1. Актуальность
Дополнительное образование - это образование, обретаемое, получаемое на добровольной основе (благодаря свободе выбора и интереса). Это — образование, обращенное к личности, индивидуальное, не зажатое в зафиксированные границы формальных требований и стандартов.
Дополнительное образование создает условия для организации реальной работы “от ребёнка”, усиления стартовых возможностей его развития; обеспечивает уникальность и индивидуализацию образования растущего человека, если понимать под образованием самообразование, формирование им своего образа; делает выпускника более конкурентоспособным. В нашей школе с 1 октября 2003г открыт и функционирует благополучно Культурно-оздоровительный комплекс досуга детей и молодежи, который старается быть ориентированным на педагогику сотрудничества, на индивидуализированное обучение, возможностью создавать позитивные условия для самоопределения.
Совместные проекты и (даже с учетом “оценочной” практики школьного обучения) зачет школой результатов внешкольной деятельности детей, их умений как основы знаний, полученных в ее же стенах (дополнительным образованием) - это реальный шаг к становлению совместной системы взаимного дополнения двух ведущих типов образовательных программ, методов и культурных пространств.
Проблема свободной жизнедеятельности и связанный с ней вопрос свободного времени выходит за рамки школьного обучения. Формально за их решение “отвечает” система внешкольного, дополнительного образования. Тем не менее, использование свободного времени школьниками накладывает отпечаток на существование и деятельность любого образовательного учреждения, и задача взаимодействия со средой свободной жизнедеятельности, в которой происходит важнейший процесс культурной социализации, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.
Современные требования к организации воспитательной работы со школьниками в сфере свободного времени предполагают изучение вопроса в единстве с социальным окружением. Это требование совместного подхода предполагает рассматривать объекты как целостные образования (системы), погружённые в соответствующую среду.
Приоритетным направлением дополнительного образования МОУ СОШ№28 (нашей школы) является – информационное “Компьютерная грамотность”.
Индустрия компьютерных игр при быстром
развитии вычислительной техники расставляет
свои приоритеты: нынешнее поколение молодых
возможность погонять компьютерные игры ставит
выше, чем желание углубить свою компетентность в
любой области знаний. Скорее всего, это явление
относится к "болезням роста", но не
учитывать этого нельзя.
Нередко возникают ситуации, когда педагоги
осознают, что ученики, по сути дела, оказываются
намного компетентнее их в вопросах освоения
компьютерной техники. Видимо, целесообразно
использовать интерес детей к компьютерным играм,
компьютеру вообще как объединяющее начало при
организации деятельности направлений в
дополнительном образовании. В настоящее время
техническое направление образовательной
деятельности в дополнительном образовании
испытывает следующие затруднения: отсутствует
укрепление и обновление материальной базы
учреждений; произошло смещение приоритетов в
интересах детей в сторону повышения их
информационной компетентности.
2. Задачи
- Организация использования информационных технологий в деятельности дополнительного образования:
- компьютерная разработка всех видов деятельности в соответствии с интересами детей и возможностями преподавания;
- использование возможностей Интернет в деятельности кружков;
- Расширение возможностей привлечения к занятиям детей, попавших в социально опасное положение;
- Использование компьютерных технологий для диагностики специализации подростков на итоговом уровне обучения (профильное обучение).
3. Педагогические средства
Организация использования информационных технологий в дополнительном образовании проводилась следующим образом:
- подбор и освоение компьютерных программ;
- организация связи с Интернет;
- проведение корректировок программы кружка и методических пособий;
- организация освоения обучающимися изготовления работ в процессе над творческим проектом.
4. Технология
Начало работы по решению указанных выше задач -
это анализ компьютерных возможностей. Решение
поставленных задач следовало начинать с
модернизации компьютеров. Проведены были работы
по подключению к сети Интернет. В нашей школе
открыт второй компьютерный класс. Затем были
подобраны программы. Выход в сеть Интернет дал
широкие возможности доступа к информации в
библиотеках и сайтах всемирной паутины.
Таким образом, сформировалась целостная цепочка
работы обучающихся на итоговом уровне обучения.
5. Результативность
Оценку результативности использования ИКТ в учебно – воспитательном и культурно-оздоровительном процессе можно рассмотреть в нескольких аспектах:
- реализация программы “Развитие информационного пространства в общеобразовательном учреждении”;
- проведение интегрированных мероприятий с использованием компьютерных технологий;
- повышение качества обучения ИКТ;
- участие в I и во II городском фестивале компьютерного творчества детей, олимпиадах по программированию, внутришкольных мероприятиях, проектах, викторинах, смотрах;
- участие во Всероссийском конкурсе детского творчества, посвященного 60-летию со Дня Победы: представление коллективной работы - мультимедиа – компакт диска CD “Вахта Памяти” (электронная книга) в номинации социальный проект - о судьбах наших земляков в годы Великой Отечественной Войны и представление индивидуальной работы - DVD- видео “Лики Победы” в номинации фото и видео-репортажи.
- участие в международном конкурсе
- от компании Siemens на создание мультимедиа презентации “Join Multimedia 2005”.
- подготовлена педагогическая, методическая основа и материальная база, которые позволяют реализовать “Программу развития информатизации”.
6. Условия функционирования
Деятельность использования компьютерных технологий может быть использована в общеобразовательном учреждении, дополнительном образовании детей, а также в организации внеклассной работы в образовательных учреждениях для детей разного возраста.
7. Выводы
В дополнительном образовании - воспитание и обучение органически соединены. Для развития творческой личности есть все объективные условия:
- добровольность участия каждого в занятиях (и отсутствии каких-либо отметок); выбор им дела по душе;
- сотрудничество ребёнка и взрослого, увлечённых общим делом;
- организация занятий в индивидуальном темпе и объёме;
- возможность составить для каждого свой образовательный маршрут;
- свободное общение в разновозрастном коллективе;
- организация дружеских и деловых отношений по горизонтали и вертикали.
Особенность этой сферы состоит в признании приоритета такой ценности, как свобода личности, выбора и волеизъявления. Отношения, возникающие в этой сфере, зажигаются на признании личности, её способностей и личных качеств, а не на формальном статусе, пусть даже высоком. Складывающиеся группы, компании, коллективы выбирают своих лидеров неформальным, демократическим путем, учитывая их организаторские, деловые и личные качества.
Деятельность участников культурно-образовательного процесса строится на основе инициативы и самодеятельности её членов, а объединения становятся направлениями деятельности, частью культурной среды нашей школы, микрорайона или города.