Деловая игра "Защита курсовых проектов по дисциплине "Гидротермическая обработка и консервирование древесины"

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение.

Для повышения эффективности овладения студентами новыми знаниями и навыками, применения их на практике можно воспользоваться наиболее эффективными способами – деловыми играми.

Деловые игры выгодно отличаются от других методов обучения тем, что позволяют обучающимся быть причастными к функционированию систем, быть ответственными за принятие самостоятельных решений, выполнять различные должностные обязанности, оценивать возможные реальные ситуации.

Процесс обучения с помощью деловых игр имеет следующие положительные моменты:

  • повышается интерес к учебным занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе;
  • повышается познавательность в процессе обучения;
  • изменяется самооценка обучающихся, она становится более объективной;
  • изменяются в лучшую сторону взаимоотношения обучаемых и преподавателей, причем это относится не только к преподавателям, проводящим деловые игры, но и преподавателям многих дисциплин, знание которых помогает успешному участию в играх. Элемент деловой игры в виде презентации курсового проекта с применением видеопроектора привлекает внимание слушателей. Художественное оформление является очень важным этапом разработки презентаций, т.к., во-первых, представленные в графическом виде данные часто выглядят лучше текстовых, во-вторых, использование графики позволяет выделить наиболее важные моменты презентации или облегчить понимание трудных положений доклада. И вообще, чем эффектней презентация, тем лучшее впечатление на слушателей произведет выступление.

Для развития личности играет большую роль коллективная деятельность. Важнейшие качества личности: независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь и т.п. – формируются прежде всего в коллективной деятельности.

Современное обучение должно быть направлено на формирование специалистов, принимающих энергичное и компетентное участие в определении стратегии и тактики развития предприятия или организации.

В числе новых требований к экономическим кадрам можно указать: знание товарного рынка, компетентное участие во всероссийских и межрегиональных оптовых ярмарках и аукционах, квалифицированное участие в реализации продукции своего производства широкому кругу потребителей, участие в предоставлении технико-экономических, информационных и рекламных услуг.

Эмоции – важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение к действительности, в конечном счете, его мировоззрение. Важность формирования у студентов эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения доказана многочисленными исследованиями.

Вполне естественно, что формирование такого отношения возможно лишь в соответствующей эмоционально насыщенной атмосфере учебной деятельности, в процессе межличностного общения, причем важнейшие функции в воспитании эмоций принадлежат педагогу.

Система отношений в межличностном взаимодействии всех участников процесса обучения и предопределяет его воспитательную эффективность.

Преподаватель осуществляет контроль за учебной деятельностью студентов, который является одним из важных компонентов процесса обучения и заключается в проверке знаний, умений, навыков. Контроль необходим для ориентации преподавателя в его дальнейшей работе, выявлении достижений и пробелов в овладении студентами учебным материалом, а также ликвидации обнаруженных недостатков.

В данной методической разработке предлагается вариант деловой игры, которая применяется на групповой защите курсовых проектов по дисциплине “Гидротермическая обработка и консервирование древесины”.

Содержание деловой игры.

Объект, моделируемый в игре.

  1. Фирма (две, три), занимающаяся разработкой технологических процессов, новых конструкций изделий и стремящаяся внедрить свои разработки в производство.
  2. Экспертная комиссия, анализирующая достоинства и недостатки проектов, разработок, эрудицию проектантов, работников фирмы.
  3. Заказчики, выбирающие для приобретения проект, новую конструкцию изделиястремящиеся выгодно вложить деньги.

Цели игры.

  1. Закрепление и активизация основных понятий соответствующего учебного курса, получение комплексного представления о производстве, представление авторского оригинального решения проблемы
  2. Знакомство в обстановке условной практики с деятельностью управленческого персонала, выработка оригинальных решений, развитие умения обосновывать ответы.

Деловая игра

Защита курсовых проектов по дисциплине “Гидротермическая обработка и консервирование древесины”.

Объект.

