Технологическая карта
Цель | Создание условий для формирования представления о развитии региональной промышленности в России конца XIX - начала XX века на примере купеческой семьи Прохоровых | |
Планируемый результат |
Предметные УУД | УУД |
Знать расположение Тульской области и
г. Белева, реки Оки. Рассматривать исторические события в контексте истории семьи купцов Прохоровых. Знать региональные достопримечательности г. Белева и Тульской области. Открыть новые гастрономические ощущения. Осознать значимость человеческой активной деятельности на примере Амвросия Прохорова. |
Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности через осознание личностного значения учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в поставленной учебной ситуации. Регулятивные: Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений, осуществление выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: Умение размышлять, строить логические рассуждения и делать выводы. Умение фиксировать результаты своей работы. Коммуникативные: Готовность отстаивать, высказывать свою точку зрения, делиться мнением. Умение работать в группе, принимать общие решения. |
|
Основные понятия | Тульская область, Тула, Белев, река Ока, пастила, антоновские яблоки, купеческая семья Прохоровых. | |
Персоналии | Амвросий Прохоров, Павел Прохоров, Николай Прохоров | |
Организация пространства |
||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История Краеведение География |
Фронтальная Групповая |
Компьютер + проектор Презентация Альбом фотографий Для дегустации: белёвская пастила, белевская хрустила, чай Приборы для чаепития, самовар |
Этапы занятия
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||
Действия | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
1. Этап: организационный (1 минута) | ||||||||
Делит детей на группы
(старших по желанию, младших можно по своему
усмотрению или по жребию). Приглашает учащихся к столам. |
Делятся на группы. | |||||||
2. Этап: история белевской пастилы от создания до наших дней (15 минут) | ||||||||
Рассказывает ребятам историю
жизни купеческой семьи Прохоровых. Характерные
признаки того времени. Освещает историю создания
белевской пастилы. Дает альбом с подборкой фотографий. |
Слушают рассказ. Задают вопросы. |
Воспринимают смысл рассказа. Актуализация собственного опыта. |
Продумывают вопросы. Участвуют в беседе. |
Формируют свое отношение к
истории купеческой семьи, осознают значение их
деятельности. Оценивают их достижения. |
||||
3. Этап: дегустация белевских лакомств (15 минут) | ||||||||
Раздает ребятам разные виды
пастилы, хрустилу. Объясняет рецепт и особенности приготовления лакомства Демонстрирует фотографии на слайде |
Пробуют белевскую пастилу Слушают рассказ учителя Задают вопросы |
Воспринимают рассказ учителя Получают новые гастрономические ощущения |
Задают вопросы, Высказывают свое мнение |
Формируют свое отношение к продукту | ||||
4. Этап: Творческая работа в группах (10 минут) | ||||||||
Дает задание на группу. | Опираясь на полученные знания выполняют задания. | Анализируют свои знания, находят решение поставленной задачи. | Обсуждают задание,
предлагают свои пути решения. Слушаю других учеников анализируют их версии, корректируют. |
Контролируют свои действия и действия других участников. Оценивают результаты своей работы. | ||||
5. Этап: презентация творческой работы (10 минут) | ||||||||
Организует обсуждение результатов, рефлексию. | Презентация своей творческой работы. | Слушают, анализируют, сравнивают свои результаты с другими. | Выражают свое мнение по поводу проделанной работы. | Оценивают свои действия и
полученные результаты. Проводят итоговый контроль своей работы. |
||||
6. Этап: Закрепление (5 минут) | ||||||||
Раздает карточки, объясняет задание. | Слушают задание. Выполняют его, опираясь на полученные знания. | Воспринимают смысл, анализируют. | Участвуют в обсуждении, предлагают свои решения, слушают других участников. | Оценивают свои знания по данным вопросам. | ||||
7. Этап: Рефлексия | ||||||||
Предлагает детям оставить отзыв о занятии. | Воспринимают информацию. | Анализируют, формируют свое мнение по отношению к занятию. |
Занятие включает в себя 7 этапов: организационная часть, вводная часть, дегустация, творческое задание, презентация результатов творческой работы, закрепление и рефлексия.
Оформление: Проектор с компьютерной презентацией. Карта Тульской области. Портреты семьи купцов Прохоровых, альбом фотографий. На столах чайные приборы, упаковки белевской пастилы, самовар. В качестве помощников в организации приглашают 1-2 учеников старших классов.
Организационная часть (3 минуты)
Ребята делятся на группы. В старших классах можно предложить самостоятельно определить группы. В младших классах можно разделить детей по своему усмотрению (если учитель знаком с аудиторией) или с помощью жребия.
