Общепедагогические технологии
-
Нетрадиционные советы педагогов — путь к совершенствованию педагогического мастерства 2006
Одним из шагов создания коллектива единомышленников, сподвижников, понимающих, поддерживающих творческие начинания друг друга являются, на наш взгляд, нетрадиционные советы педагогов. Советы педагогов – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения. Главные цели и задачи совета педагогов – объединить усилия коллектива дошкольного учреждения на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике педагогической науки и передового опыта.
-
Программа элективного курса "Традиции и обычаи русского народа" для учащихся 8–10-х классов 2006
Цель элективного курса – сформировать у школьников систему нравственных качеств путем изучения русских культурных традиций. Особенности курса – его интегрированный характер. Он вобрал в себя сведения исторические, географические, этнографические, по филологии, литературе, музыке, изобразительному искусству. Занятия создают условия для разностороннего духовного, нравственного, эстетического развития учащихся.
-
Исследовательская деятельность учащихся в средней школе (из опыта работы) 2006
В статье изложен ряд вопросов, касающихся эффективности развития исследовательской деятельности учащихся на базе школы. Здесь приведены некоторые рекомендации для осуществления с более высоким коэффициентом полезного действия этого вида работы, изложены принципы подбора школьников и выбора темы исследования. В конце приведён примерный перечень различной документации, фиксирующей каждодневную работу педагога и его учеников, а также результаты этой деятельности.
-
Деловая имитационная игра на тему: "Восприятие живописи дошкольниками, как средство развития у них образной речи" 2006
Данная работа предполагает оказание методической помощи старшим воспитателям по организации методической работы с кадрами. Деловая игра – одна из форм этой работы, которая учит отбирать методический материал, в комплексе использовать словесные, игровые, практические, наглядные методы и приемы, обговаривать и обыгрывать способы их действия
-
Игровые программы в дополнительном образовании и индивидуальное развитие личности ребенка (на примере студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений "Калейдоскоп") 2006
Игра – важнейший вид детской деятельности, потому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, в поэтому основой программы студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений "Калейдоскоп" в Доме детского творчества г. Балтийска являются игра и общение, которые формируют диалогическую и вокальную речь, активизируют словарь. Кроме того, театрализованные игры носят психопрофилактический характер, так как помогают эмоционально и физически разряжаться.
-
Здоровьесберегающие технологии 2006
В статье отражаются основные направления деятельности школы, направленной на разработку и внедрение здоровьесберегающей педагогики. Мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности. Цель школы создание такой обучающей, воспитывающей, развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В условиях "Нашей школы" разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.
-
Формирование жизненно успешной личности 2006
Переход к новой системе социально-экономических отношений послужил причиной того, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей. Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми необходимо формирование способности проектировать свой жизненный успех и достигать его. Формирование успешной личности, девизом которой станет «быть», направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом.
-
Урок-конференция на тему: "Ознакомительная практика — необходимое звено учебного процесса" 2006
Урок-конференция – завершающий этап "Ознакомительной практики", которая является частью производственной практики по специальности "Коксохимическое производство" и проходит в виде уроков на производстве. Основная цель урока – обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе практики. Доклады о цехах подготовлены студентами по материалам уроков на производстве. Для активизации деятельности всей группы проводится фотовикторина, в которой использованы материалы, полученные в ходе практики.
-
Творчество в режиме школы полного дня — путь гармонизации школьника 2006
Целью своей педагогической деятельности считаю гармоничное развитие личности. Необходимо выделить три взаимосвязанных между собой блока, которые должны способствовать гармонизации ребёнка: Интеллект – Здоровье – Творчество.
-
Система обучения учащихся на уроках литературы 2006
Воздействуя только на разум ребенка, нельзя научить его быть ответственным за себя, своих близких, за свой жизненный выбор, воспитать в них лучшие нравственные качества. Необходимо разрабатывать уроки литературы так, чтобы они смогли затронуть душу ученика, пробудить его чувства. Это возможно, когда системой для учителя становятся необычные уроки, побуждающие ученика к духовному росту.
-
Использование информационных технологий в дополнительном образовании 2006
Дополнительное образование – это образование, обретаемое, получаемое на добровольной основе. Приоритетным направлением дополнительного образования в нашей школе является информационное направление "Компьютерная грамотность".
-
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 2006
Этот урок открывает новую большую тему "Чужая речь". На данном уроке ставится цель – расширить представления учащихся о способах передачи чужой речи; повторить пунктуацию при ПР, стоящей до и после слов автора, а также дать представление о предложениях с ПР, разорванной словами автора.
-
Обобщающий урок по теме: "Перестройка: объективная необходимость или козырная карта М.С. Горбачева?" 2006
Осмыслению и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в целом. Их цель – систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям.
-
Проект освоения темы "Пирамиды вокруг нас" 2006
Изучением пирамид занимались многие археологи, ученые, математики и каждый из них открывал новые свойства этих сооружений. По сей день существует ещё много загадок, связанных с пирамидами. Разгадать их предстоит будущим поколениям учёных и исследователей. Всё это вызвало у учащихся большой интерес и побудило их к более глубокому изучению свойств пирамид. В статье рассмотрен урок-проект по геометрии для 10-го класса общеобразовательной школы. Презентация к уроку выполнена учащимися под руководством учителя информатики.
-
Некоторые принципы организации обучения учащихся на уроках математики 2006
Мои принципы организации обучения учащихся на уроках математики (понимания, регулярности, самоконтроля, параллельности, опережающей сложности, смены приоритетов, вариативности, быстрого повторения, моделирование ситуаций) позволяют решить многие проблемы.
