Программа элективного курса "Традиции и обычаи русского народа" для учащихся 8–10-х классов

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: сформировать у школьников систему нравственных качеств путем изучения русских культурных традиций.

Задачи:

  • раскрыть бытовую и общественную жизнь различных слоев российского общества, носителей народных традиций;
  • показать конкретные жизненные формы и духовные проявления, которые существуют у русского народа.

Элективный курс рассчитан на 30 часов (один час в неделю). Каждое занятие сопровождается сбором местного материала, подбором литературы, произведений искусства. Предусматриваются экскурсии, встречи с народными умельцами, практическое обучение народным промыслам.

Особенности курса – его интегрированный характер. Он вобрал в себя сведения исторические, географические, по этнографии, филологии, литературе, музыке, изобразительному искусству. Занятия создают условия для разностороннего духовного, нравственного, эстетического, физического и умственного развития учащихся.
Элективный курс адресован учащимся 8 - 10 классов общеобразовательной школы, а также профильной школы и рассчитан как на работу под руководством учителя, так и на самостоятельную работу.

Кадровое обеспечение курса: учителя, руководители кружков декоративно-прикладного искусства, мастера производственного обучения, родители.

Название тем и разделов

Теория

Практика

Форма проведения

Образовательный продукт
Раздел 1. Введение
Тема 1. Традиции и обычаи как часть русской культуры, способствующие сплочению семьи, общества, уважению к памяти предков 1   Лекция с элементами беседы Сочинение о значении традиций в семьях учащихся
Тема 2. Государственные символы России (двуглавый орел и триколор флага) и Республики Саха 1   Лекция с использованием НИТ Разучивание текста Гимна России

Оформление стенда, альбома-раскладушки

Раздел 2. Путешествие в глубину веков

Тема 1. Что в имени твоем… (из истории русских имен и фамилий) 1   Лекция с использованием иллюстративного литературного материала 1. Собрать сведения о литературн. произведениях, в названиях которых есть русские имена и фамилии

2. Анализ имен и фамилий по городскому телефонному справочнику

Тема 2. Русские меры длины, веса. Русские денежные единицы     Лекция с элементами беседы и использованием иллюстративного литературного материала 1. Подобрать примеры из пословиц, поговорок с данными словами

2 Тексты из местной печати с использованием данной терминологии

Тема 3. Жилища россиян   1 Экскурсия в городской краеведческий музей, якутский краеведческий центр “Балаган” Тезисы, рисунки
Тема 4. Из истории отечест-венной почты. Традиции эпистолярного жанра   1 Практическая работа на тему: “Искусство писать письма”. Составление писем, поздравлений на различную тематику

Раздел 3. Уголок России – отчий дом

Тема 1. Родительский дом – начало начал. Традиции русской семьи   1 Практическая работа “Составление генеалогического дерева” 1. Подбор литературного материала (повести, романы о жизни русских семей)

2. Составление генеалогического дерева своей семьи

Тема 2. Семья. Уважение к старшим. Дети и старики. Родня (родные и двоюродные братья и сестры, деверь, золовка, шурин, свояченица, сваха и т.д.)   1 Исследовательская работа с толковыми словарями В.Даля, Ожегова Русский “Домострой”
Тема 3. Рождение ребенка. Традиции. Обычаи. Крестины. Именины. Игрушки для ребенка. Младенчество. Детский фольклор 1   Лекция с элементами беседы 1. Конспект

2. Самостоятельная исследовательская работа (темы прилагаются)

Тема 4. Отрочество. Учение. Приучение к труду. Игры и развлечения   1 Практикум “Игровая программа” 1. Сообщение об играх современных детей.

2. Сообщение о детских играх бабушек, дедушек, пап и мам

Тема 5. Юность. Вечерки и посиделки. Этикет девушки. Этикет юноши. Ухаживание. Традиции обмена подарками-символами 1   Лекция с элементами беседы 1. Подбор произведений живописи, народных песен, литературных произведений по данной теме.

2. Сообщение по теме: “Этикет девушки и юноши”.

