Цель: сформировать у школьников систему нравственных качеств путем изучения русских культурных традиций.
Задачи:
- раскрыть бытовую и общественную жизнь различных слоев российского общества, носителей народных традиций;
- показать конкретные жизненные формы и духовные проявления, которые существуют у русского народа.
Элективный курс рассчитан на 30 часов (один час в неделю). Каждое занятие сопровождается сбором местного материала, подбором литературы, произведений искусства. Предусматриваются экскурсии, встречи с народными умельцами, практическое обучение народным промыслам.
Особенности курса – его интегрированный
характер. Он вобрал в себя сведения исторические,
географические, по этнографии, филологии,
литературе, музыке, изобразительному искусству.
Занятия создают условия для разностороннего
духовного, нравственного, эстетического,
физического и умственного развития учащихся.
Элективный курс адресован учащимся 8 - 10 классов
общеобразовательной школы, а также профильной
школы и рассчитан как на работу под руководством
учителя, так и на самостоятельную работу.
Кадровое обеспечение курса: учителя, руководители кружков декоративно-прикладного искусства, мастера производственного обучения, родители.
|
Теория |
Практика |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
Раздел 1. Введение | ||||
Тема 1. Традиции и обычаи как часть русской культуры, способствующие сплочению семьи, общества, уважению к памяти предков | 1 | Лекция с элементами беседы | Сочинение о значении традиций в семьях учащихся | |
Тема 2. Государственные символы России (двуглавый орел и триколор флага) и Республики Саха | 1 | Лекция с использованием НИТ | Разучивание текста Гимна России Оформление стенда, альбома-раскладушки |
|
Раздел 2. Путешествие в глубину веков |
||||
Тема 1. Что в имени твоем… (из истории русских имен и фамилий) | 1 | Лекция с использованием иллюстративного литературного материала | 1. Собрать сведения о литературн.
произведениях, в названиях которых есть русские
имена и фамилии 2. Анализ имен и фамилий по городскому телефонному справочнику |
|
Тема 2. Русские меры длины, веса. Русские денежные единицы | Лекция с элементами беседы и использованием иллюстративного литературного материала | 1. Подобрать примеры из пословиц,
поговорок с данными словами 2 Тексты из местной печати с использованием данной терминологии |
||
Тема 3. Жилища россиян | 1 | Экскурсия в городской краеведческий музей, якутский краеведческий центр “Балаган” | Тезисы, рисунки | |
Тема 4. Из истории отечест-венной почты. Традиции эпистолярного жанра | 1 | Практическая работа на тему: “Искусство писать письма”. | Составление писем, поздравлений на различную тематику | |
Раздел 3. Уголок России – отчий дом |
||||
Тема 1. Родительский дом – начало начал. Традиции русской семьи | 1 | Практическая работа “Составление генеалогического дерева” | 1. Подбор литературного материала
(повести, романы о жизни русских семей) 2. Составление генеалогического дерева своей семьи |
|
Тема 2. Семья. Уважение к старшим. Дети и старики. Родня (родные и двоюродные братья и сестры, деверь, золовка, шурин, свояченица, сваха и т.д.) | 1 | Исследовательская работа с толковыми словарями В.Даля, Ожегова | Русский “Домострой” | |
Тема 3. Рождение ребенка. Традиции. Обычаи. Крестины. Именины. Игрушки для ребенка. Младенчество. Детский фольклор | 1 | Лекция с элементами беседы | 1. Конспект 2. Самостоятельная исследовательская работа (темы прилагаются) |
|
Тема 4. Отрочество. Учение. Приучение к труду. Игры и развлечения | 1 | Практикум “Игровая программа” | 1. Сообщение об играх современных детей. 2. Сообщение о детских играх бабушек, дедушек, пап и мам |
|
Тема 5. Юность. Вечерки и посиделки. Этикет девушки. Этикет юноши. Ухаживание. Традиции обмена подарками-символами | 1 | Лекция с элементами беседы | 1. Подбор произведений живописи,
народных песен, литературных произведений по
данной теме. 2. Сообщение по теме: “Этикет девушки и юноши”. |
