Методическая разработка представляет собой электронное пособие “Словесность горнозаводского Урала XVIII века”, используемое на уроках по учебному предмету “Литература Урала” в 8-х классах. Раздел “Словесность горнозаводского Урала XVIII века” включает 5 уроков, соответственно, представлен материал для указанного количества учебных часов.
Концепция учебного предмета предполагает формирование чувства сопричастности с историей родного края, принятие ценностей региональной ментальности через знакомство с литературными произведениями. Изучение региональной литературы невозможно без обращения к истории края, поэтому уроки включают работу как с историческим учебным материалом, так и с литературоведческим.
Историческая основа электронного пособия
В XVIII веке Урал превращается в ведущий центр горнозаводского производства страны, он становится особой территорией, а не частью Сибири или какого-то иного географического региона. На протяжении века было построено более 150 городов-заводов, уникальных комплексов, каких не возникало более на территории России. Горнодобывающая и металлургическая промышленность сформировала на Урале своеобразную социальную структуру, специфическую систему управления, определила тенденции в развитии характерных черт местной культуры и быта. “Горнозаводская цивилизация” — хорошо уравновешенная поэтическая фраза, это точная формула уральской региональной идентичности, системы ценностей, выстроенной иерархически, с главной ценностью как квинтэссенцией. Академическую формулу “горнозаводская цивилизация” ввёл молодой профессор пермского университета, доктор наук Павел Богословский в двадцатых годах ХХ века. П.Богословский возглавлял кафедру русской литературы, изучал фольклор и этнографию, он первым сказал, что горнозаводский Урал — уникальный феномен русского мира, а не просто провинция со старыми заводами [1, 6].
Предметные результаты освоения исторической основы данного раздела предполагают, что у обучающегося будут сформированы представления о месте и роли Урала в истории России; способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников; умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Литературоведческая основа электронного пособия
В условиях интенсивного хозяйственного освоения края задачу создания нового образа России в литературе решают периферийные жанры очеркового и документально-производственного характера. Ю.М.Лотман утверждал, что понятие “художественная литература” условно и исторично, о литературе XVIII века он писал: “В этот период тексты стремятся как можно менее походить на литературу” [3, 124]. Русская литература этого периода не знала строгого разделения на документальную и художественную, документ был частью художественного материала, документы включали описания ситуаций, несли в себе зачатки образного восприятия, подталкивали писателя к эстетическому осмыслению конфликтов. Этот процесс прослеживается не только в освоенных жанрах путевых записок и мемуаров, но и в описаниях научных путешествий. В эту систему нехудожественных жанров органично вписывается словесность Урала.
Предметные результаты освоения литературоведческой основы предполагают, что у обучающегося будет сформировано восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа, отражающей его менталитет, историю, мировосприятие; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения произведений уральской культуры; развитие способности понимать литературные художественные и нехудожественные произведения; воспитание читателя, способного создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Электронно-информационная основа электронного пособия
Содержание пособия. Электронное пособие представляет собой интерактивный плакат, выполненный в программе Microsoft PowerPoint, включающий текстовые и графические объекты. Для полного использования всех ресурсов пособия необходимо подключение к сети Интернет, но возможно применение в ограниченном режиме, без просмотра видеоматериалов, замены интерактивных упражнений заданиями на бумажных носителях (кнопка “Печать задания”). Для выполнения итоговых проектных работ предложено использование сервисов Web2.0, использовано приложение LearningApps.org использовано для создания интерактивных модулей, сервис calameo.ru. Выбор средств ИКТ определяется их возможностями в создании в образовательном процессе учебных задач и их интерактивными возможностями по организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Список использованных Интернет-ресурсов представлен в Приложении 2.
Структура пособия. Пособие рассчитано для использования на уроках в форме фронтальной, групповой работы и для самостоятельной работы учащихся, учитывает возрастные особенности учащихся подросткового возраста, особенности восприятия информации.
Пособие включает инструкцию (слайд 3), активные кнопки переходов по слайдам, управляющие кнопки для проверки заданий, гиперссылки на тексты произведений, методические материалы, научные статьи, ресурсы сети Интернет, видеофильмы, дополнительные материалы. Тексты произведений, фрагменты статей учебников, игровые задания на уроках могут быть предложены на бумажном носителе; в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса задания могут быть использованы выборочно. К каждому уроку подготовлены слайды с занимательными заданиями (“Интересные задания весёлого рудокопа”) и дополнительными материалами, размещёнными в сети Интернет и имеющимися в школе (“Это важно и интересно! На полках школьной библиотеки”).
Результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий предполагают, что обучающиеся смогут входить в информационную среду образовательной организации, размещать в информационной среде различные информационные объекты; создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет; строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов; использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения.
Методическая основа электронного пособия
Уроки структурно и методически построены по технологии педагогической мастерской, которая предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, реализовать себя в познании, самостоятельно “строить” знания, критически относиться к информации, самостоятельно решать творческие задачи.
