Пять лет муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия 164” г. Зеленогорска Красноярского края, являясь научно-внедренческой лабораторией ИППУО КГПУ, как я уже писала, и экспериментальной площадкой при КК ИПК РО по индивидуально-ориентированной системе обучения, использует в практике своей работы индивидуально- ориентированную систему обучения (ИОСО) – психологическую систему, направленную на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.
Организация учебного процесса по технологии ИОСО
1. Лекционный блок – блок изучения нового материала
Структура школьной лекции:
№ п |
Этапы школьной лекции |
Затраты времени |
1 | Психологический настрой | 2 |
2 | Объяснение нового материала | 15 |
3 | Закрепление нового материала | 5 |
4 | Групповая работа по усвоению (повторению) нового материала | 10 |
5 |
Индивидуальная работа по применению нового учебного материала | 8 |
6 | Подведение итогов | 2 |
Всего | 40 |
2. Лабораторный блок – блок самостоятельной работы
Структура лабораторных занятий:
№ п | Этапы лабораторного занятия |
Затраты времени |
1 | Психологический настрой | 2 |
2 | Групповой контроль выполнения обязательных практических заданий | 8 |
3 | Групповое повторение ранее изученного материала | 10 |
4 | Сдача тем по индивидуально-ориентированным учебным планам | 20 |
Всего | 40 |
Структура комбинированных занятий:
№ |
Этапы комбинированного занятия |
Затраты времени |
1 | Психологический настрой | 2 |
2 | Самостоятельная работа с текстом | 10 |
3 | Беседа по осмыслению содержания | 8 |
4 | Самостоятельная работа учащихся по выполнению фрагментов-заданий | 10 |
5 | Экспресс-контроль выполнения заданий в группах | 8 |
6 | Подведение итогов работы | 2 |
Всего | 40 |
Использование информационно – коммуникационных технологий удачно сочетается с ИОСО. Компьютер служит как демонстрационное средство наглядности, учащихся заинтересовывает работа с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами, презентациями. Часто использую компьютер при выполнении тренировочных или контрольных упражнений. Они позволяют сокращать время на переписывание текстов, когда необходимо только объяснение написания слова или постановки знаков препинания. Для тренировки орфографических и пунктуационных навыков в 5-9-х классах применяю программу “Фразу”. Использование на уроке и дома тренировочной компьютерной программы дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект, уменьшить затраты времени на выполнение домашнего задания по ИОПу (индивидуально – ориентированному плану). По - своему интересна работа с программой виртуальной школы “Кирилла и Мефодия”. Ее я использую чаще для уроков – лекций и закрепления нового материала. Уроки с использованием собственного изготовления (как учителя, так и учащихся) презентаций ( по программе “Intel”), таблиц также позволяют разнообразить деятельность учащихся. Несомненно, для того чтобы рационально использовать электронные учебные материалы на уроке, учитель должен хорошо ориентироваться в них, знать их так, как он знает учебник и учебные пособия, по которым работает.
Положительные моменты использования ИКТ в учебно – воспитательном процессе, которые выработала творческая группа педагогов гимназии:
- Повышение уровня мотивации учения.
- Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.
- Экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большего количества учащихся.
- Создание условий для реализации творческого потенциала ученика.
- Утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся.
- Воспитание компьютерной культуры.
- Объективность в оценке знаний учащихся.
- Психологическая подготовка детей к “информационному” веку.
Но необходимо помнить, что чрезмерное увлечение ИКТ может не принести желаемых результатов. Центральная роль остается за учителем, компьютер – лишь вспомогательное средство обучения.
Урок-лекция по русскому языку с использованием компьютера по теме “Словосочетание. Простое предложение”
(с соблюдением требований к урокам ИОСО)
Предметная область: русский язык
Учебный модуль: синтаксис
Тема урока: “Словосочетание. Простое предложение?
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
образовательные – систематизация и закрепление знаний о словосочетании, полученных ранее (формирование и совершенствование умений безошибочно находить словосочетания, формирование навыков связного изложения мыслей как в устной, так и письменной форме;
1) развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления; умение анализировать языковый материал, формирование навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения ее;
2) формирование понятия о видах связи слов в словосочетании;
3) формирование понятия о грам. значении предложения, закрепление сведений о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению;
развивающие - развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления; умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы; понимание связей и взаимосвязей между словом, словосочетанием и предложением;
воспитательные – формирование ценностных ориентаций.
Педагогические задачи: заинтересовать темой урока, координировать деятельность учащихся.
Задачи учащихся:
- получить знания о словосочетаниях, навыки и умения их применять согласно целям урока;
- отрабатывать умение работать в группах, слушать и слышать.
Формы и методы: по источнику получения знаний - лекция, беседа, демонстрация; по уровню активности познавательной деятельности - проблемное изложение материала.
Оборудование: компьютерные программы,
таблицы, проектор, текст И.С.Тургенева.
Ход урока:
1. Психологический настрой (определение целей урока на языке учащихся с корректировкой учителя) - 2 мин.
2. Лекция учителя с использованием программы виртуальной школы “Кирилла и Мефодия”, 6 кл., урок 24. Алгоритм записан на доске: (15 мин.)
1). Словосочетания, их строение и грамматическое значение:
-Что такое словосочетание?
-Чем оно отличается от слова?
-Виды словосочетаний. Примеры (см. таблицу ,,Словосочетания.”)
-Значение словосочетаний (глагольных и именных).
2). Связь слов в словосочетании (согласование, примыкание, управление). Примеры.
3). Использование словосочетаний в речи. Примеры.
4). Предложение как средство выражения мысли. Таблица “Предложение”.
