Педагогические цели: Создать условия для повторения и обобщения основного содержания НРК “История Сибири” 9-10 класс, выявить его специфику и особенности; развивать умение работать с творческими и познавательными заданиями.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: систематизируют представления об истории развития города Купино с момента его основания; выявляют взаимосвязь региональной истории с общим курсом Отечественной истории; осознают роль событий и личностей в истории родного города, значение исторического и культурного вклада для Отечественной истории.
Метапредметные:
- Познавательные: проводят обобщение и систематизацию исторического материала по заданным критериям.
- Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
- Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
- Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей, сопереживают им.
Образовательные ресурсы:
- Крестелев В. На Купинской земле. – Новосибирск. ГП. “Новосибирский полиграфкомбинат”., 2004. -284с.
- Инновационный учебно-методический комплекс “История”. Учебное пособие для образовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История Сибири: история России через историю регионов. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений РФ/ отв. ред.: В.А. Зверев, О.М. Хлытина. – М.: ООО “Интеграция: Образование и наука”, 2015. – 218с.
- Хлытина О.М., Баяндин В.И. Путешествие с Городовичком по столице Сибири. – Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2003. – 48с.
- Мой край лебединый: сборник стихов купинских поэтов/сост. Т.В. Берднякович. – Новосибирск:Сибирское кН. изд-во, 2007. -164с.
Оборудование: карточки с заданиями для игры-путешествия; презентация
Организационная структура урока
Этапы урока | обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I.Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Обобщение и систематизация знаний | Игра-путешествие | Класс делится на три команды. Победителем выходит та команда, которая даст больше правильных ответов и заработает большее количество баллов. Задания для игры (см. Ресурсный материал) | Выполняют задания игры-путешествия | Фронтальная, групповая | систематизируют представления об истории развития города Купино с момента его основания; выявляют взаимосвязь региональной истории с общим курсом Отечественной истории; осознают роль событий и личностей в истории родного города, значение исторического и культурного вклада для Отечественной истории | Познавательные: проводят
обобщение и систематизацию исторического
материала по заданным критериям. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: понимают чувства других людей, сопереживают им |
Игра-путешествие |
III. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | - Закончите предложения: - Я приобрел... - Я научился ... - Я смог... - Меня заинтересовало... - Мне захотелось... - У меня получилось... - Мне понравилось... |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: оценивают
свою работу на уроке, анализируют своё
эмоциональное состояние Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности |
Оценивание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Выполнить творческую работу на
выбор: - написать стихотворение о любимом городе; - нарисовать подарок городу. |
Записывают домашнее задание | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Ресурсный материал к уроку (сценарий игры-путешествия)
Учитель: Русские люди в Сибири бережно хранят память о начале своей местной истории. С ощущения родного края, причастности к его истории начинается любовь к родной земле, на которой родился и живешь, любовь к Родине. Сегодня, на нашей встрече, мы пройдемся по улицам родного города и постараемся поближе узнать страницы прошлого, которые поведают нам о событиях минувших лет, поговорим о замечательных людях, живших здесь и прославивших наш край.
Учащийся рассказывает стихотворение местной писательницы Татьяны Берднякович “Наш городок”
Наш городок так мал и неказист,
Таких, наверно, тысячи в России,
Но звонче в нём синиц весёлый свист,
А небосвод весной безумно-синий.И улочки избушек лубяных
Из тростников озёр бегут с опаской,
От ставенок их старых, расписных
Задумчиво так веет доброй сказкой.Мой городок не шумен и не нов,
Зато над ним теплее солнце светит.
Пусть много есть в России городов,
Но он такой – единственный на свете.
Звучит песня “Купинская земля” сл. Т. Берднякович, муз. Н. Вдовин
Ведущий 1: Немного фактов. Город Купино – административный центр Купинского района Новосибирской области. Расположен в 470 км. к юго-западу от областного центра – г. Новосибирска. Начало заселения 1886г. Статус города присвоен в 1944 году. Население составляет 16, 2 тыс. человек.
Ведущий 2: Историческая справка: Рождение нашего города связано с освоением Сибири. Первые переселенцы приехали из-за Урала. Старожилы Сибири, отличая себя от прочих русских людей, принимают название чалдоны (челдоны). Возникли предания о том, что значит это слово: “Оттудова, где реки Чал и Дон слились, предков стали ссылать в Сибирь и звать чалдонами”. Или: “Между реками Чалом и Доном мало житья было. Они в Сибирь и приехали”. На самом деле выходцев с Дона среди сибиряков было не так уж много, а реки Чал вообще не существует. Современные языковеды считают слово “чалдон” заимствованным из одного из тюркских языков.
