Организация внеурочной деятельности с учетом национально-регионального компонента в рамках реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание, Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


“Воспитание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать”
Д.С.Лихачев

I. Актуальность использования НРК в начальной школе.

Национально-региональный компонент (НРК) государственного образовательного стандарта разработан в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, Законом Республики Адыгея “Об образовании” с учетом основного направления модернизации общего образования и является основой для разработки плана кружковой работы во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом во внеурочной деятельности несёт очень большой объём знаний по различной тематике:

???Под национально-региональным компонентом (далее НРК) понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, природно-экологическое своеобразие Республики Адыгея, региональную специфику развития.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад – двор – школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине. опираясь на знания детей, нужно углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур народов, живших и живущих на территории нашей республики.

На этом пространстве он начинает осознавать себя представлением своего народа, частью окружающего его мира. Поэтому первоначальное знакомство с историей как предметом целесообразно начинать с истории родного села, улицы и семьи.

Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Прежде всего, надо отметить его мировоззренческий аспект, познавательную и воспитательную функции.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования НРК не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках литературного чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории нашей республики, ее прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

II. Организация внеурочной деятельности с учетом национально-регионального компонента в рамках реализации ФГОС

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня. Она состоит из пяти основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.

По сравнению с выпускниками прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Помимо учебного кабинета, активно используются спортзал, спортивная площадка, библиотека. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, разучивают с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывают загадки, проводят фенологические наблюдения. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом — в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к дополнительным занятиям, оценивают как возможность развития творческих способностей детей.

В начальной школе работают такие кружки внеурочной деятельности:

1. “Здоровейка”, “Подвижные игры” (спортивно-оздоровительное направление).

Цели и задачи:

  • Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  • Темы занятий с использованием национально – регионального компонента:
  • “Заниматься спортом – значит быть здоровым”, “Виды спорта, процветающие в республике Адыгея”
  • Экскурсия “Сезонные изменения и как их принимает человек”.

2. “Я живу в России”

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

Темы занятий с использованием национально – регионального компонента:

  • “Страна, в которой мы живем. Что мы знаем о народах России”.
  • “Моя малая родина – Адыгея.
  • Экскурсия по селу. Достопримечательности нашего села”.
  • “Моя семья – моя радость”

3. Танцевальный “Капельки”

Цель

  • приобщение школьников к искусству танца, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер;
  • воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности ученика, его гуманных, гражданских и патриотических чувств.
  • знакомство с культурой, бытом, танцами народов, населяющих нашу республику.

4. “Земля – наш общий дом”

Цели:

Основная  цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, углубление и расширение знаний по окружающему миру.

Темы занятий с использованием национально-регионального компонента:

  • “Что такое экология?”.
  • “Животные нашего леса”.
  • “Домашние животные”.
  • “Птицы, живущие рядом с нами”.

5. “Умелые ручки”

Цели и задачи:

  • Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
  • Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Темы занятий с использованием национально-регионального компонента:

  • “Все профессии хороши – выбирай на вкус”.
  • “Сельскохозяйственный транспорт”.

6. “Школа оптимизма”

Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи:

  • Формировать у младшего школьника представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке.
  • Дать школьнику представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни.
  • Пробуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;

Темы занятий с использованием национально – регионального компонента:

  • “Экскурсия “Что у нас во дворе”.
  • “Человек среди людей”.
  • “Дружба – чудесное слово”.

Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;

5. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Обращение к учителям

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Я твердо верю в это. Вера - двигает горы... Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля!

Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.

Никогда не падайте духом!

У Вас все получится!