Сегодня школа работает в условиях пока еще не решенной проблемы — проблемы создания нового содержания образования. И, очевидно, что составные части нового содержания должны определяться теми качествами личности, которые хотело бы видеть общество у выпускников школ; теми свойствами личности, которые позволили бы ей “жить в мире с собой и другими”, руководствоваться отношением к собственной жизни и жизни других людей, уметь ориентироваться в постоянно меняющейся экономической и общественно-политической обстановке.
Гуманитаризация школьного образования направлена на поворот процесса образования к миру человека, и процесс обновления содержания должен способствовать формированию гуманистической личности, то есть личности творческой, развивающейся.
Исходя из этого, наша школа включилась в опытно-экспериментальную работу. В школе реализуются две инновационные программы: музейно-педагогическая “Здравствуй, музей!” и этико-правовая “Я и мой мир”, курс “социальная практика” ведется в системе классных часов 5–7 классов.
Перед нами встал вопрос: “Как работать одновременно в двух направлениях?”. Реализация одновременно двух курсов в одном классе осложнена перегруженностью учащихся и выходит за рамки учебного плана, а интеграция этих программ на содержательном уровне не возможна.
Тогда мы проанализировали цели и задачи этих программ, приоритеты в деятельности, влияние курсов на становление личности ребенка — это приобщение ее к опыту творческого освоения действительности накопленному предыдущими поколениями людей и воплощенному в ценностях материальной и духовной культур, и нашли много общего (Приложение 1).
Интеграция Музейной педагогики и этико-правового образования ведет к восприятию ребенком целостной картины мира, развивает разные типы мышления и способствует изменению всей образовательной системы: отказ от научно-просветительской в пользу научно-гуманистической.
Итак, интеграция музейной педагогики и этико-правового образования ведет к восприятию ребенком целостной картины мира, развивает разные типы мышления и способствует изменению всей образовательной системы.
Из общих целей хочется выделить становление творческой, развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации. Достижению этой цели поможет решение следующих задач:
- это самоопределение личности;
- создание условий для ее самореализации;
- соединение этического и правового компонентов;
- становление личности гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами;
- развитие индивидуальности;
- развитие потенциальных творческих способностей;
- развитие эмоциональной сферы личности;
- развитие бережного отношения к историко-культурному наследию города и страны;
- раскрытие гуманистических ценностей жизни;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание и творческое развитие личности;
- целостное восприятие мира и художественного творчества, способность к диалогу культур;
- накопление учащимися опыта общения, культуры общения, опыта решения жизненных ситуаций и т.д.
Эти программы разработаны на принципах междисциплинарности, системности, преемственности.
Одинаковы также и состав содержания обучения, и виды ведущей деятельности, формируемые умения, принципы педагогического воздействия, формы и методы работы:
И, конечно, эти программы вместе решают проблемы гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания, продолжают такие традиции гуманистической педагогики как ориентация на интересы и потребности обучающихся на становление личности.
Человек, осваивая жизненное пространство, всегда ищет красоту, эта красота направлена на раскрытие человеческой цельности.
Бердлев говорил: “Личность не есть часть общества, наоборот, общество — часть личности, его социальная сторона”.
- Личность не есть часть мира, а мир есть часть личности.
- Человек есть микрокосмос, личность есть целое, она не может быть частью.
В интеграции мы видим некий синтез материальных и духовных достижений человека, которые должны найти свое отражение в социальном заказе — в портрете выпускника. (Приложение 2).
Из модели личности выпускника мы выделили основные характеристики личности ребенка, формируемые в результате взаимодействия этих двух программ, тем самым реализуя основную цель общего образования: подготовка всесторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Подводя итог вышесказанному мы видим единство этических целей, задач, методических подходов, ориентирование на тесную связь обучения и воспитание.
Нами разработана концепция воспитательной работы школы, которая основывается на следующих принципах:
- Школа для ребенка.
- Главная ценность и объект заботы — личность ученика.
- Высокая требовательность к ученику должна сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
- Обучение и воспитание основаны на взаимодействии и творческом сотрудничестве воспитателя и воспитанника.
- Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя и воспитателя — важнейший признак педагогической культуры.
- Воспитание эффективно, если оно системно.
- Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим.
Наряду с задачами нравственного воспитания решаются задачи становления у учащихся гражданско-правовой культуры и профилактики правонарушений.
Тема ВР: “Воспитание интеллектуальной, развитой, творческой личности, способной к самореализации”. Работа ведется по 9 направлениям:
- Ценности и нормы жизни школы.
- Личность и творчество;
- Образование и культура;
- Взаимопонимание и общение;
- Музей — в пространстве школы;
- 300 дел Великому городу;
- воспитание юного петербуржца (1 – 4 кл.);
- военно-патриотическое воспитание (музей “Залп за Родину!”);
- “Здоровье”.
Необходимо отметить, что реализация программы основных направлений воспитательной работы школы осуществляется одновременно по всем девяти направлениям во всех возрастных группах с учетом их способностей (физических, интеллектуальных, психологических) и оказывает воспитательное воздействие как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
Здесь четко прослеживается интеграция, соединение двух программ: “Здравствуй, музей!” и “Я и мой мир”. Их общие цели, задачи, ожидаемые результаты прекрасно накладываются на систему воспитательной работы.
Смысл интеграции этико-правового образования и музейной педагогики состоит в том, что она закладывает прочный фундамент универсального развития личности.
Интегрируется ценностная (гуманитарная) научная (методическая) и технологическая (продуктивная) подготовка учащихся.
Последним определяется способность человека к диалогу культур:
- индивидуальной и групповой,
- проективной и конструктивной,
- духовной и физической,
- гуманитарной и естественно-научной,
- традиционной и авангардной,
- массовой и элитарной,
- региональной и мегаполисной,
- мировой и этнической.
К культурологическим основам развития школы можно отнести принцип взаимодействия методической, воспитательной и опытно-экспериментальной работы (Приложение 3).
Малыши с первого класса погружаются в мир русской традиционной культуры (на уроках музыки, ИЗО, черчения, труда, истории СПб, обществознания, музейной педагогики), посещая Русский этнографический музей и Государственный Русский музей; начинается изучение европейских культур, иностранных языков, прививается интерес к достижениям культуры зарубежных стран, этому способствуют занятия в стенах Государственного Эрмитажа и Кунсткамеры.
Глобальная культурная задача современных систем образования — формирование европейского сознания как важнейшей составляющей единого общеевропейского культурного пространства.
Концепция взаимодействия культур может быть рассмотрена в контексте общеевропейской интеграции, например, участие в конкурсе “Европа в школе”.