Исследовательская деятельность учащихся в средней школе (из опыта работы)

Разделы: Общепедагогические технологии


И сследовательская деятельность учащихся в средней школе (из опыта работы)

В настоящее время достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, же­ лающими заниматься учебно-исследовательской и научно-исследовательс кой деятельностью. Для этого суще­ ствуют специально созданные центры, хотя подобную работу можно достаточно успешно осуществлять и в школе, тем самым успешнее реализуя ее большой потенциал и огромный скрытый резерв получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, при этом параллельно закрепляя уже усвоенное . Важность и необходимость ведения исследовательской деятельности на первичном уровне, то есть на школьном, обусловлена поистине огромными возможностями этой работы, ведь, в отличие от олимпиад, такой вид учебной работы доступен более широкому кругу учащихся. В данном случае ученик просто выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес и с увлечением тратит на неё своё свободное время.

Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном , учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов. То есть, первый уровень можно назвать реферативным .

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности). Для астрономии – работа с картами звездного неба (может быть, даже разных исторических периодов) и фотографиями, как звездного неба, так и, получаемых с помощью искусственных спутников Земли, снимков земной поверхности и атмосферных образований. Кроме того, современный уровень развития исследования космических объектов, а также количество накопленной информации и способов ее распространения позволяют выбрать к рассмотрению относительно широкий круг тел Солнечной системы. По физике и химии эксперименты проводятся на базе оборудования, имеющегося в школьных кабинетах физики и химии. Если есть возможность, то необходимые приборы и материалы приобретаются дополнительно. Достаточно эффективным элементом деятельности на этом уровне может стать изготовление самодельных приборов, макетов, действующих моделей и т.п. Исследовательская деятельность по биологии, также предполагает конкретную работу с реальными объектами: опытническая деятельность на участке (пришкольном или дома), влияние термических и химических воздействий, магнитных полей, включая магнитное поле Земли, электрических полей и токов, как на растения, так и на их семена. Опыты могут проводиться не только в условиях лаборатории, но, при возможности, и дома. Для изучения тех или иных влияний и закономерностей могут использоваться комнатные растения. Необходимым элементом проведения долгосрочных работ является ведение «Дневника наблюдений». Можно попытаться провести эксперименты с использованием микроскопов. Элементом, повышающим уровень сложности в работе по математике, становятся новые подходы к теме, то есть, не только воспроизведение чужого материала, пусть даже, достаточно сложного для ученика данного года обучения, но и введение исследовательского момента. Например, рассмотреть разные способы решения тех или иных задач, включая и самые рациональные, и усложненные. И как ни парадоксально, но такая казалось бы, в чистом виде математическая задача может иметь большое значение для формирования мировоззрения молодого человека. Несколько решений, приводящих к одному и тому же результату, символизируют возможность многовариантности в окружающей действительности и в жизни каждого человека.

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов. Для математиков тут лучше подходит «Прикладная математика». Для физиков – собственные конструкторские решения тех или иных экспериментальных установок или приборов (то же относится к работам, участвующим в конкурсах на секции « Техносфера »).

В отличие от олимпиад, фактически деятельности для избранных, ценность организации исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:

1. Большее количество охватываемых школьников.

2. Возможность выбора темы и руководителя.

3. «Погружение» в тему, так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет.

4. Наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя.

5. Необходимость развития навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное , чётко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности.

6. Постепенное приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей.

7. Тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

 

Некоторые рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе

1. Выбор темы лучше осуществлять в рамках наи большего приближения к школьному курсу соответствующей учебной дисциплины. При этом учитывается, в каком классе учится данный школь­ ник и сфера его интересов. Хорошими могут получиться работы, включаю­ щие межпредметные связи. Например: физика и биология (медицина), исто рия и астрономия и т.п. В этих случаях легче найти так называемую новизну - обязательное требование к работам научно-исследовательского характера.

Иногда тему работы может пред­ ложить сам ученик. Тогда педагогу остаётся только решить для себя - со­ гласен ли он стать научным руководи­ телем данного исследования. Ведь, очень важная особенность выполнения любых высококачественных работ - это необходимость доучиваться вмес­те с учеником: обязательно зайти в об­ ласть, ранее неизвестную, разобрать­ся, провести эксперимент, прочитать дополнительную литературу и, нако­нец, высказать новые идеи. Хотя, ко­ нечно, помимо объективно существу­ ющих в науке незави­ симых исследований по одной и той же тематике, кто-то может пойти по пути банального плагиата (тогда перед жюри оказывается достаточно сложная и ответственная задача, откуда следу­ ет, что в качестве экспертов должны привлекаться очень компетентные люди).