5). Строение предложения. Примеры. Виды предложений по количеству главных членов и количеству грам. основ.
6). Грамматическое значение предложения.
7). Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Примеры.
3. Закрепление пройденного. 25 мин.
1). Запись под диктовку текста с объяснением выбора орфограмм.
Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.
С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня.
(C целью экономии времени текст можно дать каждому учащемуся с последующим объяснением орфограмм.)
2). Работа с текстом.
- Озаглавьте текст, определите тип речи.- 1 группа.
- Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку? (Глаголы ) - 2 группа.
- Сравните слова и словосочетания: трепетали - слабо трепетали, вспыхивали - непрерывно вспыхивали. Каков вывод? (Словосочетания конкретнее, образнее, точнее, чем слово, называют предметы, действия и признаки).- 3 группа.
- Назовите словосочетания, с помощью которых писатель: 1) “рисует” молнии; 2) передает движение, динамику грозы - 4 группа.
3). Работа с таблицей “Cловосочетание”.
(Первая строчка-заголовок - закрыта, открывается только после определения вида словосочетаний (именные, глагольные).
Обращается внимание учащихся на то, что словосочетания каждой колонки имеют одинаковое строение и общее грамматическое значение, которое зависит от морфологической принадлежности каждого слова.
Запись под колонками:
Указывает на предмет и его признак. |
Указывает на действие и его признак. |
Указывает на действие и предмет, на который оно направлено. |
Вывод: глагольные словосочетания помогают выразительно описать действия, движения; именные – “рисуют”, описывают предмет.
- Какие средства выразительности использует И.С.Тургенев при описании грозы? (Сравнения, олицетворения). Найдите их в тексте.
4). Продолжение работы с текстом.
- Какие предложения по цели высказывания используются в тексте? (Повествовательные).
- Какие еще знаете? Примеры.
- По интонации? Примеры.
- По наличию второстепенных членов предложения?
- Виды предложений по осложненности?
5) Разбор 1 предложения 2 абзаца (С приближением…)
- Какой порядок слов в предложении?
- На что падает логическое ударение? Почему?
4. Подведение итогов урока. Рефлексивный анализ урока./3мин./
Учащиеся анализируют свою работу.
Кто выполнил раньше, работает по ИОПам (индивидуально – ориентированным планам)
Рефлексия:
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Что бы ты изменил в уроке?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять дальнейшие задания индивидуального учебного плана?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Ты сумел показать свои знания?
Спасибо за ответы!
Практические задания к лабораторным урокам по теме “Словосочетание. Простое предложение”.
Цели уроков:
- формирование навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащение ее;
- формировать умения:1) определять способ связи слов в словосочетании; 2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; 3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования; 4) использовать в речи словосочетания - синтаксические синонимы;
- формировать умения: 1) осознавать предложения как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения чувств, переживания и др.; 2) употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации, структуре; 3) выразительно читать текст;
- формировать умение работать в группе по интересам.
Уроки лабораторные проводятся согласно структуре.
Индивидуальные задания для работы в группах:
1 уровень-“3”:
1. Составить с данными словами словосочетания, добавив уточнение названия предмета или действия; указать главные и зависимые слова. Какими частями речи они выражены? Определите грамматическое значение словосочетаний.
Образец: (какое?) старинное, прервать ( что?), (как?) разговор, неожиданно.
Преподаватель, преимущество, привилегия, приспособиться, приткнуться.
2. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
а) медведь заревел;
б) заревел неистово;
в) заревел и схватил;
г) схватил за комбинезон.
3. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ВЗГЛЯД?
а) умный, б) смышленый, в) разумный, г) башковитый.
4. Найдите слово, в котором пишется буква И:
а) об.лиск, б) ген.альный, в) атт.стат, г) с.кретарь, д) д.путат.
5. Произведите синтаксический разбор.
Эпитеты- определения создают цветовую гамму золотой осени4.
6.Выписать из предложения( зад.6 второго уровня) все возможные словосочетания.
2 уровень-,,4’’.
1. Произвести разбор словосочетания красивая школа.
2. Составить словарный диктант из 15 слов с приставками пре-, при-, с одним из них составить словосочетание, указать его вид связи.
3. Найдите словосочетание по его грамматическому значению -,, действие и его признак”:
а) спуститься с горы;
б) бег трусцой;
в) легко преодолеть;
г) ходить по лесу.
4. Найдите ошибки в ,, управлении’’.
а) директор магазина;
б) заведующий аптеки;
в) верящий в победу;
5. Найдите слово , в котором пишется одна н.
а) предан.ость; б) багрян.ый; в) истин.ый; г) отчаян.ый.
6.Солнце, (не)видимое уже за г.ризонтом, где(то) (с)права еле(еле) освещает кусочек неба4.
3 уровень-“5”.
1. Выписать из предложения (зад.6 второго уровня) все возможные словосочетания. Одного словосочетания произвести разбор.
2. Составить словосочетания со словами истина, идеал, подлинный. Работая со словарем, дать их историческую справку.
3. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи “согласование” могут быть выражены:
а) наречия; б) сущ.; в) прилаг.; г) дееприч.; д) прич.; е) порядковыми числит.
4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ОТВЕТ ( в значении “ответ на урок”)?
а) краткий;
б) короткий;
в) мимолетный;
г) непродолжительный.
5. Найдите слово, в котором пишется буква О.
а) иде.лист; б) тр.диция; в) иде.логия; г) т.лантливый; д)трансп.рант.
6. Составьте слова по данным схемам:
Cущ.- ; глагол- ; причастие- ; слово с нулевым окончанием.