Цель: изучение обучающимися роли Вологодского края в Отечественной войне 1812 года.
Задачи для учителя:
- актуализировать знания по теме “Отечественная война 1812 года”;
- организовать исследование по заданной теме: подвести к формулированию цели исследования, предположений, организовать работу в группах;
- организовать проведение отчета о проделанной работе;
- продемонстрировать презентацию;
- организовать обсуждение по результатам работы.
Задачи для обучающихся:
- выявить предмет исследования;
- познакомиться с информацией;
- заполнить схему “фишбоун”;
- презентовать свои записи, дать им оценку;
- сделать вывод о вкладе вологжан в победу над врагом.
Оборудование:
- учебное пособие Безнина М.А. История Вологодского края XIX- начала XXI века. – Вологда, 2009 г.;
- материалы по теме “Вологжане в Отечественной войне 1812 г.” (приложение 1);
- тетрадь;
- доска;
- изображение корзины;
- карта “Россия в XIX в.”;
- компьютер;
- презентация
Тип урока: изучение нового материала.
Внутрипредметные связи:
- взаимосвязь с темой “Отечественная война 1812 г.”;
- взаимосвязь с темой “Заграничный поход русской армии
Этап, время | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный, 1 мин. | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует учеников. Проверяет оборудование. Настраивает учащихся на работу. |
Приветствуют учителя. |
Стадия вызова, 8 мин. | Актуализация знаний по теме “Отечественная война 1812г.”, необходимых для “открытия” нового знания, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | Организует работу по актуализации знаний: (Слайд 1) “Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя”, - сказал генерал А.П.Ермолов о войне 1812г. Как вы понимаете его слова?”. | Отвечают на вопрос учителя: “Война 1812г. имела народный характер. В ней принимали участие представители всех сословий. Было немало добровольцев, записавшихся в ополчение или ушедших в партизаны. По всей России шел сбор средств на нужды армии. Сумма пожертвований превысила доходную часть годового бюджета страны. Войну 1812 года справедливо назвали Отечественной войной”. |
- На предыдущих уроках вы изучили причины, ход войны 1812г. и ее итоги. Покажите на карте ход военных действий. Покажите территорию Вологодского края. Сделайте вывод. | Показывают по карте ход военных действий и территорию Вологодского края. Делают вывод: “На территории нашего края военных операций не было”. | ||
- Прочитайте Манифесты Александра I (приложение 2, сл.2) Какой можно сделать вывод по поводу участия жителей края в Отечественной войне? | - Вначале был указ о всеобщем ополчении, затем царь изменил свое решение, издав Манифест, уточняющий список губерний, которые были должны предоставить ополчение. Вологодской губернии среди них не было. Но, как следует из материалов учебника, война была всенародной. Следовательно, можно предположить, что жители нашего края также принимали активное участие в войне. | ||
Целеполагание | - Этим предположением вы озвучили тему и цель урока. Давайте их сформулируем и запишем. | Тема урока - “Вологодский край во
время Отечественной войны 1812 года”. Цель – найти
факты, подтверждающие активное участие вологжан
в борьбе с наполеоновскими войсками. (Запись темы и цели урока в тетради, на доске) |
|
- Сделайте свои предположения по поводу роли Вологодского края в войне с Наполеоном и запишите их в тетрадь. | Записывают свои мнения. (Индивидуальная работа учащихся, 2 мин) | ||
- Обсудите свои идеи в парах. | Работают в парах, приходят к общему мнению (2 мин.). | ||
- Запишем ваши предложения в “корзину идей” (приложение 3). | Делают записи: (приложение
1) Вологжане - добровольцы Уходили в ополчение Сбор средств Служили в армии |
||
Осмысление, 32 мин.) | Получение новой информации, достижение поставленной цели. | Организует работу по изучению
нового материала: - Цель, сформулированная вами, предполагает самостоятельную работу исследовательского характера. Допишите к названию темы словосочетание “Исследовательская работа” (сл. 3). Для достижения цели вам нужно познакомиться с материалами “Вологжане в Отечественной войне 1812 г.” по учебнику и по документам и, работая в группах, заполнить схему “фишбоун”. Исходя из темы, сформулируйте вопрос и запишите его в “голову” “фишбоуна”. Затем на “косточках” слева запишите роль нашего края в войне 1812г., а на правых – факты, подтверждающие эту роль. В “хвосте” “фишбоуна” запишите вывод как ответ на поставленный вами вопрос. |
Работают с источниками информации,
заполняя схему “фишбоун”: (Вариант схемы см. в приложении 4) |
Предлагает продемонстрировать результат своей работы представителям от групп, при необходимости вносить корректировку. | Представители от групп
отчитываются о проделанной работе. Учащиеся при необходимости вносят корректировку. |
||
- Оцените своего товарища при вашей совместной работе - активность, правильность суждений, аккуратность заполнения схемы. | Дают оценку участникам группы. | ||
Показывает мультимедийную
презентацию со слайда 4 (приложение 5) по данной
теме с целью 1) сравнения детьми своих работ с информацией на слайдах. 2) демонстрации наглядного материала. |
Смотрят презентацию, делают вывод о полноте проделанной самостоятельной работы. | ||
Рефлексия (3 мин.) | Анализ, оценка полученной информации | - Сравните предположения, записанные в “корзине идей” и новые записи. Сделайте вывод. | - Наши предположения оказались верными, но не полными. Мы не знали о том, что в нашу область были сосланы военнопленные, и жителей края обязали о них заботиться. Также мы не предполагали, что в Спасо-Прилуцком монастыре хранились ценности монастырей, храмов Москвы, что Вологда, как и некоторые другие города страны, ста-ла пристанищем многим эвакуированным москвичам. Таким образом, не смотря на Манифест царя, жители края добровольно шли в ополчение. Вологжане служили в действующей армии, участвовали в заграничном походе. Купцы, дворяне, церковь жертвовали свои накопления на нужды армии. Заслуги жителей края были отмечены медалями и орденами. |
Оценивает работу по следующим критериям: за активное участие, самостоятельность суждений, грамотное формулирование выводов. | |||
Д/з (1 мин.) | Закрепление материала. | Предлагает подготовить сообщение по любому из выделенных направлений участия жителей края в Отечественной войне 1812 г. | Записывают домашнее задание. |
Источники
- Безнин М.А. История Вологодского края XIX- начала XXI века. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов – Вологда, 2009 г.;
- Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. – 2-е изд. – Вологда: Древности Севера, 2006. – 240 с.
- Герои Отечественной войны 1812 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://hero-1812.narod.ru/;
- Отечественная война 1812 г. [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: http:// tinyurl.com/3pvnzab;
- Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 г. - М., 1988.;
- Тарле Е.В. Наполеон. - М., 1991.;
- Энциклопедия истории XIX века. - М., 2004.