Введение
Актуальность. Мы живем в эпоху глобализации, когда массовая культура постиндустриального общества, не зная ни территориальных, ни национальных границ, распространяется как вирус в форме тотальной унификации человеческой индивидуальности. Ответной реакцией на глобализацию и унификацию культур является бурный подъем национализма, этнического патриотизма, антиамериканизма. Сегодня человечество находится в поиске идеала гармоничного соотношения национальных культур в нашем поликультурном мире, одна из таких теорий – теория мультикультурализма - уже потерпела фиаско в Западной Европе. Как показывает современное социально – политическое развитие, эта проблема одинаково актуальна как для федеративных, так и для унитарных государств. Что поможет удержать человечество в рамках эволюционного, ненасильственного пути развития, противостоять массовой культуре и национальным конфликтам? Пожалуй, только образование, и не случайно XXI век объявлен ЮНЕСКО “веком образования”. Образование – это неотъемлемая часть культуры в широком смысле этого понятия. Через образование можно корректировать развитие культуры, преодолевать её негативные издержки.
Базовые программные документы современного российского образования, а именно:
- Закон об Образовании
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
так или иначе среди первых целей образования называют:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России и т.д.
Таким образом, российское образование в начале XXI века встало на стражу укрепления национального единства нашего государства, заботы о сохранении культурного наследия народов России, т.к. культура любого народа, отражая специфику его исторического развития, консолидирует конкретное сообщество и придаёт его существованию определенность и устойчивость.
Моя программа исторического клуба “Родная сторона” предполагает метапредметную интеграцию гуманитарных дисциплин во внеурочной деятельности обучающихся и нацелена на ознакомление с национальной культурой, а также на восприятие и усвоение её ценностей. Ближе всех к моей разработке стоит Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В Концепции сформулирован современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1.3] Это положение я взяла за основу и в составлении своей программы.
За годы работы в школе я не раз задумывалась о том, что история и культура родного края преподаются “по остаточному принципу”, и познавательный интерес к своей малой Родине у пятиклассников со временем затухает, а к старшим классам исчезает бесследно, ведь в рамках урока невозможно объять необъятное. Поэтому, следуя условиям Положения конкурса, я построила свою разработку как программу форм внеурочной деятельности обучающихся.
Структура. Программа исторического клуба “Родная сторона” представляет перспективный проект форм творческой и исследовательской внеурочной деятельности обучающихся в рамках включения национально – регионального компонента в рабочую учебную программу по истории и обществознанию. Разделы программы выделены по возрасту аудитории:
- 9 - 11 классы История России XIX – начало XXI вв.
- 7 – 8 классы История России XVI – XVIII вв.
- 6 классы История России с древнейших времен до начала XVI в.
Новизна. Все разделы сопровождены презентациями, которые содержат не только текстовую информацию, но и богато иллюстрированы репродукциями картин чувашских художников из фондов Чувашского государственного художественного музея, орнаментально выдержаны в чувашском стиле. Назначение презентаций - нацелить, вдохновить, пробудить интерес обучающихся на выполнение проектов и заданий, участие в конкурсах.
Всего подготовлено 8 презентаций, две презентации посвящены Году литературы в России и Году К. Иванова в Чувашии; три презентации последовательно излагают историю Чувашии, презентации “Чувашская мифология” и “Мир чувашской культуры” рассказывают о народной культуре чувашей. Таким образом, презентации представляют собой синтез гуманитарного знания: истории, литературы, разных видов чувашской национальной культуры. Согласно ФГОС один из основных подходов к современному образованию – это интеграционный подход: метапредметные и внутрикурсовые связи в образовании.
Целевая аудитория: 5- 8 и 9 -11 классы.