Ведущий 1: Город основан в 1886 году. В числе первых, кто прибыл сюда, были люди из Нового Оскола и Купина Курской губернии. Основатели: Купин Степан, Селютин Илья, Семенякин Петр, Овчинниковы Иван и Филипп с семьями. Они остановились на высокой гриве между озером Моховым и Неудобицей — кочковатым болотом, примыкающим к Садовой улице, названной так потому, что по берегам бывшего здесь озера росли многолетние ивы. Площадь, занимаемая теперешним городом, относилась к наделу зятьковского жителя Русакова.
Живая старина
Ведущий 2: Экспонаты Купинского краеведческого музея хранят как память драгоценные детали и приметы быта жителей начала ХХ века, от обустройства крестьянских изб, до поздравительных открыток и лубочных картинок, примет народного календаря, музыкального фольклора и забав крестьянских детей.
Ведущий 1: Прочтите календарные приметы и поговорки, бытовавшие в Сибири, и ответьте на вопросы.
- Васильева ночь звездиста – лето будет ягодисто.
- Если в Новый год тепло – рожь будет хороша.
- Нет такого подрядчика, чтоб к сроку весну выставлял.
- Если лист осенью падает с деревьев более с вершины, это к холодной зиме.
Ведущий 2:
1) Прокомментируйте все приведенные приметы и поговорки.
2) Как выдумаете, почему приметы, посвященные конкретным дням календаря, не датируются, а помечаются именами святых?
Ведущий 1: В Сибири бытовало огромное количество загадок. Подумайте, какие явления хозяйственной жизни нашли в них отражение.
Стоит сохатый, весь дыроватый (соха)
Сутуленький, маленький, горбатенький по полю свищет, а домой прибежит, всю зиму пролежит (серп)
Станет – выше коня, а ляжет – ниже кота (дуга)
Шли межою брат с сестрою, шурин с зятем, муж с женой. Сколько их шло? (Трое – брат, сестра и муж сестры)
Ведущий 2: Излюбленным времяпрепровождением деревенской молодежи были вечерки, проводившиеся зимой по очереди во всех домах, а летом прямо на улице. Веселый был раньше народ!
Ведущий 1: Любили попеть и частушки.
Запевает зачин:
Кто сложил такие байки?
Кто частушки сочинил?
Ты, поди, теперь узнай-ка,
Кто он был и где он жил?Кто сказал — частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!
Учащиеся исполняют частушки:
Я по ряму песню гряну —
Мил багульничек ломат,
Я еще попуще гряну —
Он по голосу узнат.По Инюшке шла и пела,
Дура бестолковая.
И кому какое дело,
Что люблю дргугова я.Научились наши девки
Узки юбочки носить,
Научились наши девки
С польтиканами крутитьЯ ходила на матингу,
Продиралась на перед.
Не моё ли утешенье
Там так здорово орёт?
Ведущий 2: Предлагаем нашим командам решить задачи:
Имя столицы нашей Родины – Москва – впервые встречается в летописях в 1147г.
Санкт-Петербург был основан в 1703 г. Посчитайте на сколько лет Москва старше Купина (739). На сколько лет Купино моложе Санкт-Петербурга (183).
Областной центр, город Новосибирск основан на берегу реки Обь при строительстве железнодорожного моста в 1893 г. Какой город старше Новосибирск или Купино? На сколько лет? (на 7 лет Новосибирск моложе Купино)
Сколько лет было г. Купино в год твоего рождения?
Имя города
Ведущий 1: В музее хранится запись беседы со старожилом Купина Федором Ивановичем Наумовым, бывшим колхозником местной сельхозартели “Путь Ленина”, сделанная 20 апреля 1957г. “Мой отец Иван Христофорович, ставил в Купине шестую по счету избу. Поначалу поселок называли Новооскольским участком (от названия Новый Оскол), но потом переименовали в деревню Моховушку, Моховую (по названию озера). И только с тех пор, как деревня стала селом, ему дали другое название — Купино”.
Разное рассказывали старожилы по поводу названия. Так село окрестили, может быть, потому, 1) что одними из первых поселенцев были братья Купины — Архип и Степан, а может, 2) использовали название села, из которого приехала большая часть новоселов, существует версия 3)что поводом послужило славянское слово “купина”
Ведущий 2: Задание командам: подобрать аргументы в поддержание одной из версий о происхождении названия города.
Ведущий 1: Николай Николаевич Кузюлёв, опытнейший краевед села Купино, что на Белгородчине, объясняет первопричину происхождения слова Купино. С далеких-далеких веков дошло до нас выражение “неопалимая купина”. По древней легенде славян-северян (еще не христиан, а язычников) неопалимая купина — это горящий, но не сгорающий священный куст растения ясенец. Еще и христианства на Руси не было, а наши предки славяне-северяне поклонялись неопалимой купине.
