Пояснительная записка.
Реалии сегодняшнего времени требуют от человека новых качеств: способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Немаловажной задачей, которую государство ставит перед школой, является патриотическое и гражданское становление подрастающего поколения, то есть воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Одним из решений для этих задач может стать более углубленное изучение истории России и особенно истории малой Родины. Решению именно этой проблемы посвящена данная методическая разработка урока.
Тема “Органы власти у донских казаков ” входит в курс “Истории донского казачества” для 7 класса, которая охватывает историю Донского края с древнейших времен до конца 18 века.
Современный урок, построенный и проведенный в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование УУД. В представленном уроке основной целью является: показать форму политической и военной организации Войска Донского в начале 17 века; создать целостное представление о системе управления в Войске Донском и этническом составе казачества этого периода; формировать коммуникативную культуру в процессе групповой и фронтальной деятельности; развивать познавательный интерес, умение анализировать художественное произведение; умение формулировать оценочные суждения.
Отправной точкой урока, его “завязкой-интригой” является представление картины художника Н.Д. Кардовского “Сборы казачьего круга” с целью создания зрительного образа эпохи, эмоционального настроя и мотивации к изучению нового материала. В ходе анализа деталей картины происходит постановка проблемы и цели урока – какое самоуправление было у донских казаков в 16-17 веках, и какие основополагающие законы, регулирующие жизнь казаков были в это время.
На этом этапе урока происходят процессы адекватного самоопределения ученика в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации.
На этапе актуализации организуется подготовка учащихся к открытию нового знания.
Данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному действию и его самостоятельное осуществление.
Изучение нового материала: Войсковой Круг - законодательная власть “казачье войсковое право”, атаман, есаул – исполнительная власть, местное самоуправление – станичные круги и станичные атаманы, походные атаманы, символы власти донских атаманов.
Этап групповой работы на уроке связан с регулятивными действиями, которые обеспечивают учащимся организацию их самостоятельной учебной деятельности. К ним относятся планирование последовательности действий с учетом конкретного задания учителя, предвосхищение результата и уровня выполнения задания; контроль в форме сличения с результатами других. При этом развиваются коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Используется поиск и переработка информации в учебнике, раздаточном материале.
Коммуникативные умения обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции одноклассников как партнеров по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог, проявлять инициативу в поиске информации, выражать свои мысли.
Заключительный этап: подведение итогов и оформление вывода в виде схемы и ответа на проблемный вопрос.
Учебник “История Донского казачества”, М. Астапенко, Ростов н/Д, 1999 г.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в 16-17 вв.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- создание целостного представления об управлении в войске Донском в конце 16 - начале 17 веков;
- усвоение содержания понятий – Войсковой круг, атаман, есаул, майдан, походный атаман, станичный атаман, булава, насека;
- знание имен первых войсковых атаманов: Сары-Азман, Сусар Фёдоров, Михаил Черкашин, Фёдор Павлов, Андрей Шадра, Ляпун.
Воспитательные задачи:
- развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям;
- формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса;
- развитие умения анализировать художественное произведение;
- развитие умения анализировать исторический документ;
- развитие умения формулировать оценочные суждения.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: ориентировать
обучающихся на умение организовать свою
деятельность на уроке, на понимание причин
успеха в учебе.
Ход урока
1. Изучение нового материала.
1.1 На слайде: картина Кордовского Д. Н. “Сборы казачьего круга”. (Приложение № 1)
Слово учителя: На картине изображена сцена Войкового Круга: на центральной площади городка майдане большое скопление казаков, в центре стоит войсковой атаман, в его руке насека, рядом изображен есаул. По лицам и жестам казаков можно предположить, что идет очень бурное обсуждение какого-то события.
Вопросы к сюжету картины:
- что вы можете рассказать об этническом составе казаков, изображенных на картине?
- как расположены фигуры казаков – поодиночке, в ряд, в круг?
- выскажите предположения о том, кто изображен на картине. По каким признакам вы определили, кто эти люди и чем они занимаются?
Вопрос: Что же так бурно обсуждают казаки, какие исторические события легли в основу сюжета картины?
Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему “Органы власти у донских казаков 16-17 вв.”.
1.2. Войсковой Круг.
Слово учителя: Высшим законодательным органом у донских казаков в 16-17 веках являлся Войсковой Круг. Происхождение это термина объясняется, тем что при обсуждении своих дел казаки собирались в круг, в центр выходили атаман, есаул. Всеобщий Войсковой Круг собирался раз в год, весной, в Главном Войске – казачьей столице на майдане (площади) перед часовней. Как высший законодательный орган донских казаков Круг решал важнейшие вопросы казачьей жизни: объявление войны, заключение мира, прием послов, суд, выборы исполнительной власти.
Работа учащихся с учебником, п.7 стр.29.
- кто мог принимать участие в Кругах?
- кто такие пенные казаки?
1.3. Войсковой атаман.
Слово учителя: Исполнительная власть у донских казаков принадлежала войсковому атаману. Термин этот во многих языках означает – предводитель. Атамана выбирали на Войсковом Круге путем прямого голосования сроком на один год. Атаманом мог стать любой казак, зарекомендовавший себя как уважаемый человек. Избранному большинством голосов атаману вручался знак атаманской власти – насека – длинный деревянный жезл с серебряным набалдашником. Избранному на Круге атаману казаки беспрекословно подчинялись. “Куда наш атаман взор кинет, туда мы свои головы бросим!” - говорили казаки и шли в огонь и воду за своим предводителем.
Обязанности атамана: дела разного рода по внутреннему управлению: мирил ссорящихся, защищал обиженных, разделял царское жалование, принимал послов, вел подготовительную работу по созыву Войскового Круга.
Работа учащихся с учебником, п.7, с. 38.
какие функции выполнял походный атаман?
1.4. Есаул, войсковой дьяк, войсковой толмач.
Слово учителя: Ближайшим помощником войскового атамана был есаул, избиравшийся, как и атаман на Круге. Слово “есаул” пришло на Дон из восточных языков, означает распорядитель, исполнитель. В обязанности есаула входило открытие Круга, вручение вновь избранному атаману знаков атаманской власти и всяческая помощь атаману.
Войсковой дьяк выполнял функции писаря.
Войсковой толмач – переводчик.
1.5. Местное самоуправление. (Приложение № 2)
Слово учителя: выборы атаманы станицы, как позже стали называть городки проходили аналогично войсковым выборам. Станичный атаман выполнял поручения войскового атамана, занимался решением бытовых вопросов на уровне станицы, решал споры казаков.
Работа с документом: отрывок из книги Евлампия Котельникова “Были донской станицы”.
Прочитать отрывок и ответить на вопросы:
- как старый атаман сдавал полномочия?
- кто проводились выборы ?
- какие обязанности на выборах атамана выполнял есаул?
- назовите символ станичного атамана.
Записи в тетради:
Записать значение слов: Войсковой круг, атаман, есаул, майдан, походный атаман, станичный атаман, насека;
II. Закрепление. (Приложение № 3)
Задание: запишите слова в схему войскового Круга в зависимости от их значения и нахождения на площади во время созыва войскового круга.
III. Подведение итогов.
Вопросы:
- кому принадлежала верховная законодательная и исполнительная власть у донских казаков в 16-17 веках?
- какие функции выполняли есаул и станичный атаман?
IV. Домашнее задание.
П.7, творческое задание: провести параллель между системой государственной власти в России и в Войске Донском в 16-17 веках.