Трудно переоценить значение образования в жизни общества. Именно школа воспитывает будущее страны. В соответствии с требованием времени у нас в школе был открыт педагогический класс. С чего начать? Конечно, с изучения истории школы, истории развития образования в нашем городе. Возникла необходимость в серии занятий по данной теме. Здесь представлено первое занятие, посвященное началу нашей школьной истории.
Работая над этой проблемой, мы по-другому взглянули на наш край, на нашу школу, заочно познакомились со многими интересными людьми. Мы очень благодарны нашим предшественникам, которые оставили обширный материал, оформив его в различные альбомы.
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа.
Материал для занятия № 1
Первая фундаментальная реформа просвещения в России была подготовлена в начале Х1Х века ближайшим окружением Александра I (М.М. Сперанский, В.Н. Каразин и др.) как часть общих преобразований в стране. Создавалась иерархическая школьная система (включала 4 ступени образования), распределённая по учебным округам (Петербургский, Московский, Белорусский, Литовский, Дерптский, Казанский, Харьковский). Руководящая роль отводилась университетам. На общегосударственном уровне система образования подчинялась Министерству народного просвещения (МНП; учреждено в 1802; первый министр – П. В. Завадовский). Предусматривалось 3 типа общеобразовательных школ – приходские школы, уездные училища и гимназии.
Перед гимназиями (4 года обучения) в качестве одной из важных ставилась задача подготовки к поступлению в университет. Обучение имело общеобразовательную направленность, но основным были гуманитарные дисциплины и математика. Гимназия давала полное среднее образование тем, кто собирался по окончании заняться практической деятельностью, преподавались коммерция, технология и два новых языка. Уездные училища (2 года) готовили к поступлению, а также давали детям “реальные знания. Низшей ступенью образования являлись приходские училища (1 год), которые могли учреждаться при каждом церковном приходе. В них принимались дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Обучали чтению, письму, умению производить элементарные арифметические действия; преподавались также Закон Божий, основы природоведения и гигиены. Содержали приходские училища местные власти и само население.
Количество начальных школ в России в 1-й половине XIX века росло очень медленно. В 1830 году работали 718 приходских, 416 уездных и 402 частных училища. Число уездных училищ (в 1830 году их было 55) оставалось почти постоянным. Средний прирост начальных школ составил всего 4 учебных заведения в год. В среднем на 100 жителей приходилось лишь 7 учащихся.1
_______________
1
Большая Российская Энциклопедия. Россия. М.: Научное издательство, 2004. С. 679
“Устав гимназий и училищ, состоявших в ведении университетов” (1828г.) утвердил сословно-классическую направленность гимназий, провозгласил целью образования - соединение веры и знания, фактически ликвидировал преемственность учебных программ между начальной, средней и высшей школами. Каждый тип школы становился сословно-обособленным и замкнутым: приходские училища предназначались для детей из “нижних сословий”; 2-классные уездные училища – для детей городских обывателей (мещан и купечества); дети дворян и чиновников могли учиться в гимназиях с 7-ми летним сроком обучение.
Переломным моментом в истории российской школы была реформа 1860-х гг., подготовленная педагогами и общественными деятелями (Н. И. Пирогов, А. Г. Ободовский, В. Ф. Одоевский, П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский и др.). По “Положению о начальных народных училищах” (1864) и “Уставу гимназий и прогимназий” (1864) все школы провозглашались общедоступными и всесословными, однако, в отношении гимназий этот принцип не соблюдался. Цель начального образования определялась как “утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний”.2 Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений. Росло число начальных и средних общеобразовательных учебных заведений (в 1856-80гг. – с 8,2 тыс. до 22,7 тыс., учащихся в них – с 450 тыс. до 1141 тыс.).3 Управление школами приобретало централизованный характер.
_______________
2 Там же. С.680.
3 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, кон. Х1Х – нач. ХХ в. М., 1991. С.193.