Ведущий 2: А я знаю еще несколько версий. По преданиям название села пошло от слова “кипень” (по иному произношению — “купень”), то есть от поляны в цветущей белой кипени. Но никак нельзя согласиться с авторами новейшей географии Новосибирской области, которые дают слову тюркское обоснование: “куп” — много, “ин” — многоозерье. По другому варианту — “купен”, то есть многонорье.
Вехи истории
Ведущий 1: Первые годы развития города были отмечены многими интересными событиями. Предлагаем вспомнить их и правильно ответить на вопросы.
1. 6 августа 1915 года в городе произошло знаменательное событие. Все жители собрались около железнодорожной ветки. Что они ждали?
- приезда первого поезда
- возвращение солдат с фронта
- приезда губернатора области
Ведущий 2: 6 августа 1915 года природа подарила Купинцам ясный солнечный денек. В этот день в Купино прибыл первый поезд с шестью вагонами. Поезд шел из Малинового озера до Татарска. Его встречала толпа местных и приехавших из соседних сел крестьян. Все собралось посмотреть на “чудо”. Этот “момент” сохранил снимок.
Ведущий 1: В 1907 году в Купино было организовано опытное поле во главе с Владимиром Антоновичем Янчевским. Оно размещалось за о. Моховым. Чем занимались на опытном поле?
- испытание пригодных сортов зерновых
- экспериментальное выращивание репы
- внедрение картофеля в Сибирь
Ведущий 2: Владимир Антонович Янчевский работал здесь землеустроителем, заведующим Купинским переселенческим подрайоном. Под его руководством было создано опытное поле для помощи переселенцам в освоении земель, внедрении более урожайных сельскохозяйственных культур. Влияние опытного поля на развитие сельского хозяйства в нашем районе трудно переоценить. Агрономы и сейчас пользуются его исследованиями, накопленными почти за двадцатилетнюю деятельность.
Ведущий 1: Всем жителям города знакомо здание, построенное в 1911 году, по инициативе Владимира Николаевича Россова. Сейчас здание охраняется государством как архитектурный памятник.
- церковно-приходская школа
- переселенческая больница
- часовня Николая Угодника
Ведущий 2: В начале двадцатого века в наш город приехал врач-энтузиаст Россов В. Н. Благодаря его самоотверженной работе, построена больница, здание которой сохранилось до сих пор. На цоколе можно прочитать дату постройки – 1911. Сейчас здание охраняется государством как архитектурный памятник.
Улицы и площади
Ведущий 1: Застройка будущего города началась на месте нынешней улицы Набережная. На гриве были основаны две первые улицы: Шахтерская и Тамбовская. К 1917 г. в Купино сложились основные улицы: Херсонская, Хохлатская, Забытовка.
Ведущий 2: Сейчас в нашем городе насчитывается 91 улица общей протяженностью 90 км. Впервые автобусы на улицах города появились в 1954 году. С 1960 года было открыто несколько маршрутов.
Реши задачу: Впервые на улицах Купино городские автобусы появились в 1954 году. Сколько лет назад в нашем городе было организовано автобусное сообщение?
Придумай задачу, если известно, что автобусы вышли на улицы Купино в 1954 году, первые государственные такси – в 2003году, а маршрутные автобусы в 2014.
Задание: Найдите ошибки на карте. Какие здания стоят не на своих местах?
Памятники города
Ведущий 1: Представьте, что к вам в гости приехали сверстники из другого города России и просят провести экскурсию по г. Купино. Какие памятные места вы покажете?
Ведущий 2: Задание: каждая команда готовит рассказ об одном из памятников.
- Мемориальный комплекс “Героям фронта и тыла”
- Памятник В.И. Ленину на центральной площади города
- Памятник жертвам контрреволюции и гражданской войны
- Храм
Ведущий 1: На старой площади высится величественный, светлый, с золотыми куполами Храм. Он грандиозно выделяется среди окружающих его современных зданий. Купола храма стали не просто несравненным нарядом нашего города, они напоминают о вечном. В праздничные дни звонко звенят колокола, и звук их слышен далеко-далеко.
Ведущий 2: Задание командам: ответить на вопросы и собрать изображение из пазлов. Каждая команда отвечает по очереди, зарабатывая баллы за правильный ответ.
- В честь какого святого назван Храм в городе Купино?
- Как называлась площадь, на которой он был построен?
- Современное название площади, на которой расположен Храм
- Назовите год постройки Храма
- Назовите имя политической ссыльной, автора проекта Храма
- Кто был первым настоятелем Храма?
- Сколько у храма куполов?
