Экскурсия "История родного края"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: Развивать интерес к знаниям о храмах, о родном крае, в котором мы живем.

Задачи:

1. Расширить кругозор учащихся, углубить знания по истории родного края.

2. Формировать чувство ответственности за сохранение и приумножение красоты и богатства родного уголка.

3. Содействовать воспитанию гражданских, патриотических чувств;

  • Познакомить с понятием “храм – дом Божий”.
  • Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  • Формировать представление о его ценности, как дома для молитв, святыни для православных людей.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

При изучении темы “Что мы видим в православном храме?” на уроках православной культуры, дети заинтересовались, что такое храм? Я решила провести экскурсию для детей по храмам Волоконовского района.

Перед поездкой, мы познакомились с историей образования нашего посёлка.

Волоконовка, посёлок городского типа, районный центр в Белгородской области, Российской федерации. В посёлке проживает - около 17 000 человек.

Волоконовка основана в 1731 году. Происхождение названия связано с князьями Волконскими, которым Волоконовка первоначально принадлежала, а после 1861 года перешла во владение дворянской фамилии Синельниковых. Поселенцы были главным образом выходцами из Ахтырки, Ворожбы, Глухова и Славгорода.

В конце 18 века Волоконовка была слободой и называлась Волоконской, входила в состав Бирюченского уезда Воронежской губернии. В 1898 году в слободе Волоконовка было 6000 жителей, имелись три церкви, волостное правление, много лавок, 7 кожевенных заводов, красильни, паточный завод, восковой и кирпичный заводы, базары и 7 ярмарок.

Волоконовский район связывают с именами Ивана Николаевича Шидловского - публициста и поэта, историка церкви, друга Ф.М. Достоевского, Александра Дмитриевича Градовского – историка и публициста, профессора Петербургского университета; Лавра Дмитриевича Проскурякова – ученого в области мостостроения и строительной техники.

"Григорий Григорьевич Волконский"1 25 июня 2011 года в Волоконовке состоялось открытие памятника основателю посёлка – князю Григорию Григорьевичу Волконскому. Князь Григорий Волконский начал службу в 1708 году драгуном в Новгородском драгунском полку. В этом же году по Именному указу его пожаловали во флигель – адъютанты, а в 1710-м – в генеральс - адьютанты к фельдмаршалу графу Шереметьеву. В 1718 году Волконского отчислили с этой должности, и он продолжил службу в Новгородском драгунском полку. В 1724 году Григорий Григорьевич взят в кавалергардию на время коронации Екатерины I.

В 1728-м его повторно взяли в Кавалергардский корпус, а в 1730 году пожаловали в капитан -поручики лейб-гвардейского Измайловского полка. В 1731 году Волконский назначен подполковником в Пермский пехотный полк. Принявший участие в крупных военных походах, князь Волконский 28 июня 1738 года уволен с военной службы по состоянию здоровья с назначением к подушному сбору в Белгородскую губернию на место полковника Нащокина. 21 сентября этого же года Волконский был уволен в отставку с производством в полковники.

В 1740 году князь вновь поступил на службу в чине статского советника и в 1740–1741 годах был воеводой в Симбирске. Умер Волконский в 1758 году. За ним числилось 317 душ крестьян в Московском, Орловском, Владимирском и Епифанском уездах.

Считается, что именно Волконский на месте уже существовавшего поселения создал полноценный населённый пункт. В ведомостях переписи майора Хрущова 1731 и 1732 годов говорится, что в состав Новооскольского уезда Белгородской губернии входила слобода Красная лейб-гвардии Измайловского полка капитана-поручика князя Григория Григорьевича Волконского (209 дворов, 972 души). В первой переписи жителей Российской империи (1718–1721 гг.) слобода не была упомянута: вероятно, Волоконовка была основана в конце 20-х годов XVIII века, как раз за несколько лет до переписи Хрущова.

Сегодня мы проведем экскурсию по интересным местам нашего Волоконовского района.

Начнем  нашу экскурсию с разговора о Волоконовской школе №2. Мы находимся перед школой. Наша школа была открыта в 1994 году. Сегодня в нашей школе учатся 449 учеников. В школе 2 кадетских класса. Есть краеведческий музей.

 2005 год – школе присвоено имя Лазаренко И.С. – генерал-майора, Героя Советского Союза, уроженца поселка Волоконовка, погибшего в 1944 году при освобождении Белоруссии. Похоронили генерала Лазаренко в белорусском Кричеве, а после освобождения Могилёва перезахоронили на центральной улице города. Установили скромный памятник. Впоследствии его решили заменить более достойным. Барельеф изготовил могилёвский скульптор. В праздники люди несут сюда цветы. Много цветов. Память комдива Лазаренко чтят не только на Могилёвщине, которую он освобождал от фашистов, но и у нас, на Белгородчине, где он провёл свои детские годы. Именем Лазаренко названа одна из улиц в Волоконовке, а также Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 2, на территории которой установлены памятная доска и монумент. Своё почётное место занял комдив и на аллее Славы в центре Волоконовки, где установлены бюсты Героев Советского Союза.