  1. Две фирмы, выставившие на рассмотрение курсовые проекты сушильных цехов с целью их реализации.
    Первая фирма представляет проекты сушильных цехов на базе камер периодического действия.
    Вторая фирма представляет проекты сушильных цехов на базе камер непрерывного действия.
  2. Экспертная комиссия: преподаватель, ведущий курсовое проектирование, студенты, сдавшие курсовые проекты досрочно, хорошо разбирающиеся в материале.
  3. Заказчики: эту роль могут выполнять студенты, преподаватели других дисциплин (их участие обусловлено целью установления межпредметных связей); специалисты с предприятий (их участие повышает качество и значимость деловой игры).

Проект деловой игры.

Игра проводится в виде ярмарки, аукциона, в ходе которого открывается значение сушки древесины, ее влияние на качество изделий, экономическую эффективность производства, рассматриваются курсовые проекты, где разработаны сушильные цеха с учетом актуальности, новизны, современных требований организации производства, механизации и автоматизации работ.

Подготовка аудитории.

  1. Макеты сушильных цехов, сушильных камер.
  2. Оборудование сушильных цехов.
  3. Плакаты.
  4. Приборы (термометры, психрометры, измерители влажности и т.д.).
  5. Документация (журналы учета, штабельные карточки, ГОСТы, руководящие технические материалы).
  6. ЭВМ.
  7. Компьютер.
  8. Видеопроектор.
  9. Пакет прикладных программ..
  10. Электронная версия дисциплины “Гидротермическая обработка и консервирование древесины”.

Проведение игры “Защита курсового проекта”.

Цели защиты.

  1. Отобрать рациональный вариант курсового проекта.
  2. Закрепление и комплексное применение знаний.
  3. Развитие навыков эффективного управления процессами.
  4. Подготовка к адаптации молодого специалиста на производстве.
  5. Укрепление его уверенности в своих силах и успешной работе в коллективе.
  6. Применение новых информационных технологий.

Таблица 1 Этапы игры.

Задание Содержание Время

мин

Баллы
1.Подобрать название фирмы. Название должно соответствовать теме работы, отличаться оригинальностью, краткостью. 1 2
2. Презентация фирмы. Значение, цель участия в ярмарке. 5 5
3. Девиз фирмы. Представляются три девиза, из них фирме соответствует один, конкуренты должны выбрать правильный девиз и обосновать выбор. 5 5
4.Представление первой фирмой курсового проекта. Разработчики: президент фирмы, генеральный директор, главные специалисты, маркетолог. Представляют каждый свою часть работы. 10 20
5. Вопросы к работникам фирмы № 1 по представленному проекту. Вопросы задают экспертная комиссия, члены конкурирующей группы, участники аукциона. 3 10
6.Представление второй фирмой курсового проекта. В доклад входит технологический процесс, характеристика камер, оборудования, приборов. 10 20
7. Вопросы к работникам фирмы № 2 по представленному проекту Участвуют эксперты, покупатели, конкуренты

Цель: глубже разобрать изученный материал, закрепить его, выявить знания специалистов.

 

3

 

10

8. Исследовательская часть. Творческий поиск. Развитие навыка использования современных информационных технологий в решении различных задач способствует улучшению результатов обучения. Наглядность. Использование компьютерных программ MathSoft Apps Mathcad 2001, Microsoft Ехсеl. 10 10
9.Заключительная часть. Эксперты оценивают работу фирм, отдельных специалистов. Покупатели заключают договора, контракты, если понравились разработки или разработчики фирм.   82

Задания могут готовиться параллельно (цель, реклама, заполнение документации)

Пример защиты курсового проекта.

Вступление.

Разработчики двух фирм имеют несколько проектов, на примере одного ведущие специалисты каждой фирмы расскажут о значении и актуальности представленного проекта, о необходимости качественной сушки древесины, дадут понятие технологии сушки, ознакомят с производством и получением сухих пиломатериалов, оборудованием сушильных цехов.

