Реализация принципов гуманизации и демократизации в сфере дошкольного образования требует от воспитателя совершенствования своего педагогического мастерства. В дошкольных образовательных учреждениях заведующая и старший воспитатель должны создавать условия, дающие возможность воспитателям проявить творчество, новаторство, реализовать себя как личность и как педагог.
Реформирование системы дошкольного образования невозможно без оптимизации управления ДОУ, приобретающего личностно-ориентированный, развивающий демократический характер. Важное место в этом процессе занимает проблема повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами.
Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, осуществляемой руководителем дошкольного образовательного учреждения и старшим воспитателем. В содержание ее входит следующие направления работы:
- оказание помощи педагогам всех категорий дошкольного учреждения;
- осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;
- организация и проведение педсоветов;
- изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
- создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия детского сада и семьи, школы и других организаций.
Одна из форм оказания помощи – Cоветы педагогов.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, принятому постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 ( с изменениями от 14 февраля 1997 года, 23 декабря 2002 года), управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единачалия и самоуправления. Одной из форм самоуправления является Совет педагогов, порядок работы которого определяется уставом дошкольного образовательного учреждения.
Совет педагогов является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта.
Главные цели и задачи Cовета педагогов – объединить усилия коллектива детского сада, направленные на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Традиционные советы педагогов отличаются преимущественным применением словесных методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. По форме и организации деятельности участников Советов педагогов выделяются прежде всего такие технологии: традиционный (классический на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика - специалиста. Наряду с этим на заседании Совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой.
Среди нетрадиционных Советов педагогов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра, в форме коллективного творческого дела, “круглый стол”, диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.
Совет педагогов - “деловая игра” – обучающая форма, в котором все участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм – “мозговая атака” - полное раскрепощение мыслей, осознание возможностей применять в дальнейшей работе.
Совет педагогов – в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы является:
- осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;
- разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;
- частичное осуществление контроля членами коллектива;
- деловое отношение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
Совет педагогов диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) – это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой либо проблеме для выявления истины. Совет педагогов - дискуссия предполагает, что каждый педагог коллектива высказывает свое мнение по какому-то вопросу, может ознакомиться с мнением коллег.
Совет педагогов – консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с детьми, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания о детях наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к каждому ребенку.
Совет педагогов – творческий отчет отдельного педагога или методического объединения обобщает передовой педагогический опыт, отбирает наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного педагога становится достоянием всех.
Совет педагогов – презентация проводится для официального представления новых программ, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.
Совет педагогов – конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.
Совет педагогов – конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов ДОУ. Творческий обмен опытом – суть Совета педагогов конференции.
Совет педагогов – аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Педагоги “покупают” только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Совет педагогов – аукцион может быть проведен в форме “защиты проекта”, поощряет рост инициативы педагогов, их самостоятельность и творчество, попытку создать их неповторимый опыт (форму, прием), свою программу учебную, развивающую
Совет педагогов – фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов и средств обучения в разнообразии художественных средств.
Итак, Советы педагогов могут рассматриваться как системообразующий фактор развития ДОУ, как особая технология работы с коллективом педагогов, которая имеет три уровня целей: образовательный, коллективообразующий, организационно-деятельностный. Образовательная цель предполагает повышение мастерства и квалификации педагогов; коллективообразующая цель предполагает создание коллектива единомышленников на повышение качества, объединение усилий педагогов на повышение качества воспитательно-образовательного процесса; организационно-деятельностная предполагает рассмотрение организации деятельности ДОУ как института воспитания и образования.
На уроне муниципальной дошкольной образовательной системы мы проводили Советы педагогов, на которых анализировались концептуальные вопросы деятельности детского сада, разрабатывали проекты на следующий учебный год, рассматривались возможные направления развития. Результаты – собственно “методические” задания и заказы к учебному году: разработка курсов, семинаров, поиск, освоение и разработка методических приемов, работа с методической литературой и т. п.
Методическую работу мы строили дифференцированно, при этом учитывали педагогические затруднения воспитателей, программно-целевое планирование и организацию методической работы, творческую активность и информационные потребности педагогов.
Также мы старались создать условия, такие как:
- взаимосвязь и интеграция всех звеньев методической деятельности, ее форм, методов;
- систематичность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
Все эти направления мы учитывали при проведении Совета педагогов.
Очень интересно проходили трехэтапные, пятиэтапные Советы педагогов.
Трехэтапный Совет педагогов:
Первый этап – это теоретическое исследование вопроса, т.е. изучение достижений педагогики и психологии по данному вопросу. Перед педсоветом раздавались вопросы для обсуждения. Формы проведения – лекции, диспуты. Здесь мы рассматривали работу в одном направлении, а именно помощь воспитателям в теоретических вопросах.
Второй этап – это время практического применения теории на практике, анализа того, какую практическую помощь воспитателям оказывают рекомендации Совета педагогов.
- Открытые занятия опытных воспитателей, они должны быть адресными, т.е. оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
- Посещений занятий администрацией и взаимопосещение занятий педагогами.
Цель – наблюдение за реализацией рекомендаций Совета педагогов на занятиях, своевременное оказание помощи педагогам. Сначала воспитатель анализирует свое занятие, затем старший воспитатель.
Третий этап – обобщение опыта работы над темой, выработка рекомендаций, подведение итогов.
