Общепедагогические технологии
-
Педагогический совет как форма анализа качества школьного образования 2005
Современное требование к управлению качеством образования - целенаправленное взаимодействие сторон, каждая их которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта в управлении. Участие педагогического коллектива в изучении качества школьного образования, анализе факторов его определяющих, не только развивает аналитические навыки каждого педагога, но и способствует более ответственному отношению к результатам своей деятельности. Статья знакомит читателей с примерами заданий группам
-
Обновление структуры и содержания методической работы СОШ № 42 г. Петропавловска-Камчатского как условие реализации экспериментального проекта 2005
Шестой год средняя общеобразовательная школа является Федеральной экспериментальной площадкой для реализации проекта по теме "Развитие личности ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности", который предусматривает развитие школьника через удовлетворение его базисных потребностей. Это потребовало обновления структуры и содержания методической работы в школе. В статье представлен обобщённый опыт работы педагогического коллектива по данной проблеме.
-
Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения 2005
В работе представлен практический опыт организации пространства для профессионального и личностного развития школьного психолога. Автор даёт описание содержания, принципов, форм и методов деятельности клуба. В работе содержатся методики самодиагностики профессиональных и личностных качеств и ограничений, а так же набор способов и средств саморазвития психолога, достижения им профессионального и жизненного успеха.
-
Элективный курс (предпрофильный дополнительный образовательный курс) для 9-х классов "Компьютерная графика" 2005
Предпрофильный дополнительный образовательный курс "Компьютерная графика" содержит теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся подходов к поиску работы и получению ожидаемого результата. Предлагаются дополнительные возможности (трюки, эффекты) при изучении графических (векторных и растровых) редакторов: Paint, в текстовом редакторе Word, Adobe Photoshop, CorelDraw, Adobe Illustrator.
-
Урок физики в 8-м классе по теме "Работа электрического тока" 2005
Через каскад учебных ситуаций, позволяющих пройти погружение в новый учебный материал, через обращение к социальному опыту учащихся, урок физики содействует формированию основ практического мышления, реальной самооценке, динамике личностного продвижения в освоении ЗУНов, рефлексии по поводу учебных действий и их результатов, мотивированной деятельности их выполнению домашнего, внеурочного роста, общения по поводу изученного.
-
Сочинение математических сказок как средство гуманизации математического образования 2005
Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления. Гуманизация предполагает задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо сочинение школьниками математических сказок. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью, а так же уверенное владение математическими понятиями.
-
Модульное обучение на уроках географии 2005
Как результативно научить всех и каждого ученика в отдельности? Решить эту проблему поможет учителю модульная технология, в которой учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащегося. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где чётко указана цель усвоения определённого учебного материала, даёт точные указания к использованию источников информации и чётко объясняет способы овладения этой информацией.
-
Авторская программа "Физика и здоровье" 2005
Целью программы "Физика и здоровье" является знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
-
Экологическая конференция как творческая форма учебного процесса 2005
В данной работе представлен опыт проведения конференций по экологии в обычной средней школе. В статье излагаются все этапы подготовки к конференции, как для учащихся, так и для учителей. В процессе подготовки, выступлений на конференции, дискуссий, обработки результатов ученики могут научиться навыкам самообразования, поискам информации, умению объективно оценивать свою работу и работу других учащихся. Подготовка к конференции создает в школе демократичную среду, способствует развитию неформальных отношений между учителями и учащимися. Приведенная методика может быть применена для школьной конференции по всем предметам.
-
Осознание миссии "Школы Сотрудничества" 2005
Представление результатов опыта проведения общешкольного проекта "Сотрудничество в деятельности" по осмыслению понятия "сотрудничество" участниками образовательного процесса в школе.
-
Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста 2005
Память сама по себе от нагрузки не развивается. Нужны приспособления. Надо учиться вспоминать, проводя для этого специальные тренировки с релаксациями, аутотренингом. Еще важно внимание: часто "плохая память" связана просто с его отсутствием. Может помочь простая и универсальная методика концентрации - делать несколько дел одновременно.
-
Реализация концептуальных принципов лингво-гуманитарного образования при обучении математике учащихся в школе с углубленным изучением английского языка 2005
В работе представлен опыт работы учителя по формированию успешной мотивации учащихся в школьной деятельности через уроки математики. Изложен взгляд на реализацию изложенных принципов в условиях лингво-гуманитарной школы.
-
Информационные технологии на уроках ОБЖ "Стихийные бедствия. Лавины", 7-й класс 2005
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задача педагогов не только обеспечить счастливое детство, но и всю последующую жизнь человека, в которой может случиться всякое. Уметь противостоять невзгодам, прийти на помощь другим людям, не допустить профессиональных ошибок - все это закладывается в жизни. При изучении раздела курса ОБЖ в 7 классе "БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ" приоритет должен отдаваться первой половине формулы в триаде "Природа-Человек-Общество".
-
О системе задач курса информатики для сельской общеобразовательной школы 2005
Одной из проблем современного школьного образования является "оторванность" школьников от конкретных профессиональных задач. Разработка задачной технологии с профессионально-ориентированной системой задач по курсу информатики, как средства ранней профессиональной ориентации школьников и ее практическая реализация; направленная на развитие профессиональных качеств, необходимых выпускнику школы, учитывающая специфику жизни и профессиональной деятельности в условиях современного села, поможет в решении проблемы с минимальными затратами, в том числе и временными.
