Внеурочное занятие. Дегустация "Забытое русское лакомство" (история + география + краеведение)

Разделы: География, История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Технологическая карта

Цель Создание условий для формирования представления о развитии региональной промышленности в России конца XIX - начала XX века на примере купеческой семьи Прохоровых

Планируемый результат

Предметные УУД УУД
  Знать расположение Тульской области и г. Белева, реки Оки.

Рассматривать исторические события в контексте истории семьи купцов Прохоровых.

Знать региональные достопримечательности г. Белева и Тульской области.

Открыть новые гастрономические ощущения.

Осознать значимость человеческой активной деятельности на примере Амвросия Прохорова.

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности через осознание личностного значения учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в поставленной учебной ситуации.

Регулятивные

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений, осуществление выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные

Умение размышлять, строить логические рассуждения и делать выводы.

Умение фиксировать результаты своей работы.

Коммуникативные

Готовность отстаивать, высказывать свою точку зрения, делиться мнением.

Умение работать в группе, принимать общие решения.

Основные понятия Тульская область, Тула, Белев, река Ока, пастила, антоновские яблоки, купеческая семья Прохоровых.
Персоналии Амвросий Прохоров, Павел Прохоров, Николай Прохоров

Организация пространства

Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
История

Краеведение

География

Фронтальная

Групповая

Компьютер + проектор

Презентация

Альбом фотографий

Для дегустации: белёвская пастила, белевская хрустила, чай

Приборы для чаепития, самовар

Этапы занятия

Деятельность учителя Деятельность учеников
Действия Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1. Этап: организационный (1 минута)
Делит детей на группы (старших по желанию, младших можно по своему усмотрению или по жребию).

Приглашает учащихся к столам.

Делятся на группы.      
2. Этап: история белевской пастилы от создания до наших дней (15 минут)
Рассказывает ребятам историю жизни купеческой семьи Прохоровых. Характерные признаки того времени. Освещает историю создания белевской пастилы.

Дает альбом с подборкой фотографий.

Слушают рассказ.

Задают вопросы.

Воспринимают смысл рассказа.

Актуализация собственного опыта.

Продумывают вопросы.

Участвуют в беседе.

Формируют свое отношение к истории купеческой семьи, осознают значение их деятельности.

Оценивают их достижения.

3. Этап: дегустация белевских лакомств (15 минут)
Раздает ребятам разные виды пастилы, хрустилу.

Объясняет рецепт и особенности приготовления лакомства

Демонстрирует фотографии на слайде

Пробуют белевскую пастилу

Слушают рассказ учителя

Задают вопросы

Воспринимают рассказ учителя

Получают новые гастрономические ощущения

Задают вопросы,

Высказывают свое мнение

Формируют свое отношение к продукту
4. Этап: Творческая работа в группах (10 минут)
Дает задание на группу. Опираясь на полученные знания выполняют задания. Анализируют свои знания, находят решение поставленной задачи. Обсуждают задание, предлагают свои пути решения.

Слушаю других учеников анализируют их версии, корректируют.

Контролируют свои действия и действия других участников. Оценивают результаты своей работы.
5. Этап: презентация творческой работы (10 минут)
Организует обсуждение результатов, рефлексию. Презентация своей творческой работы. Слушают, анализируют, сравнивают свои результаты с другими. Выражают свое мнение по поводу проделанной работы. Оценивают свои действия и полученные результаты.

Проводят итоговый контроль своей работы.

6. Этап: Закрепление (5 минут)
Раздает карточки, объясняет задание. Слушают задание. Выполняют его, опираясь на полученные знания. Воспринимают смысл, анализируют. Участвуют в обсуждении, предлагают свои решения, слушают других участников. Оценивают свои знания по данным вопросам.
7. Этап: Рефлексия
Предлагает детям оставить отзыв о занятии. Воспринимают информацию.     Анализируют, формируют свое мнение по отношению к занятию.

Занятие включает в себя 7 этапов: организационная часть, вводная часть, дегустация, творческое задание, презентация результатов творческой работы, закрепление и рефлексия.

Оформление: Проектор с компьютерной презентацией. Карта Тульской области. Портреты семьи купцов Прохоровых, альбом фотографий. На столах чайные приборы, упаковки белевской пастилы, самовар. В качестве помощников в организации приглашают 1-2 учеников старших классов.

Организационная часть (3 минуты)

Ребята делятся на группы. В старших классах можно предложить самостоятельно определить группы. В младших классах можно разделить детей по своему усмотрению (если учитель знаком с аудиторией) или с помощью жребия.