Проведение пятиэтапного Совета педагогов в форме ООИ (организационно-обучающей игры) по теме: “Педагогика развития: теория и опыт”
Структура и содержание этапов педсовета
1 этап: установочное сообщение руководителя игры.
2 этап: психолого-педагогический тренинг: “ Мой профессиональный педагогический мир”
3 этап: круглый стол по теме: “Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики: личностное и профессиональное самоопределение”
4 этап: общение по теме: “Теория и практика педагогики развития”
5 этап: планирование внедрения результатов Совета педагогов в практику.
1 этап: установочное сообщение руководителя игры
В установочном сообщении руководитель характеризует современную ситуацию в сфере образования, отвечает на вопросы:
1) Почему выбрана форма Совета педагогов игровая? В чем актуальность темы педсовета?
2) Какова может быть цель Совета педагогов для участников?
3) Каковы правила организации пространства ООИ?
4) Какова структура игры, функции каждой части и конечный результат каждого этапа деятельности?
5) Каким предполагается режим работы?
Цель Совета педагогов: через “проживание” участников в активных процессах творческой поисковой деятельности способствовать:
- Систематизации знаний о ключевых понятиях, признаках, характеризующих педагогику развития;
- Получению согласованных представлений о подходах к организации учебно-воспитательного процесса развивающего типа.
Задачи:
1) снятие стереотипов “закрытости” личности педагога, разрушение психологического барьера неготовности анализировать свой опыт, строить тематические модели использования в образовательном пространстве педагогики развития;
2) коллективообразование (неформальное общение, выявление круга личностно значимых интересов и педагогических проблем);
3) согласование ценностных оснований, характеризующих отношение педагогов к детям, к профессии – “воспитатель”;
4) получение согласованных теоретических представлений об основах педагогики развития;
5) получение теоретических подтверждений практической деятельности педагогов, обеспечивающих режим развития на занятии и вне занятия.
2 этап: психолого-педагогический тренинг: “Мой профессиональный педагогический мир”
1) “Интервью”.
Первый участник задает вопрос следующему участнику по любому интересующему его вопросу, но так, чтобы вопрос относился к успеху или трудностям реализации педагогики развития в ДОУ. Участник отвечает по возможности на вопрос и задает вопрос следующему участнику. Ведущий комментирует вопрос и ответ.
2) “Ваши ожидания”.
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
3) “Ассоциация”.
Давайте поближе познакомимся друг с другом, но своеобразным способом. Расскажите о себе в образе неодушевленного предмета, растения или животного: о его прошлом настоящем, будущем. Расскажите, что Вас связывает с эти образом? Есть ли что-то общее у Вас с созданным образом?
4) “Общая история”.
Придумайте историю, сказку, которая могла бы связать между собой все эти образы-ассоциации.
5) “Незаконченное предложение”.
Вспомним, оживим чувства, состояния, которые Вы испытываете в детском саду. Для этого образуем двойной круг (или динамичные пары). Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
- Любить ребенка – это значить…
- Что мне нравится в моих воспитанниках, так это…
- Я уважаю педагогов, которые…
- Особенно мне нравится в трудных воспитанниках это то, что…
- Обычно себя я чувствую в детском саду…
- Мои педагогические затруднения в работе с детьми состоят в то, что…
- Педагог – это человек, который…
- Мое педагогическое кредо состоит в том, что…
3 этап: круглый стол по теме: “Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики: личностное и профессиональное самоопределение”
Руководитель разбивает участников на 3 группы, примерно по семь человек, формулирует задание, вводит позиции: “педагог-разработчик”, “ребенок”, “эксперт”, формулирует задание.
4 этап: педагогическая мастерская по проектированию образцов педагогического опыта инновационного типа
Даются задания по практике.
5 этап: обобщение по теме: “Теория и практика педагогики развития”
Рассматриваем педагогические исследования, определяющие наиболее прогрессивные подходы к организации образовательного пространства развивающего типа.
Такой Совет педагогов был очень интересен для воспитателей. Они стали более раскрепощенными, высказывали свои мнения, мысли, идеи. Педагоги друг у друга учились, взяли для себя очень многое по вопросам развития педагогики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя // Управление. 2004 № 3.
2. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990. № 12.
3. Бородинская Б., Красницкая Г. Конкурс профессионального мастерства // Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
4. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление. 2004. № 3
5. Васильева А.И., Батурина Л.Н., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1990.
6. Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. Минск. 2000.
7. Мирошникова Я., Николаенко Л. Творческая гостиная // Дошкольное воспитание. 1990. № 12.
8. Кан-Калик В.А., Никануров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: Профиздат, 1991.
10. Прокопьева М.М., Шахурдина Л.Г., Кузьмина Н.Н. Нетрадиционные формы Советов педагогов в дошкольных образовательных учреждениях Якутск. 2001.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М.: ВЛАДОС, 1996.
12. Сиденко А.С. Как провести проблемный педагогический совет М.: 2000.
13. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов // Школьные технологии 1998. № 3
14. Сергеева Р.О. О формировании основ педагогического мастерства воспитателя // Дошкольное воспитание. 1990. № 4.
15. Саместис О.С., Скруша Р.Я. Совершенствование управления и повышение уровня организации труда в дошкольных учреждениях: Методические рекомендации. Рига, 1985.
16. Редер З. Всегда находиться в поиске // Дошкольное воспитание. 1991. № 3.