Вводная часть (15 минут) (рассказ с демонстрацией компьютерной презентации)
Пастила - уникальное старинное лакомство, очень вкусное и полезное (Слайд 2). Мы познакомимся с белевской пастилой, которая получила свое название от названия города Белев, который расположен в Тульской области на реке Оке (Слайд 3). Первые упоминания о пастиле можно найти в "Домострое": "постела", то есть то, что постлано, расстелено. Такое название было связано с технологией изготовления пастилы. В грамоте Ивана Грозного от 1578 года “постила” — “лакомство из ягодного сока”. В XIV веке встречаются предания, что пастила изобретена жителями Коломны (Слайд 5).
Изобретателем белевской пастилы был Амвросий Прохоров. Члены династии Прохоровых всегда тяготели к наукам, и к середине XIX века в семье все имели высшее образование. Они были очень предприимчивые люди, их идеи всегда воплощались в жизнь и приносили успех. В семье Прохоровых бытовало предание, будто бы еще три века назад их далекий предок из Белева возил лыко в будущий Санкт-Петербург. За усердие выдал ему Петр I пять тысяч серебром. На эти деньги купил Прохоров землю по берегам Оки под строительство пакгаузов и под закладку яблоневого сада.
Амвросий Прохоров с сыном Павлом успешно торговали пенькой, лесоматериалами и яблоками в Европе и крупнейших городах России. В 1865 г. после выхода закона об организации “Общественных банков” в Белеве открыли “Общественный городской банк Амвросия Прохорова с сыном”. Вскоре на Улановой горе начинается строительство каменного здания длиною в 100 м. Что строится, никто не знает, но идут слухи: “Будут яблоки огнем жечь!” (Слайд 6)
В 1888 году открылся “Завод растительных консервов” – первый в России! Секретность строительства нашла объяснение: завод имел цех “огневой сушки овощей” – изобретение Прохорова. (Слайд 7)
Рабочий день на консервном заводе начинался с чаепития. Рабочие пили чай с пастилой (сам Прохоров тоже присутствовал) и только потом шли работать.
Изобретение рецепта пастилы связывают с одним случаем произошедшим с семье Прохоровых. Излюбленным лакомством домочадцев были печеные яблоки. Но как то раз яблоки сильно пересушили, и чтобы не выбрасывать, яблочное пюре смешали с яичным белком. Просушили и получили нежное, воздушное лакомство. Затем рецепт доработали, и решили производить пастилу в промышленном масштабе (Слайд 7).
1890 году пастила Прохорова получила медаль на Выставке садоводства в Санкт-Петербурге. За сезон завод производил до 11 тонн пастилы. Прохоровы держали лавки в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Тбилиси, Риме, Париже. Во французской столице Прохоровы выставляли пастилу на международных выставках, откуда она развозилась по всему миру: в Австралию, Канаду, Бразилию. Рецепт яблочной пастилы изложил в своей книге “Приготовление Белевской чисто-яблочной пастилы” сын Павла Прохорова Амвросий: “Белевская пастила не сохнет в течение 2-3 лет, даже если кусок засохнет, то стоит только положить его в сухое место, и прежняя свежесть возвращается через 2-3 дня...”.
В 1914 г. с началом Первой мировой войны завод Прохоровых становится стратегическим: там делают пакетированные кисели (изобретение Павла Прохорова), фруктовые чаи, наборы сухофруктов для компота и сухие супы.
А в октябре 1917-го на Прохоровский завод пришли большевики и национализировали имущество. С 1918 года завод Прохорова подчинялся исполкому рабочих и служащих, а важные вопросы решались на общем собрании. Амвросий имущество отдал – лишь бы завод продолжал работу. Прохоровым (отцу и сыновьям) предложили остаться на заводе инженерами. Николай Прохоров не согласился и в дальнейшем был репрессирован, получив 10 лет лагерей.
Дегустация (15 минут)
Помощники разливают чай, разносят кусочки белевской пастилы и белевской хрустилы. Рассказ о рецепте приготовления белевской пастилы на фабрике (Слайды 8-10)
Творческая работа в группах (10 минут)
Ребятам предлагается выполнить творческое задание (Слайды 11-12).
Есть в Туле памятник, который посвящен знаменитому тульскому прянику (демонстрация на слайде). Обсудите в группе и предложите свой проект памятника, посвященного пастиле и ее изобретателю Амвросию Прохорову, который можно поставить в г. Белеве. Проект памятника представьте через 10 минут на бумаге, и объясните основной замысел и идею.
Презентация результатов творческой работы (10 минут)
По очереди от каждой группы выступает один представитель, рассказывает основную идею проекта памятника, показывает рисунок.
Закрепление полученных знаний (5 минут):
В конце занятия ребятам предлагается выполнить задания по изученной теме. Ребятам раздают дидактические карточки (Приложение 1)
Рефлексия (5 минут):
Учащимся предлагается заполнить журнал отзывов, оставить свои впечатления и пожелания.