Вводная часть (15 минут) (рассказ с демонстрацией компьютерной презентации)

Пастила - уникальное старинное лакомство, очень вкусное и полезное (Слайд 2). Мы познакомимся с белевской пастилой, которая получила свое название от названия города Белев, который расположен в Тульской области на реке Оке (Слайд 3). Первые упоминания о пастиле можно найти в "Домострое": "постела", то есть то, что постлано, расстелено. Такое название было связано с технологией изготовления пастилы. В грамоте Ивана Грозного от 1578 года “постила” — “лакомство из ягодного сока”. В XIV веке встречаются предания, что пастила изобретена жителями Коломны (Слайд 5).

Изобретателем белевской пастилы был Амвросий Прохоров. Члены династии Прохоровых всегда тяготели к наукам, и к середине XIX века в семье все имели высшее образование. Они были очень предприимчивые люди, их идеи всегда воплощались в жизнь и приносили успех. В семье Прохоровых бытовало предание, будто бы еще три века назад их далекий предок из Белева возил лыко в будущий Санкт-Петербург. За усердие выдал ему Петр I пять тысяч серебром. На эти деньги купил Прохоров землю по берегам Оки под строительство пакгаузов и под закладку яблоневого сада.

Амвросий Прохоров с сыном Павлом успешно торговали пенькой, лесоматериалами и яблоками в Европе и крупнейших городах России. В 1865 г. после выхода закона об организации “Общественных банков” в Белеве открыли “Общественный городской банк Амвросия Прохорова с сыном”. Вскоре на Улановой горе начинается строительство каменного здания длиною в 100 м. Что строится, никто не знает, но идут слухи: “Будут яблоки огнем жечь!” (Слайд 6)

В 1888 году открылся “Завод растительных консервов” – первый в России! Секретность строительства нашла объяснение: завод имел цех “огневой сушки овощей” – изобретение Прохорова. (Слайд 7)

Рабочий день на консервном заводе начинался с чаепития. Рабочие пили чай с пастилой (сам Прохоров тоже присутствовал) и только потом шли работать.

Изобретение рецепта пастилы связывают с одним случаем произошедшим с семье Прохоровых. Излюбленным лакомством домочадцев были печеные яблоки. Но как то раз яблоки сильно пересушили, и чтобы не выбрасывать, яблочное пюре смешали с яичным белком. Просушили и получили нежное, воздушное лакомство. Затем рецепт доработали, и решили производить пастилу в промышленном масштабе (Слайд 7).

1890 году пастила Прохорова получила медаль на Выставке садоводства в Санкт-Петербурге. За сезон завод производил до 11 тонн пастилы. Прохоровы держали лавки в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Тбилиси, Риме, Париже. Во французской столице Прохоровы выставляли пастилу на международных выставках, откуда она развозилась по всему миру: в Австралию, Канаду, Бразилию. Рецепт яблочной пастилы изложил в своей книге “Приготовление Белевской чисто-яблочной пастилы” сын Павла Прохорова Амвросий: “Белевская пастила не сохнет в течение 2-3 лет, даже если кусок засохнет, то стоит только положить его в сухое место, и прежняя свежесть возвращается через 2-3 дня...”.

В 1914 г. с началом Первой мировой войны завод Прохоровых становится стратегическим: там делают пакетированные кисели (изобретение Павла Прохорова), фруктовые чаи, наборы сухофруктов для компота и сухие супы.

А в октябре 1917-го на Прохоровский завод пришли большевики и национализировали имущество. С 1918 года завод Прохорова подчинялся исполкому рабочих и служащих, а важные вопросы решались на общем собрании. Амвросий имущество отдал – лишь бы завод продолжал работу. Прохоровым (отцу и сыновьям) предложили остаться на заводе инженерами. Николай Прохоров не согласился и в дальнейшем был репрессирован, получив 10 лет лагерей.

Дегустация (15 минут)

Помощники разливают чай, разносят кусочки белевской пастилы и белевской хрустилы. Рассказ о рецепте приготовления белевской пастилы на фабрике (Слайды 8-10)

Творческая работа в группах (10 минут)

Ребятам предлагается выполнить творческое задание (Слайды 11-12).

Есть в Туле памятник, который посвящен знаменитому тульскому прянику (демонстрация на слайде). Обсудите в группе и предложите свой проект памятника, посвященного пастиле и ее изобретателю Амвросию Прохорову, который можно поставить в г. Белеве. Проект памятника представьте через 10 минут на бумаге, и объясните основной замысел и идею.

Презентация результатов творческой работы (10 минут)

По очереди от каждой группы выступает один представитель, рассказывает основную идею проекта памятника, показывает рисунок.

Закрепление полученных знаний (5 минут):

В конце занятия ребятам предлагается выполнить задания по изученной теме. Ребятам раздают дидактические карточки (Приложение 1)

Рефлексия (5 минут):

Учащимся предлагается заполнить журнал отзывов, оставить свои впечатления и пожелания.