Актуальным является использование формирующего оценивания, которое используется для выявления продвижения учеников в своей учебе. Инструментом формирующего оценивания являются оценочные рубрики, которые используются для оценивания работы творческой группы во внеурочное время (с использованием возможностей сервиса Google-таблица (Рисунок 1) и работы групп на уроке.
Уроки направлены на формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, умений работы в группе. При подготовке уроков организуется творческая группа, в которую входят по своему желанию 2-5 человек. Ученики работают с Google-презентацией, дающей возможность совместного редактирования (Рисунок 2). На уроках у учащихся имеется возможность попробовать себя в разных ролях, т.к. на каждом занятии работают группы “Репортеры”, “Литературоведы” (несколько групп), “Аналитики”, “Историки”.
При работе с текстовым материалом используются разные виды текстов: художественные и нехудожественные, включающие сплошные (былины, статьи учебников, материалы различных сайтов, отрывки из художественных произведений) и несплошные (географическая карта, инфографика, таблицы, схемы).
Результаты развития навыков смыслового чтения предполагают, что обучающийся сможет ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном прочитанном тексте.
Конспект урока
Для представления практической значимости электронного пособия предлагается план-конспект одного из уроков по разделу. Все уроки выстроены по следующей схеме: включают работу творческой группы учащихся по подготовке сообщения на уроке, применение технологии педагогической мастерской.
Тема урока: “Сочинения В.Н.Татищева и В.Г. де Геннина”.
Планируемые результаты урока:
личностные – российская гражданская
идентичность, принятие ценностей региональной
ментальности, сопричастность истории родного
края;
Тип урока (классификация Б.П. Есипова): урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Образовательная технология: педагогическая мастерская.
Организация образовательного пространства и оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска; ноутбуки с подключением к Интернету (4 штуки); видеокамера, фотоаппарат, смартфоны учащихся; размещение учебной мебели для групповой работы.
1. Организационный момент.
Учащиеся занимают места в соответствии с выбранными заранее ролями. Учитель координирует размещение учащихся.
Слово учителя: - Ребята, займите места в классе в соответствии с планом (план с фамилиями и именами учащихся на доске).
Учитель включает презентацию - интерактивный плакат (слайд 3).
2. Индукция создает мотивационную базу для активной творческой и исследовательской работы.
Слово учителя: - Посмотрите фрагмент фильма (переход по активной кнопке на слайд 24).
Учащиеся смотрят отрывок из фильма “День города. Возложение цветов к памятнику В.Н.Татищева и В.Г. де Геннину”. Учитель выступает в роли организатора, включает отрывок фильма, занимает позицию зрителя.
Слово учителя: - У каждого города есть основатели, наши земляки чтут память великих сынов России, птенцов гнезда Петрова – Василия Никитича Татищева и Вильгельма Георга де Геннина.
Самоконструкция предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.
2.1. Определение цели и задач урока.
Слово учителя: - Вы поняли, что сегодня мы будем говорить об основателях нашего города-завода - Екатеринбурга. Сформулируйте и запишите на Рабочих листах (Приложение 3) одну, самую важную на ваш взгляд, задачу этого урока.
Слово учителя: - Кто хочет озвучить свои мысли?
Учащиеся делают записи (индивидуально). Высказывают свое мнение по желанию. Учитель фиксирует высказываемые мысли на интерактивной доске.
Слово учителя: - Предложенные вами задачи и определяют работу на уроке с произведениями. Сегодня вы познакомитесь с жизнью и литературным творчеством основателей нашего города, найдете информацию об исторических событиях этого времени, познакомитесь с отдельными литературными трудами этих замечательных людей.
2.2. Сообщения о жизненных и карьерных коллизиях В.Г. де Геннина.
Слово учителя: - Во время выступления одноклассников зафиксируйте в рабочих листах информацию, показавшуюся вам наиболее интересной и значимой.
Учащиеся в составе творческой группы представляют работу над проектом “Основатель Екатеринбурга В.Г. де Геннин” (сообщение сопровождается демонстрацией слайда 25 или презентацией учащихся). Остальные учащиеся делают записи в рабочих листах. Учитель выступает в роли организатора деятельности учащихся.
2.3. Знакомство с литературным наследием В.Г. де Геннина (слайды 26, 27).
Слово учителя: - Возникновение культурного пространства “горнозаводской цивилизации” требовало создание нового языка описания. Прежние образы русской земли, известные по древнерусской словесности, в XVIII веке не коррелировали с вектором развития новой петровской России. Знамениями времени становились такие качества личности как деловитость, преданность государю, разумность, рационализм. Идея общественной пользы становится основным критерием литературного произведения [2, 310].
Для Урала таким феноменом литературы явился уникальный памятник, соединивший в себе различные виды текстов, - “Описание Уральских и Сибирских заводов”. В. де Геннин начал его писать в 1730 году и закончил в 1735. Цель трактата была в доказательстве необходимости и перспективности государственного сектора развития промышленности. Но сочинение постигла неудача. К моменту написания во главе государства оказалась Анна Иоанновна, которая повернула развитие экономики к интересам частных владельцев. И трактат В де Геннина, и он сам оказались в забвении. Первая публикация текста состоялась через 200 лет.