Тема 6. Празднование дня рождения   1 Практическое занятие “Составление сценария проведения праздника” Составить сценарий дня рождения сестры, брата
Тема 7. Свадьба. Свадебные обычаи. Обряд венчания 1   Лекция с элементами беседы 1. Посещение местной церкви иконы Казанской Богоматери во время обряда венчания с последующим сообщением по данной теме
Тема 8. Соседи. Наши соседи по дому и улице. Правила общежития и взаимоотношений, взаимопомощь

 

1

Практическое занятие: “Умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения с соседями” Составление статьи в газету “Расскажу о моих соседях”

Раздел 4. Там русский дух…

Тема 1. Сказка или быль? Верования в чистую и нечистую силу. Колдуны. Шаманы. Заговоры. Народные понятия о порче и сглазе   1 Практическое занятие: “Изучение народных заговоров” Конспект
Тема 2. Огонь и вода – основа жизни. Использование огня и воды. Очищающая сила огня (купальские игры). Свечки. Сила воды. Живая и мертвая вода. Отношение к воде в домашних условиях 1   Лекция с элементами эвристической беседы 1. Тезисы

2. Аналитические данные об использовании воды в семье за определенный отрезок времени

Тема 3. Цветы и травы России. Обрядовое назначение цветов. Лекарственные цветы и травы 1   Лекция с составлением конспекта. 1. Собрать стихи и песни о цветах

2. Подобрать репродукции картин русских художников о цветах и травах

3. Составить сборник лекарственных трав нашей местности

Раздел 5. Народный календарь

Тема 1. “Красный день календаря”. Молодежные праздники. Времена года в народном календаре. История, традиции, обычаи 1   Лекция с элементами беседы Составление конспекта
Тема 2. Новый год. Рождество. Крещение. Обычаи. Традиции. Гадания. Развлечения   1 Лекция с элементами практической работы “Старинные и современные гадания” 1. Конспект

2. Посещение храма Казанской Богоматери

Тема 3. Масленица. Масленичная неделя. Великий пост 1   Лекция 1. Конспект

2. Репродукции картин

3. Рецепты блинов

Тема 4. Вербная неделя. Вербное воскресенье. Страстная неделя.
Пасха – Велик день, светлый день. Куличи. “Писанки”
1   Лекция

Практическая работа “Оформление “писанок””

1. Собрать рецепты куличей

2. Конкурс “писанок” (бисер, краска, рисунок, оригинальное оформление)

Раздел 6. Руки не для скуки…

Тема 1. Традиционные занятия русских женщин и мужчин. Художественные промыслы 1   Лекция 1. Тезисы

2. Иллюстрации к разным видам промыслов

Тема 2. “Русская красавица рукоделием славится”. Вязание. Вышивание   1 Тематическая экскурсия в ЦРТДиЮ. Посещение кружков 1. Вовлечение учащихся в кружки декоративно-прикладного искусства

2. Рассказ об увлечениях в семьях ребят

3. Конкурс работ

Тема 3. Народные промыслы нашего края (резьба по дереву, по кости. Художественные изделия из кожи и меха)   1 Тематическая экскурсия в ЦРТДиЮ и якутский этнографический центр “Балаган”

Посещение кружков

1. Вовлечение учащихся в кружки декоративно-прикладного искусства

2. Рассказ об увлечениях в семьях ребят

Раздел 7. Традиции русского гостеприимства
Тема 1. Традиции русской кухни. Русские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. Русские пироги и калачи   1 Практическая работа (школьный кабинет кулинарии) Совместное приготовление еды в семье
Тема 2. Застолье. Правила сервировки стола. Встреча и проводы гостей   1 Практическая работа (школьный кабинет кулинарии) Провести семейный праздник
Тема 3.Народное творчество. Песни и частушки (бытовые, любовные, озорные, патриотические)   1 Практическая работа. Разучивание песен. Сочинение частушек Конкурс на лучшее исполнение народных песен и частушек
Защита зачетных работ   1 Конференция Исследовательская работа для портфолио ученика

Содержание образования

Раздел “Введение” дает основное толкование понятий “традиция”, “обычай”, “символ”.