Теоретическая и практическая значимость. Востребованность на республиканском уровне. В настоящее время существует достаточное количество содержательных ресурсов (литература, сайты, порталы) по истории и культуре родного края. Однако они не систематизированы, не верифицированы и не представляют единого информационного и национального контента для практического пользования в образовательных целях, и для работы с ними (отбора информации) учителю требуется много времени, чтобы создать продукт для конкретного урока или другой формы обучения. Так, при подготовке своей программы я не обнаружила в Интернете ни одной цельной законченной презентации по чувашской мифологии, народной культуре или по более или менее продолжительному периоду истории Чувашии. Необходимость комплексного подхода к решению проблемы сегодня осознана на государственном уровне Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.02.2015 г. № 57 определен Порядок предоставления единовременного гранта Главы Чувашской Республики на разработку концепции учебно – методического комплекса по истории Чувашии.
Подготовленные материалы могут дополняться, видоизменяться в соответствии с новыми формами, целями и задачами, могут использоваться как основа учителями истории, литературы, чувашского языка, изобразительного искусства.
Программа исторического клуба “Родная сторона”, предполагающая метапредметную интеграцию гуманитарных дисциплин во внеурочной деятельности обучающихся, позволяет реализовать требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС): личностным, метапредметным, познавательным, коммуникативным, регулятивным.
Место в учебном плане. В настоящее время согласно ФГОС учитель, составляя учебную рабочую программу, должен предусмотреть в ней внеурочную деятельность по предмету и учесть национально – региональный компонент. Я предлагаю спланировать внеурочную деятельность по содержанию национально – регионального компонента. Также можно внести некоторые предлагаемые мною формы в программу элективных учебных предметов по истории и обществознанию. Моя разработка содержит перечень форм внеурочной деятельности и отчетности.
Целевые группы. Формы внеурочной деятельности расписаны по возрастным группам и соответствуют примерным темам (изучаемым периодам) по истории и обществознанию, преподаваемым в данных классах; также формы внеурочной деятельности могут применяться параллельно другим предметам гуманитарного цикла (литературе, чувашскому языку, МХК) и изобразительному искусству.
Формы внеурочной деятельности и возможность их применения.
- Проектная деятельность (проекты творческие и исследовательские).
- Экскурсии в музеи, на предприятия республики, за кулисы театров.
- Посещение театров, выставок.
- Встречи с интересными людьми (спортсменами, писателями, художниками, ветеранами войны и труда, представителями местной законодательной и исполнительной властей и т.д.).
- Участие в научно-практических конференциях.
- Конкурсы рисунков, презентаций, буклетов, эссе с последующими выставками работ.
- Совместная работа учреждений образования с местными библиотеками (лектории, тематические занятия) и родителями (помощь в организации экскурсий, встреч с интересными людьми и т.д.)
Данные формы можно планировать и проводить на разных уровнях, от школьного до республиканского.
1) Организация конкурсов или фестивалей рисунков, презентаций, подготовка проектов сегодня технически возможны в каждом учебном заведении.
2) Экскурсии в музеи зависят от их доступности потребителям, наибольшими музейными ресурсами обладают Чебоксары и Новочебоксарск, но и районные центры имеют местные музеи, музеи есть и на предприятиях республики. Некоторые музеи имеют богатые фонды в электронном виде, поэтому не исключено “проведение” виртуальных экскурсий.
Необходимо только провести “инвентаризацию” музейных ресурсов, которые находятся в непосредственной близости.
3) Встречи с интересными людьми, включая представителей местной исполнительной и законодательной властей (депутатов), вполне реально организовать, привлекая библиотеки, родительскую общественность и завучей образовательных учреждений по учебно – воспитательной работе.
4) Научно - практические конференции возможно планировать и проводить не только в республиканском масштабе (“Я - исследователь”, “EXCELSIOR”), но в школьном, в рамках предметных недель.
Формы отчетности. Поскольку формы внеурочной деятельности вынесены за рамки классно - урочной системы, то к ним не применимо традиционное балльное оценивание.
Вместе с тем, согласно ФГОС каждому обучающемуся в конце учебного года необходимо пополнить своё портфолио сертификатами, дипломами, благодарственными письмами и др. документами, удостоверяющими его участие и достижения в проектной деятельности, конкурсах и фестивалях по предметам или формам деятельности, которыми он увлечен.