В конце 1860 – 1870-х гг. развернулась деятельность земств в области народного образования (в 1869г. в земских губерниях было 9677 школ с 274 тыс. учащихся, в 1874 – 16 310 школ с 759 тыс. учащихся). Расходы на образование увеличились с 5% земского бюджета в 1868г. до 10,3% в 1873г. В 1880г. доля общественного участия в содержании начальных школ возросла до 86,1% общих затрат.4 Основными чертами земской школы были трехлетний курс обучения и один учитель, занимающийся с тремя отделениями. До 1891г. в земской школе отсутствовали твердо установленные программы, учитель был свободен в выборе методов обучения и учебников. Земство обеспечивало учителя денежным содержанием, а школу учебными пособиями. Крестьяне содействовали содержанию школьного помещения.
_______________
4 Там же. С.194.
Во 2-й половине 1860-х гг. реформы в области образования подверглись ревизии. Контрреформа 1870-х гг. (“Устав гимназий и прогимназий”, 1871г.; “Положение о начальных народных училищах”, 1874г.) восстанавливала сословную разобщенность школ, узкоклассическую направленность обучения, нарушала определенное единство системы общего образования. Реальные гимназии заменялись реальными училищами, сильно уступавшими первым в общеобразовательной подготовке, но придававшими обучению серьезный естественнонаучный и технический уклон.
Церковно-приходские школы, создававшиеся с 1881г. православными общинами (в 1905 их было 42 696, или 46,5% всех начальных школ), до 1917г. занимали значительное место в системе начального образования.5
_______________
5
Очерки истории школы... С.196.
С 1912 года открывались высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения (после 3-4-летней элементарной школы), в учебный план которых включались дополнительно алгебра, геометрия, физика, история, география, естествоведение, рисование, пение и гимнастика. В 1914г. действовало свыше 105,5 тыс. учебных заведений, в том числе около 102 тыс. начальных, свыше 1,6 тыс. неполных средних (высшие начальные училища и прогимназии) и свыше 1,9 тыс. средних школ (классические и реальные гимназии, коммерческие училища).6
_______________
6
Там же. С.198.
Возникновение и первые годы существования гимназии
Первая половина Х1Х века в нашем крае, как и во всей стране, характеризуется недостаточным уровнем развития образования. В основном образование призвано было обеспечить потребности иностранных специалистов, работающих на предприятиях края. На фабрике Каретникова в середине Х1Х века работало 6 англичан и 2 немца. Журов писал во “Владимирских губернских ведомостях”: “Иностранцы вообще – не только на Каретниковской мануфактуре, но и на прочих – жалованье получают более русских при одинаковых должностях...”7 “Главною виной этого – недостаток нашего образования, в котором мы не сильны, и учиться-то нам негде, и ученье-то дается очень дорого. Если в целой губернии на миллион жителей только одна гимназия, приготовляющая преимущественно людей чиновных, в целой России 5-6 промышленно-учебных заведений, требующих от учеников от 200 до 350 рублей серебром ежегодно, то этого далеко недостаточно для государства, в котором 65 миллионов жителей”.8
_______________
7
Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время//Владимирские губернские ведомости. 1879, № 10.
8
Там же.
В 1844г. году в селе Тейково помещиком была открыта школа. Для этого выстроен отдельный флигель и нанят за 50 рублей в год учитель (унтер-офицер в отставке, чиновник 14-го класса). Учащихся было 40 человек. Кроме учителя, был священник, преподававший “Закон божий”.9 Конечно, для такого села, как Тейково, школа была очень мала. Учились в этой школе дети состоятельных родителей. Детям рабочих и эта школа была недоступна.
_______________
9
Там же.
Быстро развивающаяся капиталистическая промышленность России в конце Х1Х века – начала ХХ века требовала расширения и повышения образовательного уровня населения. Этого требовали и прогрессивные течения Западной Европы и самой России, особенно под влиянием 1905 года.