Уважаемые проектанты должны рассказать как можно больше интересного о проекте: должны убедить аудиторию в том, что они надежный и солидный партнер, что в процессе работы с ними у заказчика не возникнет никаких проблем. От того, как они справятся с этой задачей, естественно, будет зависеть и коммерческий успех вашего предприятия. Поэтому подготовке к защите необходимо уделить большое внимание и постараться провести его на должном уровне с использованием самых современных технологий.

Материал проекта представляется в оригинальной форме, форма подачи материала должна соответствовать содержанию проекта.

Те, кто стремится вложить капитал – предприниматели, бизнесмены, частные лица внимательно отнеситесь к представленным работам и самим разработчикам.

Возможно, Вы произведете выгодную сделку и подпишите контракт с разработчиками одной из фирм. Приобрести уверенность в выгодной покупке, экономической эффективности сделки Вам помогут научные консультанты – эксперты.

Знакомство со специалистами фирм, их работами будет проходить в несколько этапов.

Работу на каждом этапе оценивают эксперты, если разработчики и их работа заинтересуют кого либо, то это повысит их ставки, а если будет подписан контракт, то – отлично.

Первое задание. Название фирмы.

  • Фирма “Сканд Юникс” – сушильные камеры непрерывного действия.
  • Фирма РНдК.

Второе задание. Презентация. (Отражает фантазию студентов, эрудицию, связь с заданной темой деловой игры, знание предмета).

MS Office PowerPoint Количество слайдов (7-10); все слайды выполнены в едином стиле; первый слайд содержит наименование выпускающей организации; последний слайд посвящен описанию источников информации; остальные слайды отражают содержание проекта в произвольной форме; слайды демонстрируются в режиме автопоказа или по щелчку мыши; используются не менее трех видов анимационных эффектов и не менее одного звукового эффекта; используется музыкальная вставка; каждый слайд содержит кнопку возврата на первую страницу; не менее двух слайдов имеют ссылку на документы Word.

Третье задание. Девиз фирмы.

Каждая фирма представляет три девиза, с одним правильным.

Конкурентам необходимо отобрать правильный девиз и обосновать свой выбор. Оценивается правильность выбора, оригинальность обоснования.

Девизы фирмы “Сканд Юникс”.

  1. Наделили меня богатством
    Не сказали, что делать с ним.
  2. Есть у фирмы один закон
    Кто не с нами, тех в загон.
  3. Ни шагу назад, ни шагу на месте
    Только “Сканд Юникс” и только все вместе.

Фирма РНдК решила, что фирма конкурента своим девизом выбрала третий девиз и обосновала это следующим образом: что сотрудники фирмы решительные, энергичные молодые люди, постоянно в движении, при этом создали дружный коллектив.

Красивое обоснование (можно оценивать дополнительно), но девиз оказался не тот. “СКАНД ЮНИКС” выбрала для себя первый девиз, обосновав его так, что древесина это целое богатство, требующее бережного, рационального использования, а сушка один из способов увеличения срока использования древесины, чему и посвятила себя фирма.

Девизы фирмы “РНдК”. Также следует анализ девизов фирмы “РНдК

Четвертое задание. Представление курсового проекта фирмой №1.

Участвуют все специалисты разработчики. Необходимо детально охарактеризовать спроектированный сушильный цех, используя чертежи, макеты, плакаты, оборудование кабинета, рассказать технологический процесс, дать характеристику сушильных камер, режимов сушки, качества пиломатериалов, контроль процесса сушки, автоматизацию и механизацию работ. Качество ответа повышает использование мультимедиатехнологий.

Пятое задание. Вопросы по докладу к фирме №1.

Эксперты выявляют недостатки, неточности в процессе и, наоборот, выделяют достоинства представленной работы. Покупатели выясняют неясные моменты. Конкурентная фирма задает проблемные вопросы, на которые трудно ответить.

Шестое задание. Представление курсового проекта фирмой №2.

Седьмое задание. Вопросы к работникам фирмы №2.

Восьмое задание. Исследовательская часть.