Дальше мы с вами будем путешествовать на автобусе. Мы с вами повторили правила поведения в автобусе, по пути следования, правила поведения в храме.

Первая остановка: Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Волоконовка построен в 1887 году. С приходом Советской власти церковь разорена и закрыта, в 40-е годы здание отдано под зернохранилище. В 1950-е годы храм возращен Русской Православной Церкви. В 1999 году в храме установлен и освящен новый иконостас. Успенская церковь охраняется государством как памятник архитектуры XIX века. Праздник православной церкви Успение Пресвятой Богородицы посвящён воспоминанию смерти Божьей Матери. Согласно церковному преданию, в этот день проповедовавшие в различных странах апостолы, собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

- Сегодня во время посещения храма мы сможем увидеть Крест – мощевик и приложиться к нему.

Крест - мощевик с частицей Ризы Господней и мощами святых хранился в семье православных христиан во Владимирской области среди домашней утвари, благодаря чему святыню удалось сохранить от осквернения большевиками.

В 1970-е годы Крест в числе другой старинной утвари попал к местному священнику протоиерею Димитрию Нецветаеву, а от него в 2006 году – его сыну, настоятелю Никольского храма Северодвинска протоиерею Константину Нецветаеву. В 2007 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона для мощевика корабелы Северодвинска изготовили крест-киот.

В настоящее время Крест хранится в Архангельской митрополии.

Частица Ризы Господней находится в центре креста, а по граням вертикально сверху вниз помещены частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Иакова Персиянина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Иоанна Кущника, преподобного Сампсона Странноприимца, святого мученика Андриана, преподобного Моисея Мурина, преподобного Николы Святоши, преподобного Дамиана Целебника, святой мученицы Евфимии.

Горизонтально слева направо находятся мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой мученицы Агафии, святой мученицы Ирины, святителя Григория Нисского, святого мученика Трифона, святой великомученицы Марины, святого священномученика епископа Василия Амасийского, святой мученицы Христины, святой мученицы Параскевы, святого мученика Нестора.

Мощевик — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.

Мощевики изготавливаются в различных формах:

  • крест-мощевик (в том числе наперсные и напрестольные кресты, например крест Евфросинии Полоцкой);
  • энколпион
  • ковчежец (например, Ковчег Дионисия);
  • мощевики в иконах.

Малые частицы мощей при помещении в мощевик заливаются воскомастикой, предохраняющей их от выпадения или повреждения. В мощевик могут помещаться мощи как одного святого, так и многих (например, Кийский крест содержит частицы мощей 108 святых).

Вторая остановка: село Староивановка, Староивановская средняя школа.

Встреча со сверстниками – учениками 3 го класса, посещение краеведческого музея школы.

В 1729 году была основана слобода Староивановка. На землях слободы Староивановка проживали крепостные крестьяне. Село Староивановка, находится в балке по живописным берегам реки Оскол третьей по величине в Белгородской области, со всех сторон окружены горами Средне-Русской возвышенности.

Очень много было рассказано об истории села и школы библиотекарем Ледовской Марией Афанасьевной. Дети задавали много вопросов, на которые услышали интересные ответы.

После посещения музея мы встретились со своими сверстниками – третьеклассниками.

Пильник Яна Александровна провела знакомство детей в виде игры “Узнаем друг друга”. Дети очень много интересного рассказали о себе. Встреча прошла в дружественной атмосфере. Наши новые друзья подарили нам на память сувениры - подковки на счастье, сделанные из теста.

Третья остановка: село Афоньевка, Храм Георгия Победоносца.

Село Афоньевка находится на правом берегу реки Оскол (бассейн Дона), в 1.5км от села Староивановки,

расположенной на противоположном берегу р. Оскол. В селе Афоньевка восстановлен храм Георгию Победоносцу - красивейший памятник архитектуры. Земли слободы Афоньевка принадлежали государственным крестьянам. Археологические раскопки, проведенные на правобережье реки Оскол в районе Красивского леса, горы Лысой, найденные при раскопках остатки домашней утвари датируются шестым веком нашей эры (период тюрков). О дате основания слободы Афоньевка сведений нет. По преданиям свое название слобода получила в честь имени первого владельца надела земли – государственного служащего Афона. Впервые Афоньевка упоминается в 1792 году, когда была возведена деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца. Деревянная церковь была переделана в каменный храм, который был освящен в 1912 году. Храм был частично разрушен в годы гонений на Церковь. В 2007 году по инициативе губернатора Белгородской области Е.С.Савченко, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и главы Волоконовского района А.М.Шенцева в храме были начаты восстановительные и реставрационные работы. В настоящее время храм действует, проводятся богослужения.

Село Коровино, церковь святителя Иоанна Богослова – проездом.