В действующей земской школе (здание начальных классов) было открыто 2-х классное министерское училище. Она вполне обеспечивала конторско-счетными кадрами фабрику Каретникова. Официальное ее название - народное училище ведомства Министерства народного просвещения. На фронтоне видна надпись: “В память 19 февраля 1861 года”.
Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев. А с учетом всех праздников и выходных было около 125 учебных дней в году. Основной причиной короткого учебного года называлась занятость крестьянских детей, даже самых маленьких, в домашнем хозяйстве — родители могли себе позволить отпустить их в школу только в зимнюю половину года, когда не было сельскохозяйственных работ.
Учёба занимала шесть дней в неделю, каждый день было 4—5 часовых уроков с 5-10-ти минутными переменами между ними и часовым обеденным перерывом.
Рекомендуемое расписание уроков начального училища. Из предметов здесь можно увидеть: письмо-чтение, ученье наизусть стихов, арифметика, закон Божий, пение, письмо под такт, чтение по-церковнославянски, диктовка, объяснение Евангелия, чистописание, а также самостоятельные занятия.
По окончании школы проводились выпускные экзамены, по результатам которых выдавались свидетельства об окончании. Экзамены были государственными и проводились не учителями, а членами уездного училищного совета, то есть преимущественно чиновниками.
В июле 1912 года в селе Тейково создаётся Тейковское общество распространения образования – ТОРО.
“Общество им?етъ ц?лью, на основаніи соотв?тствующихъ узаконеній и распоряженія Правительства:
а) устроить въ с. Тейков?, Владимирской губерніи среднее учебное заведеніе.”10
_______________
10
Устав Тейковского Общества распространения образования, Иваново-Вознесенск, типография А.Н.Волкова, 1912г. Российская государственная библиотека, ОФН 25753
В 1912 году начинается строительство нового здания для данного учебного заведения, которое осталось недостроенным, т.к. началась Первая мировая война.
В том же году учебные занятия начались в приготовительном и 1-х классах учебного заведения Общества. Занятия второго года в 1913 году обучения проводились в двух каменных арендованных домах на 1-ой Красной улице (напротив ЦРБ, здания поликлиники). С 1914 года учебное заведение начало функционировать в недостроенном здании (в настоящее время здание старших классов МСОШ № 1).
Цель открытия – обеспечить промышленность своими специалистами (на фабрике специалистами средней и высшей квалификации были англичане, немцы, французы). Они могли обучать детей в Тейкове, а не выезжать в другие города, чтобы дать детям среднее образование.
Невядомский А.М. на молебне перед началом учебного года в 1915 году заявил: “Мне нужны свои инженеры и техники, и я буду обучать первый выпуск гимназии в высших учебных заведениях за свой счет”.11
_______________
11
Материалы архива муниципальной средней общеобразовательной школы № 1 г. Тейково Ивановской области. Альбом № 1.
Конечно, это было продуманное решение, имевшее цель обеспечить фабрику своими специалистами, которые были бы обязаны служить верой и правдой своему благодетелю; быть верным помощником по приумножению капиталов.
Открытие гимназии в Тейкове позволило обучать детей рабочих, крестьян, местной интеллигенции.
Так, в 1-ом классе, который был выпущен в 1919 году, училось:
- детей рабочих – 11 человек (Трутнев, Бобковы, Боканов...);
- детей служащих – 12 человек (Лисин, Козлов ...);
- детей крестьян – 2 человека;
- детей медицинских работников – 2 человека;
- детей мелких предпринимателей – 3 человека.12
Демократический состав учащихся являлся характерной особенностью этой школы того времени. Гимназия была смешанной, здесь обучались и мальчики и девочки, что в казенных гимназиях не допускалось. В школе не было установлено обязательной единой формы, что сокращало расходы на обучение.