Требование по приобретению но­ вых знаний и самим педагогом, и его учениками является обязательным ус­ ловием. Иначе откуда возьмётся новиз на работы, если всё давным-давно из­ вестно и сотни раз проверено? Даже если у педагога уже намного раньше были какие-то задумки, всё равно те­ перь необходимо будет обновить све­ дения по избранной теме.

2. В случае выполнения работ по физике, химии, биологии и технике обязательным условием успешного достижения результатов является наличие постоянного рабочего места, изолированного от посторонних. Тогда установки и приборы, используемые в эксперименте можно расположить стационарно, иначе постоянная необходимость разбирать и собирать электрические цепи, различные установки и т. п., в конечном счёте, приводит к утрате интереса к проведению исследований в таких условиях. Точнее, здесь, наоборот, надо говорить об отсутствии условий для выполнения исследований.

3. Работать учащимся лучше па­ рами, так как в этом случае у них всегда есть возможность обсудить воз­ никающие проблемы, принять те или иные решения, а также проконтроли­ ровать степень готовности товарища в процессе подготовки к выступлению на конкурсе. Кстати, бывают случаи, когда ребята поддерживают разволно­ вавшегося товарища, перехватывают инициативу, и для жюри внешне не за­ метен никакой сбой в выступлении участников.

Здесь же ещё можно порекомендо­ вать отбор учащихся, удачно дополня­ ющих друг друга, например: теоретик и практик, физик и химик, флегматик и сангвиник и т.п.

Наличие вакантного третьего мес­ та в группе (соавторами могут стать не более трёх человек) даёт возможность не только ввести в работу нового уча­ стника, полноценно заменяющего пре­жнего, если возникнет необходимость, но и не нарушать авторских прав вы­ бывшего школьника, указывая его в числе авторов работы.

4. В рабочей группе «учащиеся – педагог» обязательно должен присутствовать «генератор идей». Остальные ученики могут быть исполнителями, но, естественно не лишёнными самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. То есть, в творческую группу можно привлекать не только каких-то особенных (одарённых) детей, но и обычных учеников, проявляющих повышенный интерес и уже обладающих определённой суммой знаний и навыков, соответственно рассматриваемой теме. Такие ребята увлечены своим выбором и готовы значительную часть свободного времени посвятить любимому занятию. Для ребят, ещё чётко не выявивших своих приоритетов, профориентация может произойти в процессе знакомства с выбранной темой.

Следует отметить, что в данном виде деятельности в полной мере проявляется педагогика сотрудничества, так как руководитель здесь не довлеет над учеником, как некий непререкаемый авторитет, что обычно имеет место на уроке, а является таким же участником процесса познания. На примере педагога учащиеся видят, что человек должен всю жизнь пополнять багаж своих знаний и находиться в творческом поиске. А приобретение учениками умения вести творческий поиск - залог успеха в любых начинаниях и решениях всевозможных проблем, которые ещё встретятся ребятам в жизни.

Примерный перечень документация при ведении исследовательской деятельности с учащимися

1. Журнал учёта посещаемости и проведенных занятий.

2. Перспективный план (по подготовке к ближайшей конференции молодых исследователей; на данный учебный год, на долгосрочную перспективу, то есть несколько лет и т.п.).

3. Краткосрочные планы:

а) на данное занятие;
б) на следующее занятие, на неделю, на месяц – аналог домашним заданиям. Эти планы могут быть или только для учащегося, или совместно с вопросами, которые должен решать и обеспечивать педагог.

4. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ.

1). План, предназначенный для жюри. Он содержит следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, подробное описание метода или плана проведения самого исследования, библиография – не менее 3-х работ по предмету исследования. Объем плана не более 4-х страниц. Печатается в следующем порядке: стандартный заголовок, затем по середине слова «План исследований», ниже текст.

2). Рабочие планы. Объем не регламентируется. Это план проведения самого исследования (исследований) полностью и планы выполнения отдельных экспериментов - для одного занятия или более, планы подготовительных работ (поиск необходимых оборудования и материалов, составление примерной схемы будущей установки, выяснение класса точности имеющихся измерительных приборов и соответствия их требуемым условиям эксперимента, поиск необходимой литературы по выбранной теме или консультантов).