Жанровая специфика книги неоднозначна: это и металлургический трактат, и множество разнообразных по тематике очерков. Сопровождается текст выразительными рисунками, создающими визуальный образ горнозаводского Урала (слайд 26).
Слово учителя: - Тест трактата не переведен на современный русский язык, рассмотрите одну из страниц этой книги в рабочем листе. Прочитайте отрывок главы 3 “Научно-деловые и эпистолярные сочинения В.де Геннина”. Заполните схему, указав, какие по тематике заметки помещает автор в “Описания Уральских и Сибирских заводов”.
Учащиеся делают записи (индивидуально). Высказывают свое мнение по желанию (проверка осуществляется с помощью управляющей кнопки на слайде 27).
2.4. Знакомство с литературным наследием В.Н.Татищева (слайды 28, 29, 30).
Слово учителя: - Познакомимся с жизнью и литературным творчеством Василия Никитича Татищева (слайд 28). Посмотрите фильм (слайд 29) и ответьте на вопросы, помещённые на слайде и в рабочих листах.
Учащиеся делают записи (индивидуально). Высказывают свое мнение по желанию.
Слово учителя: - Из фильма вы узнали о самом крупном произведении, созданном В.Н.Татищевым, - “Историей Российской”. Рассмотрите слайд 30. Как вы понимаете слова и выражения “фундаментальный”, “историография”, “критический стиль повествования”, “летописец”?
(во время фронтальной беседы один ученик находит в Интернете информацию об Иоакимовской летописи, сообщает историческую справку)
Социоконструкция - организация групповой работы. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов позволяет сопоставить свои знания с опытом других, что приводит к взаимообогащению субъективного опыта партнеров.
Слово учителя: - Вы объединены в пары. На столах в конвертах отдельные задания (Приложение 4). Выберите ритора пары (ритор прикрепляет бейдж) и приступайте к выполнению задания.
Учащиеся работают в парах. Они обсуждают, объединяют гипотезы, оценивают индивидуальные решения, проводят самооценку, оценку работы своих одноклассников в группе. Учитель выступает в роли организатора групповой деятельности учащихся.
Социализация - интеграция идей, вариантов, вопросов, проблем. Группой готовят материал для представления работы группы (оформление общего проекта), разработку модели, совместную корректировку гипотезы.
Слово учителя:
Каждая группа выполняла свое задание: “Репортеры”, “Литературоведы” (несколько групп), “Аналитики”, “Историки”.
Группа “Репортеры” готовит статью для размещения на школьном сайте.
Группы литературоведов разгадывают кроссворд, составленный по сборнику пословиц Н.В.Татищева. Готовятся объяснить составленную пословицу (слайд 31).
Группа историков составляет Ленту времени (Приложение 5) по датам жизни В.Н.Татищева и В.Г. де Геннина (используют материалы https://ru.wikipedia.org).
Группа аналитиков находит дополнительную информацию в Интернете и готовит список интернет-ресурсов по теме.
Учитель выступает в роли мастера: подходит к группам. Может выступить консультантом, советчиком, но не навязывает свою точку зрения.
Афиширование работ, формирование творческого коллективного опыта.
Слово учителя: - Представьте работу группы в течение 1 минуты (хранитель времени следит за соблюдением регламента).
Учащийся-ритор представляет работу группы в определенной в задании форме. Учитель выступает в роли наблюдателя.
Разрыв – осознание необходимости получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, упорядочить полученный опыт, дополнить его.
Слово учителя: - Как вы считаете, достаточно ли полно группа представила информацию? Могут ли быть дополнения? Можно ли выделить другие позиции, исходя из имеющейся информации?
Учащиеся участвуют в дискуссии, соблюдают известные им правила ведения дискуссии. Учитель выступает в роли модератора дискуссии.
Подведение итогов урока.
Учащиеся находятся за рабочими столами. Учитель сообщает информацию.
Слово учителя: - Ребята, сегодняшний урок был посвящен литературному наследству основателей нашего города. Узнать больше информации вы можете, познакомившись с интересными статьями, которые подобрала я, пройдя по ссылкам, подготовленным группой аналитиков, и, конечно, прочитав книги, имеющиеся в нашей школьной библиотеке (слайд 32).
Рефлексия воплощает важнейшую задачу мастерской - вызвать у учащихся положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.
Слово учителя: - В рабочих листах напишите о том, что для вас на уроке было наиболее важным и значимым. Может, кто-то хочет поделиться вслух своими мыслями и раздумьями по поводу темы сегодняшнего разговора и произведения, с которым познакомились?
Учащиеся фиксируют свое мнение в рабочих листах, по желанию свободно высказывают свои мысли. Учитель выступает в роли наблюдателя.
Список литературы
- Иванов Алексей. Горнозаводская цивилизация. — М.: АСТ, 2014. — 283 с.
- История литературы Урала. Конец XIV—XVIII в. / глав. ред.: В. В. Блажес, Е. К. Созина. — М.: Языки славянских культур, 2012. - 608 с.: илл.
- Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия “художественная литература” //Лотман Ю.М. О русской литературе : статьи и исслед. (1958-1993). История русской литературы. Теория прозы. СПб., 1997.