Также формами отчетности могут быть:
- защита проектов и тематических презентаций на школьных, районных и республиканских конференциях;
- фото-отчеты и фото-презентации о проведенных мероприятиях (экскурсии в музеи, театральные спектакли, тематические встречи);
- презентации, выполненные по итогам конкурса или фестиваля рисунков, в которые сведены лучшие работы;
- видеосюжеты и другие электронные ресурсы, созданные самими обучающимися, заметки в школьной газете, местных СМИ;
- выставки поделок;
- события, проводимые с участием родителей;
- номера художественной самодеятельности фольклорного характера.
Главное в такой отчетности – высокая степень удовлетворенности обучающихся своей деятельностью и получение удовольствия от самого процесса участия в ней. В выборе тем и форм внеурочной деятельности важно учитывать интересы ребенка: спорт, хореография, живопись, туризм, журналистика, история, литература, языки. В этом интересе и заключена метапредметность приобретаемых компетенций.
Программа исторического клуба “Родная сторона”
Целевая аудитория | Формы внеурочной деятельности обучающихся | Презентации, подготовленные учителем |
9 – 11 классы История России XIX – начало XXI вв. |
ЭССЕ “Где родился – там и пригодился!” (или “Я остаюсь учиться, работать и жить в Чувашии!”) ПРОЕКТЫ 1. Амбициозные планы: программа социально – экономического развития Чувашии от будущего Главы Республики. 2. Амбициозные планы: программа развития моего населенного пункта. 3. Великолепная пятерка достопримечательностей Чувашии (мой выбор) (Или “Я покажу Вам свою Чувашию!”) 4. Серебряный век в творчестве К. В. Иванова: общее и особенное. 5. История проведения оперных и балетных фестивалей в республике. ПРЕЗЕНТАЦИИ 1. Вклад Чувашии в Великую Победу (сухие цифры статистики и живые истории) 2. Кто мы и сколько нас в России? (По данным исторических источников и последней переписи Чувашстата). 3. Знаменательные даты 2016 года в истории Чувашии (юбилеи и юбиляры). 4. Россия – спортивная держава, Чебоксары – спортивная столица. (Или “Спортивный потенциал Чувашии”) 5. Предприятия высоких технологий в Чувашии. 6. Поэма “Нарспи” в творчестве чувашского художника Анатолия Миттова. 7. Рядовые Великой Победы (история Великой Отечественной войны в истории моей семьи). 8. Чувашский национальный конгресс. ЭКСКУРСИИ 1. Чувашский государственный художественный музей. 2. ГУК “Чувашский национальный музей” Раздел экспозиции: 1) История чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX века. 2) Чувашия в XX веке 3. Литературный музей им. К.В. Иванова. 4. Музей М. Сеспеля (Чебоксары) 5. Галерея "Серебряный век" 6. Экскурсии на предприятия города и республики в рамках профилизации. 7. Экскурсии в вузы республики, их музеи. ТЕАТРЫ Посещение спектаклей Чувашского академического театра драмы имени К.В. Иванова и музыкального театра оперы и балета. |
1. Добро пожаловать в Чувашию! 2. 125-летию К.В. Иванова посвящается ... 3. Еще раз о Нарспи ... 4. История чувашского края: XVII - начало XX вв 5. Чувашия в Новейшее время |
7 – 8 классы История России XVI – XVIII вв. |
ПРОЕКТЫ 1. Почетные граждане моего города. (презентация о почетных гражданах + встречи с таковыми + фото – отчет или видео сюжет о состоявшейся встрече) 2. Чувашская национальная кухня (презентация о традиционных национальных блюдах + дегустация некоторых блюд + реконструкция обряда встречи гостей, накрывания стола и т.д. + фото – отчет или видеосюжет о проведенном мероприятии). ПРЕЗЕНТАЦИИ 1. История моего населенного пункта. Главные достопримечательности. 2. Почетные граждане моего города. 3. Герои Советского Союза – наши земляки. 4. Выдающиеся спортсмены Чувашии. 5. Национальный календарь. Праздники и ритуалы. 6. Гербы городов Чувашии. Герб моего населенного пункта, история создания. 7. Символы чувашской государственности. 8. Старые Чебоксары (по книге Е.И. Иванова “Старые Чебоксары”) ЭКСКУРСИИ 1. Чувашский государственный художественный музей. 2. ГУК “Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева” 3. ГУК “Чувашский национальный музей”. Раздел экспозиции: 1) Природа и человек 2) История чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX века. 3) Традиционно-обрядовый зал 4. Музей воинской славы Чувашской Республики. 5. Музей В.И. Чапаева 6. Чебоксарский районный музей "Бичурин и современность". |