Представление фирмами сравнительных характеристик по продолжительности сушки различных пород, влияние режимов на качество древесины, построение технологических этапов сушки. Построение графиков зависимости по разным показателям. Наглядный показ на экране с помощью видеопроектора.

Заключение.

Защита курсового проекта, практической работы группой из четырех–шести человек (фирма) позволяет студентам свободнее себя чувствовать. В яркой, интересной работе лучше, быстрее раскрываются индивидуальные особенности каждого студента.

В такой деятельности можно изучить личность через анализ общественных отношений. Групповая защита носит и воспитательное значение в процессе преодоления трудностей и препятствий, в делах и поступках формируется характер человека, возникают активные отношения между студентами, вырабатывается собственное мнение.

Такой вид деловой игры позволяет проводить защиту практических, лабораторных работ, используется для изучения нового материала, и, что главное, равнодушных на уроке не будет. Участвуют все в работе.

Публичная защита привлекает внимание слушателей к решению проблемы, вызывает живой интерес. Для оценки представленных работ заказчикам предлагаются критерии оценки и инструкция №1 по защите.

Инструкция № 1 по защите курсового проекта.

  1. Дайте короткое, но емкое название фирмы (1-5 слов).
  2. Выберите актуальный, на ваш взгляд, девиз проектной фирмы.
  3. Аргументированно докажите актуальность выбранной темы проекта.
  4. Определите цель вашего проекта: для чего он создан, кому адресован, какую проблему поможет решить (1-3 предложения).
  5. Познакомьтесь с информацией по теме вашего проекта. Источниками информации могут быть печатные издания, интервью граждан, информация в сети Internet.
  6. Дайте краткое пояснение, каким образом рассматриваемые в проекте проблемы решаются сейчас, в чем их достоинства и недостатки
  7. Сформулируйте в нескольких предложениях, каким образом вы представляете решить данную проблему, в чем достоинства вашего проекта по сравнению с существующими способами решения рассматриваемой проблемы (5-7 предложений).
  8. Опишите подробно содержание проекта, используя примерный план:
    – задачи проекта;
    – основные этапы проектирования;
    – полученные результаты.
  9. Сформулируйте выводы, доказывающие необходимость внедрения предложенного вами проекта.
  10. Подготовьте презентацию проекта, используя программуMicrosoft PowerPoint [ 1] .

Критерии оценки проекта по дисциплине.

 

Содержание Оценочная школа
Формальное соблюдение инструкции №1. 0 - проект соответствует менее чем 6 пунктам инструкции;

1 - проект соответствует 6-9 пунктам инструкции;

2 - проект соответствует 10 пунктам инструкции.

Актуальность выбранной темы проекта. 0 - актуальность темы не доказывается;

1 - актуальность темы декларативная;

2 - актуальность темы доказана, аргументы приведены.

Соответствие содержания проекта целям и выводам. 0 - цели проекта не соответствуют содержанию и выводам;

1 - нет полного соответствия между целями и содержанием, или содержанием и выводами, или между целями и выводами;

2 - соответствие содержания проекта целями и выводам полное.

Степень авторства и новизна в решении проблемы. 0 - нет собственных предложений;

1 - предложения по решению проблемы представляют интеграцию нескольких официальных версий;

2 - проект имеет авторское оригинальное решение проблемы.

Оригинальность подачи материала проекта. 0 - информация о проекте не содержит эмоциональной окраски;

1 - материал проекта представлен в оригинальной форме, но форма подачи материала не вполне соответствует содержанию;

2 - материал проекта представлен в оригинальной форме, форма подачи материала соответствует содержанию проекта.

Защита проекта. 0 - проект не вызывает интереса у слушателей;

1 - презентация проекта привлекла внимание, но не вызывает интереса к решению проблемы;

2 - публичная защита привлекает внимание слушателей к решению проблемы, вызывает живой интерес слушателей.

Литература.

  1. Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов колледжа. // Журнал Стандарты и Мониторинг в образовании 4. М.: 2000
  2. Трофимова Н.М., Еремина Е.И Самообразование, и творческое развитие личности будущего специалиста./ “Педагогика” 2, 2003