|
Тема 6. Празднование дня рождения | 1 | Практическое занятие “Составление сценария проведения праздника” | Составить сценарий дня рождения сестры, брата | |
Тема 7. Свадьба. Свадебные обычаи. Обряд венчания | 1 | Лекция с элементами беседы | 1. Посещение местной церкви иконы Казанской Богоматери во время обряда венчания с последующим сообщением по данной теме | |
Тема 8. Соседи. Наши соседи по дому и улице. Правила общежития и взаимоотношений, взаимопомощь |
|
1 |
Практическое занятие: “Умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения с соседями” | Составление статьи в газету “Расскажу о моих соседях” |
Раздел 4. Там русский дух… |
||||
Тема 1. Сказка или быль? Верования в чистую и нечистую силу. Колдуны. Шаманы. Заговоры. Народные понятия о порче и сглазе | 1 | Практическое занятие: “Изучение народных заговоров” | Конспект | |
Тема 2. Огонь и вода – основа жизни. Использование огня и воды. Очищающая сила огня (купальские игры). Свечки. Сила воды. Живая и мертвая вода. Отношение к воде в домашних условиях | 1 | Лекция с элементами эвристической беседы | 1. Тезисы 2. Аналитические данные об использовании воды в семье за определенный отрезок времени |
|
Тема 3. Цветы и травы России. Обрядовое назначение цветов. Лекарственные цветы и травы | 1 | Лекция с составлением конспекта. | 1. Собрать стихи и песни о цветах 2. Подобрать репродукции картин русских художников о цветах и травах 3. Составить сборник лекарственных трав нашей местности |
|
Раздел 5. Народный календарь |
||||
Тема 1. “Красный день календаря”. Молодежные праздники. Времена года в народном календаре. История, традиции, обычаи | 1 | Лекция с элементами беседы | Составление конспекта | |
Тема 2. Новый год. Рождество. Крещение. Обычаи. Традиции. Гадания. Развлечения | 1 | Лекция с элементами практической работы “Старинные и современные гадания” | 1. Конспект 2. Посещение храма Казанской Богоматери |
|
Тема 3. Масленица. Масленичная неделя. Великий пост | 1 | Лекция | 1. Конспект 2. Репродукции картин 3. Рецепты блинов |
|
Тема 4. Вербная неделя. Вербное
воскресенье. Страстная неделя. Пасха – Велик день, светлый день. Куличи. “Писанки” |
1 | Лекция Практическая работа “Оформление “писанок”” |
1. Собрать рецепты куличей 2. Конкурс “писанок” (бисер, краска, рисунок, оригинальное оформление) |
|
Раздел 6. Руки не для скуки… |
||||
Тема 1. Традиционные занятия русских женщин и мужчин. Художественные промыслы | 1 | Лекция | 1. Тезисы 2. Иллюстрации к разным видам промыслов |
|
Тема 2. “Русская красавица рукоделием славится”. Вязание. Вышивание | 1 | Тематическая экскурсия в ЦРТДиЮ. Посещение кружков | 1. Вовлечение учащихся в кружки
декоративно-прикладного искусства 2. Рассказ об увлечениях в семьях ребят 3. Конкурс работ |
|
Тема 3. Народные промыслы нашего края (резьба по дереву, по кости. Художественные изделия из кожи и меха) | 1 | Тематическая экскурсия в ЦРТДиЮ и
якутский этнографический центр “Балаган” Посещение кружков |
1. Вовлечение учащихся в кружки
декоративно-прикладного искусства 2. Рассказ об увлечениях в семьях ребят |
|
Раздел 7. Традиции русского гостеприимства | ||||
Тема 1. Традиции русской кухни. Русские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. Русские пироги и калачи | 1 | Практическая работа (школьный кабинет кулинарии) | Совместное приготовление еды в семье | |
Тема 2. Застолье. Правила сервировки стола. Встреча и проводы гостей | 1 | Практическая работа (школьный кабинет кулинарии) | Провести семейный праздник | |
Тема 3.Народное творчество. Песни и частушки (бытовые, любовные, озорные, патриотические) | 1 | Практическая работа. Разучивание песен. Сочинение частушек | Конкурс на лучшее исполнение народных песен и частушек | |
Защита зачетных работ | 1 | Конференция | Исследовательская работа для портфолио ученика |
Содержание образования
Раздел “Введение” дает основное толкование понятий “традиция”, “обычай”, “символ”.