1. Мир чувашской культуры 2. История чувашского края: XVII - начало XX вв. |
6 класс История России с древнейших времен до начала XVI в. |
ПРОЕКТ 1. Исследуем языческую мифологию древних греков и чувашей (природно – климатические условия, хозяйство, картина создания мира, титаны – боги – герои – и другие линии сравнения) 2. Подвиги Улыпа (сначала фестиваль рисунков, потом сканирование лучших работ и использование их в презентации) ПРЕЗЕНТАЦИИ: 1. Аттила и гунны. 2. Подвиги Улыпа (по предложенной литературе) 3. Герои чувашской мифологии (Асламас – Батор, Абайдар, Эльгер, Ятмал) 4. Моя родословная (составление генеалогического древа) 5. Чувашская национальная вышивка. 6. Чувашская одежда, обувь и украшения. 7. Рядовые Великой Победы (история Великой Отечественной войны в истории моей семьи) ФЕСТИВАЛЬ РИСУНКОВ, ТЕМЫ 1. Подвиги Улыпа (как иллюстрации к мифам) 2. Титаны, боги, герои чувашской мифологии (как иллюстрации к мифам) 3. Герб моей семьи. ТЕАТРЫ Посещение спектаклей театра юного зрителя, музыкального театра оперы и балета. ЭКСКУРСИИ 1. ГУК “Чувашский национальный музей” Разделы экспозиции: 1) Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии 2) История чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX века. 2. ГУК “Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева” 3. Экскурсия в город Козьмодемьянск и его музеи. |
1. Чувашская мифология (По книге Мишши
Юхма “Древние чувашские боги и герои”) 2. История чувашского края: седая старина. |
Примечание. Метод проектов на сегодняшний день является одной из самых распространенных форм внеурочной деятельности, т.к. он может быть реализован как индивидуально, так и коллективно, по целям создания проекты вариативны (практико – ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, игровые), соответственно и продукты реализации проекта получаются разные (пособия, макеты, доказательства или опровержения какой-либо гипотезы, сбор информации о явлении или объекте, произведение искусства, проведение мероприятия – игры, экскурсии и т.д.), проектная деятельность формирует разнообразные компетенции у обучающихся: деятельностные, мыслительные, информационные, коммуникативные.
Правильная организация данного вида внеурочной деятельности, составной частью которой может быть просто работа над презентацией, позволяет достичь наилучших результатов. [2.7]
Результаты и эффекты. Личностные результаты освоения программы исторического клуба “Родная сторона” среди прочих должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и способности вести диалог с другими взаимопонимания.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
- интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования
- информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
Заключение
Сегодня существует точка зрения, что этническую культуру прошлого следует переселить в музеи, знать и изучать ее, но жить – в современной культуре. “Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации”. [2.8] Однако в современной многонациональной России самобытная культура каждого народа, проживающего на её территории, не только имеет право на изучение, сохранение и поддержку, но и представляет прикладное значение: она придает обществу определенность и устойчивость, обладает способностью к саморазвитию. Национальная культура – это высочайшее достижение того или иного народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень. [3.36]
Актуализация знаний о национальной культуре через образование позволит нам не забыть свои корни, генетические коды, сохранить свою самобытность и противостоять процессам унификации массовой культуры и глобализации. Никогда не следует забывать кто мы и откуда, сколько нас в современной России. Проблемы национальной идентичности касаются не только российских этносов, но русской нации. В настоящее время злободневным становится практическое решение проблемы угасания “этнических форм русской культуры”, проводится много публицистических конкурсов об определении национальной идентичности (“Кто мы и куда идем?”).
