевская, Т.В. Титова]. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1990;
- Огородников С.Ф. История архангельского порта. – СПб: Типография Морского министерства, 1875 г.;
- Коничев К.И. Петр Первый на Севере: Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1984;
- Петр Великий на Севере: Сб. ст. и указов, относящихся к деятельности Петра I на Севере / Под ред. А. Ф. Шидловского. - Архангельск: Губерн. тип., 1909;
- Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1975.