Урок обобщения и систематизации знаний по истории Татарстана в форме интеллектуальной игре.
Класс(ы): 6 класс.
Предмет(ы): История.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана;
- развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение;
- формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Казань: Магариф,2010.
2. Султанбеков Б.Ф. и др. История Татарстана: учебное пособие для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2011.
3. Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Казань: Магариф, 2010.
4. Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования6Методическое пособие для учителя. Казань: Татарское республиканское издательство “Хэтер” (ТаРИХ), 2003
5. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы. - Казань: Татарское республиканское издательство "Хэтер" (ТаРИХ), 2011. - 95 с.: ил.
Ресурсы Интернета:
1. http://rt-museum.narod.ru/kazan.html
2. http://www.bolgar.info/photo/thumbnails.php?album=6
3. http://kolizejinfo.ru/forum/8-241-1
Используемое оборудование: компьютер, проектор, таблички с названиями команд, презентация.
Условия и порядок проведения игры:
Участникам игры предстоит ответить на вопросы по следующим темам:
- На берегах Волги и Камы.
- Древние тюрки и ранние государства.
- Волжская Булгария.
- Золотая Орда.
- Казанское ханство.
Каждая команда готовит представление (название, девиз команды) – 3 мин.
План проведения
- Сообщение цели игры, объяснение правил.
- Презентация команд.
- Выбор вопросов и ответы на них. (Презентация)
1 блок - На берегах Волги и Камы.
- Место поселения первобытного человека, остатки неукрепленного поселения охотников и рыболовов каменного века? - стоянка.
- Приспособление для ловли рыбы в виде копья с острым наконечником? - гарпун.
- Видные представители эпохи бронзы Среднего Поволжья, потомки волосовских племен? - приказанцы.
- Какие современные народы являются потомками племен, живших на территории нашего края до новой эры?- марийского, удмуртского и коми народов.
- Первыми в наших краях в железный век вступили ............ племена- ананьинские.
2 блок - Древние тюрки и ранние государства.
- Начало похода гуннов в Европу?- 375 г.
- Предводитель гуннов. В середине V в. возглавил походы в Восточную Римскую империю, Галлию, Северную Италию. При нем гуннский союз племен достиг наивысшего могущества -.Аттила.
- Основатель Тюркского каганата? - Бумын. Иль-каган.
- Столица Великой Булгарии? - Фанагория.
- Время существования Хазарского каганата? - 730-990 (VIII-X вв.)
3 блок - Волжская Булгария.
- Булгары в Среднее Поволжье пришли в - VIII-IX вв.
- Во главе Волжской Булгарии до принятия ислама стоял - Эльтебер.
- Правитель Волжской Булгарии, провозгласил ислам государственной религией в .... г. - Алмас(Алмуш), 922.
- Основоположник булгаро-татарской письменной литературы, автор поэмы “Кыйссаи Йусуф”? - Кул Гали.
- Автор знаменитых записок о Волжской Булгарии, посетивший её в 921-22 гг. в составе посольства багдадского халифа? - Ибн-Фадлан.
4 блок - Золотая Орда.
- Образование государства Джучидов (Золотой Орды)?- 1243.
- Внук Чингисхана, наследник Улуса Джучи, основатель Джучидского государства(Золотой Орды)?- Батый (Бату хан).
- Государственный совет при султане (хане); выполнял роль правительства, состоял из представителей высшей знати? - Диван.
- Правитель, при котором в 1312-42 гг. империя достигла наивысшего расцвета; принял ислам в качестве государственной религии и титул султана? - Узбек-хан.
- Когда и на какие государственные образования распалась Золотая Орда?- 1419(XVв.), Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства и Ногайская и Большая орды.
5 блок - Казанское ханство.
- Образование Казанского ханства?-1445.
- Административно-территориальная единица в Казанском ханстве? - Даруга.
- Слобода плотников и корабельных дел мастеров в устье Казанки ?- Бишбалта.
- Поэт XVI в., автор поэм “Дар мужей”(Тухфаи мардан), “Свет сердец”(Нуры содур), “Назидание” и др., пропагандировал идеи гуманизма, справедливости? - Мухамадьяр.
- Государственный и религиозный деятель, сеид Казанского ханства., поэт, автор “Книги Бакыргана”; один из руководителей обороны Казани в 1552 г., организовал отряд из шакирдов, погиб, защищая ханскую цитадель? - Кул-Шариф.
4. Подведение итогов
Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются из количества очков, заработанных командами.