Цель: популяризация знаменитых мест Хакасии, имеющих важное географическое и историческое значение.
Задачи:
- привить интерес к изучению истории родного края;
- воспитать любовь к родному краю
- расширять кругозор и эстетическое восприятие.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие учителя, сообщение цели урока (3 мин.)
2. Основная часть.
Слово учителя. Ребята, какие места на нашей планете вам хотелось бы посетить?
А что вы знаете о месте, в котором выросли и родились?
Давайте попробуем узнать, насколько хорошо мы знаем родные места.
2.1. Викторина на знание истории города Абакана (представлена на слайдах) – 10 мин.
Тема 1. История города Абакана.
- Какой цветок изображен на гербе Абакана?
- Первоначальное название города Абакана?
- На месте какого озера построен парк “Орленок”?
- Назовите символ Абакана?
Тема 2. Архитектура г. Абакана.
- Самый крупный 50-метровый собор Абакана?
- В каком году построена гостиница “Дружба”?
- Какова высота памятника В.И. Ленину на Первомайской площади?
- Назовите спорткомплекс; где в 1988г проходил международный турнир по хоккею с мячом с участием сборных Швеции, Финляндии, Норвегии, СССР и США?
- На каком здании Абакана висит памятная доска “Улица имени Щетинкина”?
Тема 3. Хакасия в годы ВОВ.
- Назовите дату формирования 309 Пирятинской дивизии?
- Какое количество абаканцев погибло в годы ВОВ?
- Жительница Хакасии, замученная в японском плену?
- Сколько жителей в Хакасии призвано на фронт?
- Сколько человек из Хакасии получили звание Героя Советского Союза?
Тема 4. Выдающиеся люди.
- Первый хакасский ученый, этнограф, языковед, знавший более 60 языков?
- В честь кого названа улица Щетинкина?
- Крупный хакасский ученый, профессор МГУ, изучавший древние археологические находки?
Тема 5. Искусство.
- Каков возраст каменных изваяний, стоящих в сквере краеведческого музея?
- Нагрудное женское украшение с узором из перламутровых пуговиц?
- Древнее сооружение в виде отдельных вертикальных поставленных громадных камней?
- Назовите место нахождения самого крупного кургана Хакасии, именуемого царским?
2.2. Работа с дополнительными источниками – 20 мин.
Слово учителя: викторина наглядно продемонстрировала, что ваши знания в этой области недостаточны. Сегодня мы совершим виртуальное, а затем, надеюсь, реальное путешествие по удивительным и даже таинственным местам Хакасии, так называемым местам особой силы, которые оказывают воздействие на психику человека и окружающую среду. Ваша задача – внимательно слушать и записывать в тетрадь специфические термины и названия.
Горная гряда “Сундуки”. 1 ученик.
Природно-исторический памятник природы республиканского значения в Орджоникидзевском и Ширинском районах. Есть много версий о назначении этого места: обсерватория древних, площадка для приземления НЛО, культовое место… Здесь находятся одни из самых старых на земле солнечных часов, наскальные рисунки древних людей, на которых можно рассмотреть человекоподобные фигуры в скафандрах. Имеется загадочная площадка с идеальной акустикой, на которой даже шёпот слышен за несколько десятков метров.
Менгиры. 2 ученик.
Следующая патогенная зона Хакасии – менгиры – отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых около 5-ти тысяч лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемонии. Менгиры – до конца не изученное явление, они все расположены в геопатогенных зонах, излучающих неизвестный поток энергии. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению. К хакасским менгирам приезжают просить исполнения желаний и исцеления от тяжелых болезней. Так, один из самых знаменитых – Улус-Хуртуях-Тас (в переводе означает “каменная старуха”), камень с женским животом и грудью – как считается, помогает женщинам вылечить бесплодие. Говорят, что “старуха” стоит и не слышит ничего, что происходит рядом, но как только женщина совершает вокруг неё три круга, изваяние оживает. Этот менгир возрастом более четырех с половиной тысяч лет олицетворяет культ матери и находится на территории самого длинного в Евразии (35 км.) Аскизского могильника. Поэтому, неудивительно, что музей причислен к фонду объектов ЮНЕСКО. Ежегодно фигуру “каменной бабушки” посещают около полусотни тысяч туристов со всего мира.