Земли слободы Коровино принадлежали государственным крестьянам. Первоначально земли слободы Коровино были заселены украинскими казаками, верой и правдой служившими государыне – Екатерине Второй. Основным родом занятий казаков было винокурение. Была построена каменная церковь святителя Иоанна Богослова, датированная 1800 годом (сохранилась до нынешнего времени и считается приписанной к храму великомученика Георгия Победоносца). Рядом с церковью сохранилось здание церковно-приходской школы.

Четвёртая остановка: село Новоивановка, “Баркова мельница”.

В слободе Новоивановка на берегу реки Оскол сохранилась деревянная мельница (Барковская) для муки грубого помола. Она появилась в слободе в 1914 году. На последнем венце деревянного амбара высечен год ее сборки. Существует две версии появления мельницы в Новоивановке. По первой мельница находилась в с. Погромец, стояла на русле реки Оскол. Одним из весенних половодий была разрушена ее основа и хозяин продал мельницу помещику Баркову. По второй версии Барков выиграл мельницу у своего коллеги в карты. В настоящее время Барковская мельница внесена в реестр памятников культурного наследия. Здание впечатляет непривычным для села масштабом и качеством исполнения. Мельница возводилась мастерами-архитекторами без единого гвоздя на реке Оскол. Когда-то мельница в шесть бревенчатых этажей принадлежала купцу Баркову. Так же сохранились амбары в комплексе из 3-х зданий и весовая площадка, построенные в 1814 году. Сейчас это памятник архитектуры XIX века. Мельница была действующей до 2004 года.

Вопросы итоговой беседы: Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Храм божий – небесный островок на грешной земле. Какие иконы вы сегодня видели? Чем они различаются? Что в них общего?

Желаю сохранить радость и исполнить с Богом лучшие намерения. А храму мы скажем “До новых встреч”.

Экскурсия произвела большое впечатление на детей. Для определения степени развития познавательного интереса и прочности усвоения материала я предложила учащимся задания по экскурсии (на выбор учащихся):

1. Изобрази на рисунке, что больше всего запомнилось во время экскурсии.

2. Напиши сообщение об экскурсии.

Литература

1. “Божий мир”. Православный журнал для детей и юношества (подписка 2009 – 2012 года).

2. Л.Л.Шевченко Православная культура: Методическое пособие для учителя: 2-й год обучения, – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 176с.

3. Учебник Л.Л.Шевченко Православная культура. 2-й год обучения, в 2 ч. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

4. http://www.bel.ru/pics/news/2011/06/27/55675_94677

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учебно-тематической экскурсии “История родного края

Цель экскурсии: Развивать интерес к знаниям о храмах, о родном крае, в котором мы живем.

Задачи экскурсии:

  • Расширить кругозор учащихся, углубить знания по истории родного края.
  • Формировать чувство ответственности за сохранение и приумножение красоты и богатства родного уголка.
  • Содействовать воспитанию гражданских, патриотических чувств;
  • Познакомить с понятием “храм – дом Божий”.
  • Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  • Формировать представление о его ценности, как дома для молитв, святыни для православных людей.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Вид экскурсии.

  • По содержанию: тематическая.
  • По способу передвижения: автобусная.
  • По месту проведения: сельская.
  • По составу и количеству участников: групповая
  • Продолжительность экскурсии: 4 часа.
  • Категория экскурсантов: учащиеся начальной школы (3А кл) МБОУ “ВСОШ №2”.

Основные объекты показа:

1. Волоконовская средняя школа№2.

2. Храм Успения Пресвятой Богородицы.

3. Село Староивановка, Староивановская средняя школа.

4. Село Афоньевка, Храм Георгию Победоносцу.

5. Церковь святителя Иоанна Богослова

6. “Баркова мельница”, уникальный памятник старины в селе Новоивановка.

Маршрут экскурсии Остановки Объекты показа Продолжительность
остановки, мин.
Наименование подтем и перечень основных вопросов Продолжительно сть изложения подтемы, мин. Организационные указания Методические
указания
п. Волоконовка Храм Успения Пресвятой Богородицы Храм Успения Пресвятой Богородицы 30 мин     правила поведения в церкви беседа
село Староивановка Староивановская средняя школа краеведческий музей,

встреча с учениками 3 класса

60 мин Рассказ о селе и его истории.

игра “Давайте познакомимся”

30 мин

30 мин

вопросы детей беседа

игра

село Афоньевка село Афоньевка Храм Георгию Победоносцу. село Афоньевка Храм Георгию Победоносцу. 45 мин беседа с батюшкой

осмотр храма

30 мин

15 мин

рассказ Вопрос - ответ
село Коровино проездом церковь святителя Иоанна Богослова 5 мин рассказ 5 мин   описание
село Новоивановка “Баркова мельница” “Баркова мельница” 45 минут Экскурсия по мельнице с экскурсоводом. 40 минут рассказ вопрос - ответ