Тема урока: Ознакомительная практика- необходимое звено учебного процесса.
Цели урока:
Обучающая
- обобщение и систематизация знаний.
Развивающая
- формирование учебно-интеллектуальных умений.
Воспитательная
- развитие познавательного интереса к изучаемому;
- воспитание культуры речи, построение плана деятельности.
Задачи: активно работая на уроке закрепить знания, полученные в ходе практики.
План проведения урока-конференции
Этап урока | Содержание этапа | Время, мин/ | Примечание |
Организационный | Проверка присутствующих, готовности к уроку, объявление темы и плана урока, выбор рабочего президиума | 5 | Время - ориентировочно |
Введение | Преподаватель о месте ознакомительной практики в образовательном процессе; об организации проведения практики | 5 | |
Разминка | Фотовикторина | 10 | Приложение 1 |
Доклады о цехах | Представления цехов КХП студентами | 40 | Самостоятельная работа |
Междисциплинарные связи | Определение дисциплин, предшествующих и базирующихся на данной дисциплине; установление конкретных связей посредством вопросов | 7 | Преподаватель со студентами |
Определение рейтинга цехов | Определение положительного и негативного отношения студентов к цехам | 5 | |
Заключение | Закрепление материала (по вопросам); подведение итогов по уроку-конференции | 8 | |
Итого | 80 |
Ход урока
1. Введение
1.1 Место ознакомительной практики в образовательном процессе.
1.2 Организация проведения практики.
1.3 Производственная практика является составной частью образовательного процесса, имеет целью закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, а также приобретение необходимых знаний, умений и навыков практической работы по изучаемой специальности (см. Приложение 1).
Рассмотрим виды производственной практики:
Как видно из схемы ознакомительная практика является составной частью практики по получению первичных профессиональных навыков и проводится на 3 курсе.
Рабочей программой по производственной практике определены знания, умения и навыки, которые должны приобрести студенты по окончанию ознакомительной практики:
Иметь представление:
- О роли, значении и месте коксохимического производства в ряду металлургических производств;
- О структуре коксохимического производства;
- Об используемом сырье, способах его переработки;
- О применяемом технологическом оборудовании; о видах выпускаемой продукции
Знать:
- Назначение основных цехов КХП;
- Основные стадии технологического процесса;
- Основное оборудование технологических процессов;
- Общие правила техники безопасности.
Уметь:
- Составлять технологические схемы цехов основных цехов и подразделений;
- Описывать работу основных аппаратов.
1.4 Наиболее рациональным считается проведение ознакомительной практики в начале учебного года непосредственно перед началом изучения основной специальной дисциплины “Технология коксохимического производства”. Практику ведут два преподавателя по подгруппам. В первый день практики проводится организационное собрание группы, студенты проходят на производстве вводный инструктаж по технике безопасности. В процессе ознакомительной практики студенты знакомятся со структурой предприятия, основными цехами коксохимического производства, основами технологии и основным технологическим оборудованием, а также с организацией труда, техникой безопасности, экологическим проблемами на производстве.
Для проведения занятий в цехах производства привлекаются ведущие специалисты цехов, начальники цехов, мастера и старшие мастера, ведущие специалисты рабочих профессий. Знакомство с цехом проходит в два этапа: теоретическое знакомство с цехом в виде лекции, беседы, с записями в рабочих тетрадях, с ответами на вопросы, а затем экскурсия по цеху по ходу технологического процесса. После знакомства с цехом студенты составляют отчет и защищают его у преподавателя. По окончанию практики студентами оформляется общий отчет по практике.
Оценка за практику может выставляться как суммарная оценка по защите отчетов по цехам или при защите всего отчета, который проводится в последний день практики в колледже. Заключительное занятие по практике обычно проводится в виде урока-конференции, где студенты выступают с докладами по конкретному цеху. Целесообразность такого урока заключается в том, что происходит обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе практики.
2. Разминка
Перед выступлениями студентов с сообщениями по цехам КХП проведем небольшую разминку - освежим в памяти то, что мы с вами видели и слышали в ходе практики, за каждый правильный ответ студент получает 1 балл
Фотовикторина (Приложение 1)
Правильность ответов на вопросы зависит от того, насколько вы были внимательны на производстве. По фотографии вы должны узнать место на производстве. Вам выданы таблички с названиями цехов КХП. Каждый из вас должен поднять табличку с названием предполагаемого цеха. При ответе назвать цех, оборудование, операцию, которая на нем проводится. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, т.е за каждый фотовопрос может заработать– 3 балла
3. Доклады о цехах (по ходу технологического процесса)
- Углеподготовительный цех №1.