-
Психогеометрия в школе: новые возможности знакомого метода 2005
В статье представлен опыт использования психогеометрического теста при решении ряда образовательных и воспитательных задач, а именно: – для выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся при организации различных форм учебной, в частности, проектной деятельности; – при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы; – в работе с классными коллективами (сплочение класса, создание эффективной команды); – в работе с родителями.
-
Уроки восприятия в курсе ИЗО 2005
Искусство - это особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам. Законы развития искусства должны лечь в основание уроков восприятия в курсе ИЗО, точно так же, как математические законы лежат в основании школьной математики, а физические законы - в основании школьной физики.
-
Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы" 2005
Цель программы - создание организационных и методических условий для формирования единой активной образовательной среды, обеспечивающей довузовское педагогическое образование и личностное развитие участников педагогического процесса.
-
Некоторые формы организации учебной деятельности на уроках математики 2005
Некоторые формы организации учебной деятельности на уроках математики, способствующие формированию учебных умений и поддержанию интереса к предмету.
-
Интерактивная методика преподавания (ИМП) и самоорганизация информационного пространства урока 2005
Интерактивная методика преподавания – это технология, целью которой является выявление и исследование общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и информационных структур в методических системах различной природы. ИМП являет собой новый этап изучения таких систем. Это реальная, крайне важная задача, в основе решения которой лежит изучение и осмысление процессов самоорганизации в информационной и понятийной средах.
-
Роль наставника в преподавании истории в школе 2005
Система образования - сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Молодые специалисты - большой потенциал профессионализма и энтузиазма в системе образования. Задача наставника - заинтересовать и помочь молодому учителю реализовать себя, развивать его личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать методологическую базу, развивать управленческие умения.
-
Структуры организации коллективных творческих дел 2005
Представлено описание опыта и систематизация деятельности старшей вожатой по организации коллективных творческих дел. Разработаны структуры организации КТД на основе анализа педагогической литературы и обобщения опыта работы. Данные структуры позволяют упорядочить, разнообразить внеурочную деятельность. В статье есть и теоретическое описание и примеры.
-
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся профессионального лицея № 22 как необходимое условие подготовки конкурентоспособного выпускника 2005
Педагоги отмечают необходимость интеграции общего и дополнительного образования с помощью исследовательских работ учащихся и преподавателей. Актуальность раскрываемой темы - решительный поворот к личностно-ориентированной парадигме образования осуществляется недостаточно быстро, и самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению данного процесса через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах сверстников и педагогов.
-
Урок истории по теме: "Мы дети страшных лет…" 2005
Изучение истории родного края позволяет наполнить уроки истории не абстрактным, а конкретным, личностным содержанием. На таких уроках история одного человека воспринимается как часть истории всей страны.
-
Развитие творческих способностей на основе индивидуального и дифференцированного подходов учителей естественно-общественного цикла 2005
Пожалуй, самой серьезной "болезнью" современной школы является ориентировка на "среднего" ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности. Одним из путей решения этой проблемы является дифференциация обучения, рассматривающая возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Дифференциация обучения определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу "больше - меньше", а по принципу "труднее - легче".
-
Модальность возможного как средство повышения учебной мотивации подростков 2005
Причиной снижения мотивации является конфликт модальностей в отношениях педагога и подростка: подросток оперирует модальностями “Могу выбрать” и “Хочу”, педагог оперирует модальностью “Должен”. Модальность “Должен” не требует аргументации, но снижает инициативу и перекладывает ответственность за результат на внешний источник. Модальность возможного повышает требования к умению педагога аргументировать и убеждать, но обеспечивает внутреннюю мотивацию и ответственность за результат работы.
-
Система формирования общеучебных умений у учащихся 2005
В школе общеучебные умения не выступают предметом специального усвоения, их формирование идет по ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. стихийно и бессистемно. Для эффективного формирования и развития общеучебных умений необходимо соответствующее организационное и методическое обеспечение. Основой данного обеспечения является целостный дидактический комплекс, который включает: “Программу формирования общеучебных умений”, диагностику развития общеучебных умений, спецкурс ”Учись учиться”.
-
Введение курса "Основы налоговой грамотности"как способ формирования знаний, умений и навыков в области налогового поля (модель курса по выбору) 2005
Введение курса по выбору «Основы налоговой грамотности» в 9 классе обеспечивает учащихся достаточным минимумом знаний в налоговом поле, решает задачу адаптации в быстро меняющихся экономических условиях, готовит участников рыночной экономике.
-
Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции 2005
Сегодня большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности. Ребенок должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки. Актуальность данной проблемы: помочь нашим детям найти себя в жизни, привить такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющимся мире не получая психологических травм, комплексов неполноценностей.
-
Алгоритмический подход к обучению физике в Северо-Кавказском суворовском военном училище 2005
Привычка пользоваться алгоритмическими приёмами в практической работе становится требованием эпохи. Обучение алгоритмам не только не умаляет инициативы, творческого поиска, догадки, интуиции, но, наоборот, служит развитию ряда важных качеств логического и творческого мышления. Для педагогики значение алгоритмов состоит в том, что, обучив суворовца некоторому алгоритму решения задач, мы даём ему не только средство управления теми объектами, которые он будет преобразовывать с помощью алгоритма, но и средство управления самим собой, своим мышлением и практическими действиями.
-
Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения 2005
Тьюторское сопровождение - особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьютор в ходе взаимодействия создает ситуации и условия, обеспечивающие 1) овладение учеником культурными формами познавательной деятельности (проектированием, исследованием); 2) эффективность, как образовательной деятельности ученика, так и его рефлексии этой деятельности. Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов, описанных в данной статье.