Следуя положениям учебника по обществознанию, процессы интеграции и дифференциации в современной культуре должны быть сбалансированы. Именно сбалансированы, в настоящее время необходимо отстаивать позиции национальной культуры, русской, чувашской и предложенная разработка - мой скромный вклад в решение данной проблемы.
Источники
1. Официальные документы
1. ФЗ “ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (2012 г.)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2012 г.)
http://методкабинет.рф/index.php/fgosob.html
3. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
http://i.74школа.рф/u/f5/69b11240b711e3b85b179cf3284aaa/-/Концепция%20духовно-нравственного%20развития%20и%20воспитания%20личности%20гражданина%20России.pdf
4. Дмитрий Медведев утвердил инициативу “Наша новая школа” http://www.kremlin.ru/news/6683
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011.
Литература
1. Димитриева Н.И., Никитин В.П. Мир чувашской культуры. Чебоксары, “Новое время”, 2007 г.
2. Чуваши: этническая история и традиционная культура/ Авторы – сост.: В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Димитриев. М.: Издательство ДИК, 2000.
3. Юхма М.Н. Легенды и мифы древней Чувашии. – Чебоксары: “Чувашия”,1996 г.
4. Иванов Е.И. Старые Чебоксары – Чебоксары, 1994.
5. Культура Чувашского края в 2 частях. Учебное пособие/В.П. Иванов, Г.Б.Матвеев, Н.И. Егоров и др. – Чебоксары, 1994 г.
6. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. В 2 частях – Чебоксары, 1986 г.
7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Москва, Первое сентября, 2010.
8. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии. // Вопросы философии, 2006, № 2. — С. 27-43.
Интернет-ресурсы
1.ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
http://enc.cap.ru/?lnk=256&t=publ
2. "Мгновение и вечность" Анатолия Миттова
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?auth=961&norole=1&objid=9994&page=1026&type=9
3. Чувашский государственный художественный музей. Сверчков Никита Кузьмич.
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=2419&author=1304&begindate=&enddate=&s_page=19
4. Чувашский государственный художественный музей. Овчинников Николай Васильевич.
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=20280&author=1062&begindate=&enddate=
5. Чувашский государственный художественный музей. Зайцев Юрий Антонович.
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=964&make=13&author=571&begindate=&enddate=&s_page=2
6. Чувашский государственный художественный музей. Бритвин Виктор Глебович.
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=17752&modelid=52&author=209&begindate=AD&enddate=AD&s_page=1
7. Чувашский государственный художественный музей. Спиридонов Моисей Спиридонович.
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=107&page=963&type=13&auth=571&norole=1
8. Чувашский государственный художественный музей. Федоров Александр Николаевич.
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=35327&author=1928&begindate=&enddate=&s_page=1
9. Чувашский государственный художественный музей. А.И. Миттов и Чувашия - край хлеборобный
http://artmus.culture21.ru/exbition.aspx?page=1064
10. Чувашский государственный художественный музей. Юрьев Элли Михайлович
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=13603&author=1671&begindate=AD&enddate=AD&s_page=4
11. Чувашский государственный художественный музей. Мясников Александр Федорович.
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?author=1004&begindate=&enddate=&objid=8863
12. Чувашская национальная вышивка.
http://www.canash.ru/vishivka2.htm
13. Толкование основных символов чувашских узоров.
http://ru.chuvash.org/e/d0a2d0bed0bbd0bad0bed0b2d0b0d0bdd0b8d0b520d0bed181d0bdd0bed0b2d0bdd18bd18520d181d0b8d0bcd0b2d0bed0bbd0bed0b220d187d183d0b2d0b0d188d181d0bad0b8d18520d183d0b7d0bed180d0bed0b2
14. Чувашская кухня.
http://www.gotovim.ru/national/chuvash/
15. Чувашия геральдическая.
http://www.artmuseum.ru/2011/geraldika/index2.html
16. Чувашия - гербы и флаги.
