Реформирование современного российского общества, модернизация государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян. В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического воспитания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. “Как нет человека без самолюбия – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями” (К.Д. Ушинский). Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся в единстве учебно-воспитательного процесса. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежит поиск, дерзания, глубокий интерес к прошлому.
Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом, уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории. Память о прошлом – источник чувства гражданственности.
В городе Чехове Московской области “Музей памяти 1941-1945 года” является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло.
В качестве примера сотрудниками музея было выбрано начало из “впечатлений” Валерия Брюсова “На похоронах Толстого”, опубликованное в 1913 году. В этом произведении известный поэт делится неприятными впечатлениями от той дороги, по которой он поехал в 1910 году на похороны Льва Николаевича Толстого. “Унылая местность”, поломка машины, наконец, бессонная ночь, проведенная в грязной избе пьяного кузнеца.... Вот таким увидел Валерий Брюсов село Лопасню (будущий город Чехов). Казалось бы, как можно на таком примере, привить любовь юных жителей города к своей малой родине. И что можно исходя из этих впечатлений любить... грязные избы, пьяных кузнецов?
На основании этого текста была составлена лекция-беседа и мультимедийная презентация “Что не увидел Брюсов...”.
По окончании рассказа о негативных впечатлениях В. Брюсова о Лопасне (первый блок беседы), лектор переходит ко второму блоку беседы – рассказ о том, что все-таки не увидел Брюсов посещая Лопасню. И тут учащиеся видят, что, оказывается, не все было таким плохим, как описывал поэт. Были и купцы, и дворяне, и интересные исторические события, и достопримечательности, на которые стоит взглянуть.
Тем самым достигается еще одна задача настоящей беседы – объяснить, что любое событие или явление можно рассмотреть с нескольких позиций.