5. ДНЕВНИК РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ. Хотя такой дневник необходимо предоставлять в случае участия в демонстрационном проекте, насущная потребность в нем возникает в процессе выполнения работ в течение нескольких лет, так как тексты работ постоянно корректируются с целью уменьшения объема теоретической части, в связи с тем, что увеличивается доля собственных исследований и результатов, а общее количество листов не может превышать определённые нормативы. Поэтому в дневник целесообразно включать полную версию материала, который приходится постепенно сокращать, так как многие подробности всё равно учащиеся должны рассмотреть и повторить при подготовке к очередному выступлению. С этой же целью необходимо включать тексты или их важные фрагменты из отдельных первоисточников. Это материал для подготовки к выступлению и ответов на вопросы оппонентов. Здесь же могут находиться дополнительные чертежи, рисунки, таблицы, подробные математические выкладки и вычисления, включая вычисления погрешностей, а также многое другое, что не вошло в окончательную версию работы из-за ограничений в ее объёме или ввиду того, что какой-либо вопрос является интересным и примыкает к рассматриваемой теме, но при этом не является основополагающим. Собственно «Дневник» представляет собой журнал, куда заносятся сведения о ходе научной работы, результаты текущего научного поиска, экспериментов, измерений, данные по библиотечному поиску. Он может содержать календарь поэтапного выполнения работы, а также любую другую информацию, которую исследователь считает важной для оценки проекта, если этот дневник требуется представить вместе с работой для какого - либо жюри.

6. « Портфолио ». Весь материал по данной работе собирается в отдельной папке или папках. Сюда входят тексты работы прошлых лет, дополнительные листы приложений, аннотации и тезисы, ксерокопии из различных первоисточников (полные версии), материалы, полученные через Интернет и т.д. Наличие комплекта таких материалов позволяет, в случае необходимости, сделать какие-либо уточнения в уже имеющейся работе, найти пути продолжения исследований по выбранному направлению или даже вычленить новую тему для другой исследовательской работы с новым контингентом обучающихся. В последнем случае, важным положительным моментом будет тот факт, что новое исследование не придется начинать «с чистого листа». Кроме того, ряд данных, полученных в процессе предыдущих исследований, может частично служить экспериментальной или теоретической базой для следующей работы.

7. В конечном итоге должно быть наличие текста работы с приложениями. (Требования 2005г., Москва, «Шаг в будущее»: 10 страниц текста и 10 страниц – приложение.) Кроме того, должны быть аннотация и тезисы ( вариант: они могут называться «Краткая аннотация» - 10 строк - и «Аннотация»), а также их электронные версии. Если требуется, готовится печатный раздаточный материал. Дополнительно готовится текст выступления на конференции, рассчитанный на изложение содержания и результатов работы в течение времени не превышающего 10 минут. К работе прилагаются плакаты. Возможно наличие компакт-диска с компьютерной презентацией. (Естественно, помимо этого наглядного материала, предназначенного для участия в конкурсном выступлении, обучающиеся могут использовать также различные макеты, оборудование, установки и т.п.).

8. Отчет по окончании учебного года (общий на все исследовательские работы, ведущиеся под руководством данного педагога). Отчет содержит список обучаемых, названия работ с указанием их характера ( реферативная или исследовательский проект, теоретическая или экспериментальная, исследовательская с элементами инновационных авторских разработок в теоретической или практической части), а также перечень участия каждого ученика в различных конкурсах, конференциях, выставках, отборах, тестированиях, очных и заочных олимпиадах (местного, регионального и всероссийского уровня). Участие в олимпиадах или тестированиях является неотъемлемой частью подготовки будущего выпускника к поступлению в вуз, так как существующая на сегодняшний день практика льготного поступления в высшие учебные заведения, учитывающая результаты оценки исследовательской работы, выполняемой учащимся, предполагает тестирование, исходя из профиля выбранной для исследования темы. (При этом дополнительно проводится оценивание уровня знаний по русскому языку.) В последней колонке отчета, составляемого педагогом, указываются результаты участия обучаемого в каждом мероприятии.

1

2

3

4

5

6

7

ФИО

Класс

Название работы

Участие (с работой и без)

Где

Когда

Результаты уч-ся