Салбыкский курган. 3 ученик
Другой известный памятник – “Большие ворота”, расположен в Усть – Абаканском районе. Два менгира высотой до трех и шириной до полутора метров стоят на вершине холмов у спуска в Салбыкскую котловину. Люди издревле приходили к ним в поисках исцеления и, по преданию, отпечатки рук даже оставили углубление в форме камня. Как позднее показали исследования ученых, эти представления могут быть не беспочвенны. И тот, и другой памятник, как и многие другие менгиры Хакасии находятся в зонах геомагнитных “аномалий”, которые возникали в местах тектонического разлома земной коры.
Кошкулакская пещера. 4 ученик
Об этом месте знают во всем мире. Оно официально включено в пятерку "самых страшных" мест на Земле. Ученые-аномальщики называют эту загадочную пустоту в горном массиве несколько высокопарно: пещера черного дьявола. Географическое ее название звучит не так грозно - Кошкулакская пещера.
Впервые об аномалиях Кошкулакской пещеры широко заговорили после того, как в 1959 году группа московских геологов случайно наткнулась на этот природный объект. По воспоминаниям одного из участников той экспедиции, два десятилетия спустя организовавшего новую экспедицию в Кошкулак, геологи сумели пробыть в таинственной пещере не более десяти минут. Охваченные необъяснимым страхом, они были буквально вытолкнуты оттуда некоей неведомой силой. Когда экспедиция вернулась в расположенный неподалеку поселок Шира, местные жители объяснили геологам, что это духи пещеры не желают видеть людей в своем каменном святилище.
Легенда о Черном шамане. 5 ученик. К наиболее распространенным среди местных жителей и гостей Кошкулакской пещеры относится легенда о Черном шамане. Одно из хакасских преданий повествует о том, что в начале XX века неподалеку от Пещеры черного дьявола жил старый шаман, которого местные жители очень уважали и боялись. Рассказывали, что этот шаман был столь могущественен, что мог оживлять животных, силой взгляда перемещать гигантские валуны и превращать камни в золотые слитки. В начале 1920-х годов, когда в Восточной Сибири шла Гражданская война, в тех местах объявилась банда под командованием атамана Соловьева.
Однажды жестокий “батька” схватил старого шамана и потребовал от него золото, которое, по слухам, в несметных количествах хранилось в потайных местах Кошкулакской пещеры. Шаман не только не открыл атаману, где хранятся сокровища, но и предсказал его скорую гибель. По приказу Соловьева старого шамана сбросили со скалы в глубокую пропасть. А вскоре отряд атамана попал в засаду, устроенную ужурскими чоновцами (в рядах которых служил будущий писатель Аркадий Гайдар), и был полностью уничтожен. С того времени, как повествуют местные легенды, призрак шамана всякий раз является незваным гостям пещеры, наводя на них ужас, лишая рассудка, а иногда даже и жизни.
Страшные факты. 6 ученик. Дмитрий Иванов считает, что сложная энергетическая структура информационного поля Кошкулакской пещеры чрезвычайно опасна для людей, находящихся на низком уровне духовного развития, имеющих дурные мысли и намерения. Свидетельством этому является целый ряд фактов, когда незваные гости пещеры Черного дьявола сходили с ума, а то и гибли при невыясненных обстоятельствах.
В Хакасии до сих пор помнят историю о том, как в 1960 году пещеру посетила группа из двадцати студентов. На поверхность смогли выбраться лишь две до смерти напуганные девушки, которых подобрали местные охотники. Позже одна из спасшихся скончалась в психиатрической клинике, судьба второй любительницы подземных путешествий осталась неизвестной.
Уже в 1996 году в пещере бесследно пропали пятеро кемеровских энтузиастов-исследователей. Единственный молодой человек, которому тогда удалось выбраться из пещеры, невнятно бормотал о каких-то мохнатых чудовищах и огненной двери в каменном полу, куда он едва не провалился. Парень был изможден, и его поместили в больницу, где он через пару недель скончался от неизвестного заболевания...
2.3. Закрепление. Составление кроссвордов (работа в парах) – 10 мин.
3. Подведение итогов (2 мин.)