- В каком году, после реставрации храм был открыт вновь?
- Что располагалось в здании храма, после его закрытия в 1937 году?
Люди, прославившие город
Ведущий 1: Много славных дел в истории нашего города, как всякая история она создана людьми.
Ведущий 2: Задание: вам даны карточки с описанием жизненного пути одного из известных людей нашего города. Вы должны назвать его и по возможности расширить описание.
Первый священник и основатель церкви города. Его сестра, Анна преподавала в первой (церковно-приходской) школе Купина. Именно он освящал прибытие первого поезда в 1915 году. В годы гражданской войны помогал нуждающимся, спасал людей от расстрелов. Евгений Крылов.
Участник сражений за Кишинев. Бойцы под его командованием водрузили на самом высоком здании города Красное знамя. Звания Героя Советского Союза был удостоен за подвиг, совершенный 14 января 1945 года при форсировании реки Пилицы в Польше. Награжден польским орденом “Виртути Милитари”, отечественными орденами Ленина, Красного знамени, Отечественной войны первой степени. Бельский А.И.
Писатель-земляк, написавший книги, пронизанные любовью к родному краю. Автор свыше двадцати книг, создатель знаменитой трилогии “Светозары”, издававшейся неоднократно в столице стотысячными тиражами, победившей на конкурсе Союза писателей СССР и ВЦСПС Он снискал себе славу талантливого художника, бесстрашного летописца героического и жестокого времени, имя коему — советская эпоха. В честь него названа библиотека в селе Новоключи. Петр Дедов
Выпускник нашей школы. Майор милиции. 28 мая 1998 года проводилась проверка притонов наркоманов. При проверке очередного адреса были обнаружены два подозрительных гражданина. Увидев приближающихся милиционеров, один из них неожиданно выхватил обрез и выстрелил. От полученных ран оперуполномоченный умер на месте. Награждён орденом Мужества (посмертно). Решением администрации Купинского района Новосибирской области средней общеобразовательной школе № 80, где учился отважный милиционер, присвоено его имя. Кузнецов В.П.
Купино - мой любимый город
Ведущий 1: Составьте кроссворд “Мой любимый город”
Ведущий 2: Подберите прилагательные и составьте характеристику городу Купино
Ведущий 1: Вот и подошло к завершению наше путешествие, в ходе которого, мы вкратце познакомились с историей нашего родного и любимого города Купино, расположенного в отдаленном уголке Сибирского края.
Ведущий 2: Он дорог нам и сегодняшним днем, и славой прошедших лет, и памятью родных и близких, живших здесь и вложивших свой труд в его процветание.
Ведущий 1: Знаменитый писатель Валентин Григорьевич Распутин написал книгу публицистических очерков “Сибирь, Сибирь...”, где сказал такие слова: “Для нас, для тех, кто в Сибири родился и живет, это родина, дороже и ближе которой ничего в свете нет... И то, что пугает в Сибири других, для нас не только привычно, но и необходимо: нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой тайге; немереные просторы и могучие реки сформировали нашу вольную, норовистую душу.
Ведущий 2: ...Сибиряк – это не только толстая кожа, привыкшая к морозам и неудобствам, и не только упрямство и упорство в достижении цели, выработанные местными условиями, но также и неслучайность, глубокая и прочная укоренённость на этой земле... Всегда сибиряк помнит, что он сибиряк, и дает понять это другим. Мы любим иной раз сказать не без гордости: “Сибирь – Россия больше, чем Россия”. Хочется верить, что некоторые качества русского человека сохранились в сибиряке полнее и лучше.
Учащийся рассказывает стихотворение местной писательницы Валентины Ёлкиной “Родина”
Родина
Я знаю: жизнь прожить – не поле перейти.
Переступить порог – не перейти границу.
Но есть ли человек, чтобы заверить мог,
Что с Родиной в разлуке Родина не снится?
Здесь Родина моя.
Здесь детства колыбель.
Здесь ласковая мать свои мне пела песни.
Что может быть ещё Родной земле родней?
Что краше может быть? Милей и интересней?
Я знаю и пойму, что в утреннем дыму
Наступит вдруг момент с родной землей проститься.
Но это же полёт. А время настает,
Приходит час опять на землю возвратиться.
И если есть прыжок. Как ни был бы далек,
Но только неизбежно настанет приземленье.
Людей всегда влечет. И манит и зовет
В неведомое острота мгновенья.
С годами все пройдет. А Родина нас ждет.
И как бы ни были пути возврата,
Стремимся к тем местам, как к радостным Мечтам,
Где наше детство бегало когда-то...
В конце игры учитель подсчитывает количество заработанных командами баллов и объявляет команду-победителя. Награждение.