- Углеобогатительный цех.
- Цех 5-6 коксовых батарей.
- Цех улавливания химических продуктов №1.
- Смолоперегонный цех.
- Пекококсовый цех.
- Цех ректификации сырого бензола.
- Биохимическая установка очистки сточных вод.
4. Междисциплинарные связи
После того, как вы прослушали доклады о каждом цехе, я думаю вам легче определить междисциплинарные связи ознакомительной практики (см. Приложение 1)
4.1 Дисциплины, предшествующие ознакомительной практике.
- Химия
- Органическая химия
- Физическая и коллоидная химия
- Экологические основы природопользования
- Теоретические основы переработки углей
4.2 Дисциплины, базирующиеся на ознакомительной практике
- Технология коксохимического производства
- Промышленная экология и природоохранная деятельность
- Процессы и аппараты химической технологии
- Охрана труда
- Эксплуатация аппаратов и оборудования КХП
- Оборудование КХП
4.3 Вопросы к студентам для определения междисциплинарных связей предшествующих дисциплин с ознакомительной практикой.
Химия
- Напишите (назовите) реакцию, которая протекает при очистке коксового газа от аммиака; назовите вещество, которое при этом получается
Органическая химия
- Напишите формулу и дайте химическое название присадке, используемой в ЦРСБ пиперилен (изопентадиен). С какой целью добавляется это вещество?
- Напишите формулу фенола, реакцию взаимодействия его с кислородом. В чем опасность попадании фенола в водоемы?
Физическая и коллоидная химия
- Какие процессы протекают при орошении коксового газа аммиачной водой, какие параметры газа при этом изменяются?
- Какой процесс лежит в основе переработки сырого бензола? На каком законе он основан?
Экологические основы природопользования
- Охарактеризуйте выброс коксовой пыли с точки зрения поступления его в атмосферу
(периодический, залповый, неорганизованный). Какой основной принцип борьбы с неорганизованными выбросами? Как это осуществляется на производстве?
- Какие способы очистки воды используются на БХУ?
4.4 Преподаватель комментирует междисциплинарные связи практики с дисциплинами, базирующимися на ознакомительной практике.
5. Определение рейтинга цехов
Вы были во всех основных цехах КХП. Видели оборудование, познакомились с условиями работы каждого цеха. В конце 3 курса вам предстоит следующий этап производственной практики - непосредственно в цехах КХП на рабочих местах. Я думаю, что после ознакомительной практики вы сделали свой выбор в пользу какого-то цеха.
Определите ваше отношение к цеху. Проголосуйте за тот цех, в который вы хотели бы пойти на практику, а впоследствии возможно и работать.
Название цеха | Желающие пойти на практику в данный цех | Примечания | |
Кол-во студентов | % | ||
Углеподготовительный цех | |||
Углеобогатительный цех | |||
Кокосовый цех | |||
Цех улавливания химических продуктов | |||
Смолоперегонный цех | |||
Пекококсовый цех | |||
Цех ректификации сырого бензола | |||
Биохимическая установка очистки сточных вод |
После голосования подводятся итоги положительного и отрицательного отношения к цехам (постараться установить причины такого отношения).
6. Заключение
6.1 Закрепление материала: за правильный ответ студент получает 1 балл (поднять карточку с наименованием цеха)
Теоретические вопросы
- На сколько и какие блоки можно разделить КХП ?
- Определите взаимосвязь цехов КХП (можно структурной схемой)
- В каком цехе сульфат аммония является товарной продукцией? Как получается? В качестве чего используется?
- В каком цехе можно снизить зольность углей? Какие методы обогащения используются в цехе?
- В каком цехе и с какой целью применяется программа бездымной загрузки? А каким образом уменьшают выделение коксовой пыли в этом цехе?
- Какой цех в качестве сырья использует рядовую шихту? Что с ней происходит в цехе? Каковы отходы этого цеха?
- Какой цех является началом технологической цепочки КХП ? Назовите сырьевую базу КХП
- В каком цехе использует поглотительное масло? С какой целью?
- В каком цехе поглотительное масло является продукций? Как его получают?
- В каком цехе получают коксовый орешек? Какая еще продукция получается в этом цехе?
- Определите место КХП в металлургическом производстве (можно схемой основных металлургических переделов)
- Назовите роль кокса в металлургическом производстве
6.2 Подведение итогов по уроку-конференции.
- Активность студентов на уроке (с учетом количества заработанных баллов)
- Результативность и необходимость такого урока
- Объявление оценок, полученных студентами за практику
- Определение роли и места “Ознакомительной практики” в учебном процессе