-
Учебное занятие изучения и первичного закрепления знаний при использовании модульной технологии 2006
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Принцип модульного обучения направлен на развитие индивида, его умственных и физических способностей, таланта в полном объеме.
-
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики 2006
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение её зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
-
Метод проектов: "Организация деятельности по химии" 2006
Реализовать развивающий потенциал школьного курса химии помогает метод проектов. Темы проектов составляются с учетом основных аспектов гуманитаризации школьного курса химии. Проектная деятельность организуется как на уроках химии, так и во внеклассной работе. Результатом применения метода проектов по химии является формирование нового типа учащегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной работы, готового к сотрудничеству.
-
Авторская программа элективного курса "Химия и жизнь" 2006
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Целями курса являются углубление и расширение знаний, развитие интереса к химии, творческих способностей и лингвистических навыков. Курс ориентирует на осознанный выбор профиля обучения. Представлено содержание программы, разработки некоторых занятий и практической работы.
-
Использование кейс-технологий на уроках обществознания 2006
Урок обществознания для учащихся 9-х классов "Право на образование" разработан на основе case study или кейс-метода. Данный метод является разновидностью проблемно-ситуационного метода обучения. Case (метод ситуаций) – "выходец" из методик, способствующих развитию критического мышления. Девиз данной методики: "Ничего на веру!".
-
Психологическое сопровождение оздоровительного процесса 2006
Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией, поэтому целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья. Работа с детьми строится по нескольким направлениям: диагностическое, развивающее, профилактическое, проектная деятельность.
-
Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся 2006
Технология рейтинговой оценки разработана по модульному принципу, представлена звеньями гармонично сочетающихся между собой алгоритмов, функционально направленных на оценку учебной успешности учащихся. Методика определения уровней учебной успешности учащихся направлена на объективизацию контроля качества знаний обучаемых и усиление их мотивации на более высокие результаты в условиях предпрофильного и профильного обучения, обеспечивая возможность контроля качества обучения на всех его этапах.
-
Урок-игра в группах технологических профессий: "Оператор в производстве шин" 2006
Урок-игра проводится в форме производственного совещания, на котором предлагается обучающимся представить себя в роли руководителей различных структур производства шин. Представителем автомобильного предприятия предлагается разработать новую модель и размер шины, отвечающие современным требованиям мирового стандарта для новой модели автомобиля. Защита проектов с обоснованием как выбранного варианта, так и готовности производственного сектора к исполнению.
-
Обучение грамоте. Строим город Букваринск 2006
В детские дома, в школы-интернаты для детей-сирот всё больше приходит детей, неподготовленных к школе, неспособных усвоить учебный материал по традиционной методике, а тем более по методике развивающего обучения. На помощь приходит яркая наглядность, участие детей в "строительстве" Букваринска, многократное использование приёмов сравнения, анализа, повторения. "Домики" на уроках обучения грамоте помогают всем детям быстрее запомнить буквы и звуки, освоить звуко-буквенный анализ, развить внимание, память, речь.
-
Деловая игра "Защита курсовых проектов по дисциплине "Гидротермическая обработка и консервирование древесины" 2006
Методическая разработка деловой игры "Защита курсовых проектов" имеет целью повышение эффективности овладения студентами новыми знаниями и навыками, наиболее активными способами применения их на практике, привлечение студентов к самостоятельной внеаудиторной деятельности при подготовке материалов к защите курсового проекта.
-
Урок-лекция "Словосочетание. Предложение" (с соблюдением требований к урокам ИОСО) 2006
Использование информационно-коммуникационных технологий удачно сочетается с технологией ИОСО (индивидуально-ориентированной системой обучения). Компьютер служит как демонстрационное средство наглядности, учащихся заинтересовывает работа с динамическими таблицами, опорными схемами, презентациями. По-своему интересна работа с программой виртуальной школы "Кирилла и Мефодия". Она используется чаще для уроков-лекций и закрепления нового материала.
-
Опытно-экспериментальная работа: интеграция музейной педагогики и этико-правового образования в воспитательную и образовательную систему работы образовательного учреждения 2006
Смысл интеграции этико-правового образования и музейной педагогики состоит в том, что он закладывает прочный фундамент универсального развития личности. Интеграция музейной педагогики и этико-правового образования ведет к восприятию ребенком целостной картины мира, развивает разные типы мышления. Из общих целей хочется выделить становление творческой, развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.
-
Составление и использование занимательных заданий в обучении математике 2006
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших задач дидактики". (К.Д.Ушинский)
-
Дидактические игры при изучении курса "Алгебра и начала анализа" 2006
В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, формируются ОУУН и закрепляются знания, приобретаемые на уроках. Проведение уроков с применением дидактических игр способствует основной цели обучения - саморазвитию учащихся, поэтому играть можно как в классах повышенного уровня подготовки, так и в классах с низким уровнем знаний.
-
Что развивает и чего не развивает развивающее обучение 2006
Традиционная система обучения главной целью ставит усвоение школьниками знаний, умений и навыков, которые потребуются им в будущей жизни. Важнейшим результатом развивающего обучения является формирование теоретического мышления. Если цель образования состоит в том, чтобы подготовить из ученика толкового исполнителя, следует выбирать традиционную систему. Если ставится цель воспитать человека, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оптимальные средства и способы их решения, то следует отдать предпочтение системе развивающего обучения.