Раздел “Путешествие в глубину веков” расскажет о происхождении русских имен и фамилий; названий мер веса, длины, денежных единиц; об истории отечественной почты.
Раздел “Уголок России – отчий дом” помогает узнать традиции русской семьи, свою родню, ее праздники, обряды, этикет молодых людей.
Раздел “Там русский дух” знакомит учащихся с нетрадиционной народной медициной, отношением русских людей к обычаям, связанным с огнем, водой и др.
Раздел “Народный календарь” представляет явления народной культуры и быта: фольклор, праздники, традиции, обычаи.
Раздел “Руки не для скуки” дает краткие сведения о ремеслах и посвящен миру детских увлечений, реальному приобщению учащихся к занятиям в школьных кружках, городском Центре развития творчества детей и юношества.
Раздел “Традиции русского гостеприимства” знакомит школьников с традициями русской кухни, застолья, встречи гостей и народными песнями.
По окончании курса учащиеся выполняют зачетную работу (темы прилагаются). Исследовательские работы составят портфолио работ учащихся.
Темы для самостоятельных исследовательских работ
К разделу 2:
- История фамилий жителей нашего города (аналитические данные).
- Название поселков нашего района (О чем они рассказывают).
- По железной дороге от Нерюнгри до Тынды (Из истории названия станций).
- Названия рек, озер, гор нашего района.
- Пословицы и поговорки в речи наших бабушек, родителей, соседей.
- История местного православного храма иконы Казанской Богоматери.
К разделу 3:
- Моя семья. Генеалогическое дерево нашего рода.
- Семейные традиции, реликвии и святыни.
- Младенчество, отрочество, юность: традиции и обычаи.
- Народные правила приличия и хорошего тона.
К разделу 4:
- Лекарственные травы и растения нашей местности.
- Нетрадиционная народная медицина.
К разделу 5:
- Праздники светские и церковные.
- Русская свадьба. Свадебный обряд.
- Собирание и описание старинных русских народных игр.
- Наши любимые праздники.
К разделу 6:
- Декоративно – прикладное искусство русского народа.
- История ремесел. Народные промыслы нашего края.
К разделу 7:
- Русская кухня. Обрядовые и ритуальные блюда.
- Собирание, поиск русских народных песен и частушек.
Методические рекомендации
Формы работы:
- Тематические экскурсии, походы по родному краю с целью установления какого-либо явления или сбора конкретного материала.
- Сбор изделий декоративно-прикладного искусства.
- Сбор и запись русских народных песен и частушек.
- Сбор сведений о самодеятельных художниках, резчиках, вышивальщицах, вязальщицах, фотографирование или зарисовка изделий.
- Сбор сведений топонимического характера и расшифровка их.
- Сбор сведений о природных богатствах своего края.
- Издание бюллетеней, стенгазет, рукописных сборников.
- Конкурсы, викторины, смотры знаний, интеллектуальные игры. Конкурсы знатоков народных традиций и обрядов.
Темы экскурсий:
- Городской краеведческий музей, якутский краеведческий центр “Балаган” с целью изучения жилища россиян.
- Посещение местного православного храма иконы Казанской Богоматери с целью изучения христианских обрядов венчания, крещения, празднования Рождества Христова, светлого праздника Пасхи, Вербного воскресения.
- Экскурсия в городской Центр развития творчества детей и юношества с целью знакомства с работой кружков декоративно – прикладного искусства.
Литература:
- Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.
- Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.: ЮНВЕС, 1997.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984.
- Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985.
- Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.
- Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.
- Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: Советы и рекомендации. М.: Школа-пресс, 1998.
- Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия.М.: 1986.
- Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
- Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс, 1993.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.