http://geraldika.ru/i/Чувашия
17. Гербы Чувашии.
http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/chuvasia.htm
18. Чуваши. Чувашские легенды.
http://www.bibliotekar.ru/rossia/67.htm
19. Чувашский народный сайт. Чувашия. Традиция. История.
http://ru.chuvash.org/wiki/Чувашия
20. Мифы и легенды чувашского народа.
http://www.mayak.cheb.ru/heroyofchuvashia.asp
21. Чувашские легенды.
http://www.dreams4kids.ru/tag/chuvashskie-legendy/
22. Чувашские сказки
http://чувашские-песни.рф/chuvashskie-skazki/
23. Артемьев Ю.М. Образная система поэмы К.В.Иванова.
http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/157/219/1338
24. К 450-летию вхождения Чувашии в состав Российского государства.
http://history.chuvash.org/
25. Юхма Михаил Николаевич.
http://www.chuvrdub.ru/base/base.html?aut=61&id=56105&mode=book
26. Сказки, мифы, легенды и предания. Книги для детей.
http://www.chuvrdub.ru/base/base.html?mode=aut&id=1
27. Мифология
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=49&id=1540050
28. Этнография.
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=49&id=1539975
29. Наследие.
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=49&id=1534344
30. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА Чувашской Республики
http://www.nbchr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=860&Itemid=1607
31. Нарспи (поэма, перевод Хузангая)
http://ru.chuvash.org/e/d09dd0b0d180d181d0bfd0b82028d0bfd0bed18dd0bcd0b02c20d0bfd0b5d180d0b5d0b2d0bed0b420d0a5d183d0b7d0b0d0bdd0b3d0b0d18f29
32. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. "Чуваши: этническая история и традиционная культура"
http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/1046
33. ГУННЫ И ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА
http://newsya.ru/news_1354600930.html
34. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики
http://chuvash.gks.ru/
35. Иоффе А.Н. Основные требования ФГОС к современному преподаванию и моделирование занятия.
https://teacher-of-russia.ru/?page=seminar_file_2014
36. М.Ю. Спирина. Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме.
http://www.severberesta.ru/articles/332-2010-08-17-20-40-06
37.Чувашия в годы Великой Отечественной войны
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=49&id=1521363
38. Интерактивная карта Чувашии
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=49&id=887916&title=Interaktivnaya_karta_Chuvashii
39. Диаспора. Чувашский мир.
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=12&id=910203
40. Государственный исторический архив Чувашской Республики.
http://www.gia.archives21.ru/novelty.aspx?id=101&s_page=1
Сайты музеев
1. БУК Чебоксарского района Чувашской Республики "Музей “Бичурин и современность"
http://gov.cap.ru/Default.aspx?gov_id=748
2. Музей воинской славы Чувашской Республики
http://www.chnmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25:2011-01-01-2&catid=10:2011-02-10-09-47-29&Itemid=30
3. Чувашский национальный музей
http://www.chnmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=10:2011-02-10-09-47-29&layout=blog&Itemid=24
4. Музей В.И. Чапаева
http://www.chnmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=392:2012-01-27-10-54-31&catid=6&Itemid=15
5. Литературный музей им. К.В. Иванова
http://www.chnmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=268:2011-10-17-12-14-20&catid=6&Itemid=15
6. Музей М. Сеспеля (Чебоксары)
http://www.chnmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=229:2011-09-16-10-50-45&catid=6&Itemid=15
7. ГУК “Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева”
http://www.chnmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=214:2011-09-13-11-50-27&catid=32:gos-museum&Itemid=23
8. ГУК “Чувашский государственный художественный музей”
http://www.culture21.ru/Main.aspx?orgid=385
9. Порядок организации и проведения экскурсии по Чебоксарской ГЭС.
http://www.cheges.rushydro.ru/hpp/excursion/
10. Галерея "Серебряный век"
http://www.nbchr.ru/virt7/index.htm
11. МБУК “Музей города Чебоксары”
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=81&id=92041
12. Приглашаем посетить город Козьмодемьянск и его музеи!
http://www.kmkmuzey.ru/