Годовая плата за обучение была 50 рублей, 5 рублей членские взносы в общество распространения образования. Если учесть, что учащиеся гимназии жили в семье, будет понятно, как облегчалось для рабочих и служащих обучение своих детей. Большинство из них училось за счет полных или частичных стипендий. Взаимоотношения учащихся и учителей, система преподавания резко отличалась от казенных гимназий того времени. Дисциплина была примерной, не было в школе ни надзирателей, ни классных дам. В школе создавалось ученическое самообразование: по классам выбирались консулы, а из них состоял совет школы.13
_______________
12
Там же.
13
Там же.
В обучении использовались активные методы преподавания: экскурсии, опыты, наблюдения, наглядные пособия, живая беседа. Широко была развита самодеятельность учащихся, работали кружки. Руководителями самодеятельности были учителя или представители фабричной интеллигенции. Часто проводились организованные дни отдыха, 2-3 раза в году проводились родительские собрания.
Закон божий был важнейшим предметом, на него отводилось много учебных часов: ежедневные молитвы перед началом и после уроков, молебны в начале года, но строгого наблюдения за посещением церкви не было, как в других гимназиях. Кроме законы божьего изучались история церкви, древнеславянский язык. Из иностранных языков с 1-го класса изучали немецкий, со 2-го – французский, с 3-го – латинский. Физика, химия, изучались в меньшем объеме, чем этого можно было бы ожидать с учетом уровня наук в тот период. Математика изучалась достаточно хорошо и широко.14
_______________
14
Материалы архива муниципальной средней общеобразовательной школы № 1 г. Тейково Ивановской области. Альбом № 1.
До 1936 года ХХ века была в городе единственным учебным заведением, дающим среднее образование. Люди со средним образованием в большинстве становились учителями. Вот и среди выпускников, окончивших школу в 1919 году, большая часть стала учителями (24 из 30). Они добросовестно служили народу, из рядов которого вышли сами.
Ни архивам, ни книгам, ни песням
Не объять громадьё этих лет
Верность долгу, служенье Отчизне,
Достижение трудных побед...
Домашнее задание: собрать материал по начальной истории школы для школьного музея.
Список источников и литературы.
- Большая Российская Энциклопедия. Россия. М.: Научное издательство, 2004
- Государственный архив Ивановской области. Архивный фонд Шуйского уезда. Дело № 1234.
- Земин И.И. Сборник документов и материалов по истории Тейкова (рукописная книга). 1955.
- Материалы краеведческого музея МСОШ № 4.
- Школьный архив МСОШ № 1.
- Зеленоокая сторона Тейковская. Прошлое и настоящее Тейкова и Тейковского района. Иваново, “Ивановская газета”, 1999.
- История отечественного образования, 1Х-Х1Х в. М., 2002.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. М., 2002.
- На земле Ивановской. Прошлое и настоящее Ивановской области. Иваново, “Ивановская газета”, 2005.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, ХУШ в. – 1-я пол. Х1Х в. М., 1973.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 2-я пол. Х1Х в. М., 1976.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до кон. ХУП в. М., 1989.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, кон. Х1Х – нач. ХХ в. М., 1991.
- По земле Ивановской: Историко-краеведческий очерк. Ярославль, ВВКИ, 1983.
- Чулков Н.П. Русское купечество. М., 1907.
- Шошин М. Наши города. ОГИЗ-ИВГИЗ, 1945.
- Штукенбекер И.Ф. Статистические труды. М., 1842.
- Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время//Владимирские губернские ведомости. 1879, № 10.
- Журов Ф. Село Тейково//Будни-2. 1997, февраль, № 7.
- Из прошлого Иванова//Ивановская область. 1936, № 5.
- Экземплярский Г.М. Из прошлого г. Тейково и Тейковской мануфактуры//Ивановская область. 1937, № 3.
- Устав Тейковского Общества распространения образования, Иваново-Вознесенск, типография А.Н.Волкова, 1912г. Российская государственная библиотека, ОФН 25753