Раздел “Путешествие в глубину веков” расскажет о происхождении русских имен и фамилий; названий мер веса, длины, денежных единиц; об истории отечественной почты.

Раздел “Уголок России – отчий дом” помогает узнать традиции русской семьи, свою родню, ее праздники, обряды, этикет молодых людей.

Раздел “Там русский дух” знакомит учащихся с нетрадиционной народной медициной, отношением русских людей к обычаям, связанным с огнем, водой и др.

Раздел “Народный календарь” представляет явления народной культуры и быта: фольклор, праздники, традиции, обычаи.

Раздел “Руки не для скуки” дает краткие сведения о ремеслах и посвящен миру детских увлечений, реальному приобщению учащихся к занятиям в школьных кружках, городском Центре развития творчества детей и юношества.

Раздел “Традиции русского гостеприимства” знакомит школьников с традициями русской кухни, застолья, встречи гостей и народными песнями.

По окончании курса учащиеся выполняют зачетную работу (темы прилагаются). Исследовательские работы составят портфолио работ учащихся.

Темы для самостоятельных исследовательских работ

К разделу 2:

  1. История фамилий жителей нашего города (аналитические данные).
  2. Название поселков нашего района (О чем они рассказывают).
  3. По железной дороге от Нерюнгри до Тынды (Из истории названия станций).
  4. Названия рек, озер, гор нашего района.
  5. Пословицы и поговорки в речи наших бабушек, родителей, соседей.
  6. История местного православного храма иконы Казанской Богоматери.

К разделу 3:

  1. Моя семья. Генеалогическое дерево нашего рода.
  2. Семейные традиции, реликвии и святыни.
  3. Младенчество, отрочество, юность: традиции и обычаи.
  4. Народные правила приличия и хорошего тона.

К разделу 4:

  1. Лекарственные травы и растения нашей местности.
  2. Нетрадиционная народная медицина.

К разделу 5:

  1. Праздники светские и церковные.
  2. Русская свадьба. Свадебный обряд.
  3. Собирание и описание старинных русских народных игр.
  4. Наши любимые праздники.

К разделу 6:

  1. Декоративно – прикладное искусство русского народа.
  2. История ремесел. Народные промыслы нашего края.

К разделу 7:

  1. Русская кухня. Обрядовые и ритуальные блюда.
  2. Собирание, поиск русских народных песен и частушек.

Методические рекомендации

Формы работы:

  • Тематические экскурсии, походы по родному краю с целью установления какого-либо явления или сбора конкретного материала.
  • Сбор изделий декоративно-прикладного искусства.
  • Сбор и запись русских народных песен и частушек.
  • Сбор сведений о самодеятельных художниках, резчиках, вышивальщицах, вязальщицах, фотографирование или зарисовка изделий.
  • Сбор сведений топонимического характера и расшифровка их.
  • Сбор сведений о природных богатствах своего края.
  • Издание бюллетеней, стенгазет, рукописных сборников.
  • Конкурсы, викторины, смотры знаний, интеллектуальные игры. Конкурсы знатоков народных традиций и обрядов.

Темы экскурсий:

  • Городской краеведческий музей, якутский краеведческий центр “Балаган” с целью изучения жилища россиян.
  • Посещение местного православного храма иконы Казанской Богоматери с целью изучения христианских обрядов венчания, крещения, празднования Рождества Христова, светлого праздника Пасхи, Вербного воскресения.
  • Экскурсия в городской Центр развития творчества детей и юношества с целью знакомства с работой кружков декоративно – прикладного искусства.

Литература:

  1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.
  2. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.: ЮНВЕС, 1997.
  3. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
  4. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985.
  6. Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.
  7. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
  8. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.
  9. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: Советы и рекомендации. М.: Школа-пресс, 1998.
  10. Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия.М.: 1986.
  11. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
  12. Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс, 1993.
  13. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.